Что я должен делать? – Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру)

3. На что я смею надеяться? – Это вопрос о ценностях и идеалах (Ценностный тип отношения человека к миру).

Ответив на эти три вопроса, мы получаем ответ на интегративный вопрос: «Что есть человек?»

Сложное структурирование самого предмета философии определяет разветвленное внутреннее строение философского знания, которое состоит из следующих областей:

1. Онтология – учение о бытии (о первоначалах и первопричинах всего сущего).

2. Гносеология – учение о познании (философская теория познания), отвечающая на вопросы о том, что есть истинное и достоверное знание, каковы критерии и способы получения истинного знания, какова специфика различных форм познавательной деятельности.

3. Аксиология – учение о ценностях.

4. Философская антропология – учение о сущности человека, смысле человеческой жизни, необходимости и случайности, свободе и т.д.

5. Логика – учение о законах и формах человеческого мышления.

6. Этика – учение о законах и принципах морали.

7. Эстетика – учение, исследующее эстетические ценности (красота, безобразие, трагическое, комическое, низменное и т.д.) и искусство как особую художественную деятельность.

В XIX-XX веке формируются: философия религии, философия культуры, философия науки и техники и другие отрасли философского знания.

Чтобы постигать взаимоотношения между человеком и миром на уровне всеобщего, философия должна была сформировать свой особый метод познания, адекватный ее предмету. Этим методом явилось абстрактное теоретическое мышление (умозрение). Специфика философского абстрактного мышления состоит в предельной обобщенности философских понятий (категорий): бытие, материя, пространство, время, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, человек и смысл жизни, добро и зло, свобода, любовь и др.

Кроме того, в философской учебной литературе принято выделять следующие методы философии, т.е. средства, с помо­щью которых осуществляется философское исследование:

· диалектику – метод философского исследования, при котором вещи и явления окружающей действительности рассматриваются гибко, критически и последователь­но с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;

· метафизику – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно (а не с точки зрения их взаи­мосвязанности), статично (игнорируется факт постоянных изменений и развития) и однозначно (ведется поиск абсолютной истины);

· догматизм – метод, основанный на восприятии окружающего мира через призму догм, т.е. раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер;

· эклектику – метод, основанный на произвольном соедине­нии разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся досто­верными выводы;

· софистику – метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (сужде­ний), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод;

· герменевтику – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;

· синергетику – метод, основанный на изучении предметов окружающей действительности как элементов эволюционирующих и самоорганизующихся систем открытого типа с нелинейными обратными связями.

Также необходимо отметить, что важнейшим источником философских интуиций, разворачиваемых посредством логического мышления, является опыт: как индивидуальный жизненный опыт философа, включающий его религиозный, нравственный, эстетический, политический опыт, так и целокупный культурно-исторический опыт человечества.

Наши рекомендации