Что должен делать маркетолог на работе?
Удивительно, но не смотря на то, что маркетинг – очень популярное направление, преподаваемое практически во всех ВУЗах, и каждый человек, более-менее связанный с экономическим образованием считает себя грамотным маркетологом – очень немногие имеют представление о том, чем же конкретно должен заниматься маркетолог. И даже к нам на работу, приходит «профессиональный маркетолог с опытом» и спрашивает – а чем, собственно говоря, я должен буду заниматься? Обычно, я отвечаю кратко – маркетингом.
Итак, в этой статье речь пойдет о том, чем же на самом деле должен заниматься маркетолог на своем рабочем месте (помимо общения с друзьями в социальных сетях, перекидыванием демотиваторов и просмотров видео на Ю-Тюбе). Эта статья является продолжением статьи что должен знать маркетолог.
Конечно, если вам повезет устраиваться на работу в крупную компанию (типа Кока-кола или Адидас), то действительно, в отделе маркетинга множество разных подотделов, и вы можете быть брошены на какой-то узкопрофильный район (например, все ваши обязанности будут исключительно в слежении за действиями Пепси Ко, или только изучать цены). Но если мы говорим о малом и среднем бизнесе, где отдел маркетинга состоит из 1-3 человек, то скорее всего вам придется взять на себя весь широченный спектр маркетинговых обязанностей.
Что же это означает на самом деле? Вот мой перечень основных обязанностей маркетолога.
Анализ рынка.
Функция маркетинга, которую сложно переоценить. Конечно, скажете вы, тенденции на рынке меняются далеко не каждый день. А в традиционных отраслях – и не каждый год. НО – они меняются. И чем дальше – тем быстрее. Есть еще одна особенность – чем более инертный рынок (чем медленнее он меняется) – тем сложнее принять и перестроиться под новые условия.
Простой пример. Например, в нашей IT-сфере. Небольшие изменения происходят примерно каждый месяц. Серьезные – примерно раз в год. Но и нам, переписать скрипт, найти нового специалиста не так уж и сложно под новые условия.
А теперь представьте большой завод по выплавке каких-то железных изделий. Сколько им времени нужно, чтоб поменять хотя бы часть своих станков, переучить рабочих, наладить новую схему производства? Такие изменения могут происходить раз в 2-3 года. Но и время и деньги на подобные перемены весьма значительны.
А что же будет, если вы не заметите, или просто проигнорируете подобные изменения? Увы, вы просто будите выброшены с рынка. Сами подумайте, кто будет покупать ваш, устаревший товар? А когда вы осознаете, что нужно что-то менять – может быть уже поздно. Поэтому – следите за рынком.
Если мы говорим о конкретных инструментах – то здесь их огромная масса: и слежение за периодикой, и анализ информации от конкурентов, и опросы потребителей, и общественное мнение и многое другое.
Работа с клиентами.
Вот еще! Какие клиенты? – спросите вы. Это прямая обязанность Sales-менеджера. И будете неправы. Задача сейлса – продажа (именно поэтому он так и называется). Задача же маркетолога – выяснить, что конкретно нужно вашему клиенту. Почему он покупает у вас товар? Почему именно У ВАС? Почему именно ЭТОТ товар? Что его устраивает? Что не устраивает.
Такое общение откроет вам много секретов. В том числе и по поводу рынков, и по поводу конкурентов, и по поводу ожидания клиентов.
Вы должны точно знать, чем вы отличаетесь от конкурентов. Но тут есть одна особенность: чем вы отличаетесь в глазах клиентов, а не что вы там сами себе придумали. Простой пример: будучи в Сиднее 4 дня ел только в одном кафе. Официанты и бармен решили, что мне нравится вид на океан из окна их кафе, их вина, их кухня. Все это было так, но не решающим фактором. Главное – там был бесплатный wi-fi. И именно поэтому я ходил только туда (а когда кафе закрывалось, я шел в Макдональдс, или сидел на остановке у Apple-Store).
Аналогично, и вы можете считать, что ваши покупатели считают ваш товар самым лучшим. А на самом деле, может вы просто имеете удачное расположение склада. И как только конкурент предложит клиенту бесплатную доставку – вы его потеряете?
Но в этой опасности есть и возможность. Быть может, предложив небольшому клиенту какую-то дополнительную мелочь (с вашей точки зрения), он в разы увеличит ваши обороты и перейдет в раздел VIP-клиентов.
Поэтому, общайтесь с вашими клиентами. Общайтесь не через Sales, а напрямую. Общайтесь не только с VIP, но и самыми простыми и мелкими. И кто знает, быть может вы увеличите свои обороты на порядки…
Анализ конкурентов.
Держи друзей близко, а врагов еще ближе – гласит народная мудрость. Вы обязаны общаться с вашими клиентами, но под еще более пристальным вниманием должны быть и конкуренты. Какова их ценовая политика? В чем их сильная сторона? Почему часть ваших клиентов уходит к ним, а часть их к вам? Какие дополнительные услуги они предлагают? Все эти вопросы вы должны задавать себе каждый день, и находить все новые и новые ответы.
Инструментов сейчас предостаточно: это и их блоги, и пресс-релизы, отзывы клиентов, официальные новости на сайтах и при необходимости – тайный покупатель. Здесь все средства (законные) хороши. Причем, чем более крупный бизнес, тем более хитрые ходы и способы выяснения информации применяются.
На небольших рынках, обычно, все друг друга знают. Руководители и сотрудники часто встречаются на конференциях, семинарах, выставках. Общаются, вместе выпивают, делятся впечатлениями. Вы должны понимать, что верить таким «откровениям», что у нас 500 новых клиентов за последнюю неделю, конечно же бессмысленно. Но все-таки иногда в таких задушевных беседах какая-то полезная информация и проскользнет. Ваша задача – заметить ее, и в то же время не сболтнуть ничего лишнего со своей стороны. Особенно это касается каких-то нововведений, широкомасштабных рекламных кампаний, ребрендинга и других кардинальных вещей.
Поиск новых клиентов.
И снова клиенты. Конечно, никто не говорит, что вам следует прозванивать по телефонному справочнику потенциальных клиентов. Ваша задача – искать новые ниши, в которых ваш товар может быть использован. Здесь нет никаких ограничений. Вы можете предложить использовать ваш товар для каких-то других целей. Вы можете обратить внимание на новый сегмент, или на целый рынок, который по какой-то причине ранее вам не был интересен.
Ваша задача – все проверять и помнить, что нет ничего вечного. Может, раньше ваш товар пользовался спросом только у мужчин в возрасте 30-35 лет. А сейчас, возможно, его будут приобретать и женщины, и более молодые мужчины.
Таких примеров масса. Вспомните, совсем недавно компьютер был предназначен исключительно для работы технарей. А сейчас он есть в доме у каждой домохозяйки. Очки раньше носили исключительно люди с плохим зрением. Сейчас же, это все больше становиться дорогим аксессуаром, и деловые люди покупают очки с простыми стеклами, чтоб выглядеть «более солидно».