Выход системы управления конкурентоспособностью фирмы —
представлен продукцией и услугами фирмы, в том числе сервисными; выходными информационными ресурсами, в том числе с обратной связью с управляющим органом сверхсистемы и горизонтальными информационными связями с элементами внешней среды системы.
Г
Глобальный подход — сущность заключается в том, что при обеспечении конкурентоспособности крупных объектов точка обзора мысленно должна быть над глобальной системой, а не на уровне местонахождения анализируемого объекта.
Графики выполнения стратегии обеспечения конкурентоспособности фирмы — временные рамки этапов выполнения стратегии обеспечения конкурентоспособности фирмы.
д
Движущие силы отрасли — это факторы внешней среды, действие которых определяет характер и интенсивность отраслевых изменений.
Двусторонняя монополия — на рынке один продавец и один покупатель.
Динамическая система — система, предполагающая изменение ее свойств под влиянием динамичности внутренней и внешней среды.
Дифференциация (с позиции конкуренции) — способность фирмы обеспечить уникальность и более высокую ценность (по сравнению с конкурентами) товара для покупателя с точки зрения уровня качества, наличия его особых характеристик, методов сбыта, послепродажного обслуживания.
Дифференциация персонала — обеспечивает соответствующую подготовку персонала, который работает с клиентами более эффективно, чем персонал конкурентов. Хорошо обученный персонал отличает компетентность, дружелюбие, доверие. Особенно широко данная стратегия в сочетании с сервисной дифференциацией может использоваться в сфере услуг.
Дифференциация имиджа — создание более выгодного имиджа фирмы и/или ее товаров по сравнению с конкурентами.
Дифференциация товара — состоит в обеспечении товару уникальных свойств или непохожего сочетания базовых свойств, которые важны для потребителя и которые отличают этот товар как более качественный от предложений конкурентов.
Дифференцированный метод оценки конкурентоспособности фирмы — заключается в оценке конкурентоспособности фирмы путем прямого сравнения показателей фирмы и ком курентов, т.е. дается обобщающая оценка деятелите тп фирмы по сравнению с главными конкурсыгамм по клжлому и i iidk.i зателей оценки. Оценке подлежатоспоиныс, млмиоисе иажмые факторы.
Добросовестные методы конкуренции — методы, которые применяются на рынке в ценовой и неценовой конкуренции с полным соблюдением законодательства и этических норм.
«Дойная корова» позиция бизнеса на матрице стратегического анализа «Бостон консалтинг групп»,характеризующая высококонкурентный бизнес на зрелых ,насыщенных, подверженных застою рынках. Достаточно высокая устойчивая прибыль.
«Звезда» — позиция бизнеса на матрице стратегического анализа «Ьостоп консалтинг групп», характеризующая высококонкурентный бизнес на быстрорастущих рынках. Высокие доходы, но и высокие затраты на поддержание лидирующего положения СЕБ.
И
Инновация — это конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, новых подходов к технологии и организации управления, маркетинговой деятельности.
Инновационная деятельность — это деятельность по созданию, доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования и распространения. Она включает все виды научной деятельности, а также проектно-конструкторские, технологические, опытные работы, деятельность по освоению инноваций и их реализацию.
Инновационный подход — сущность заключается в ориентации развития предприятия на активизацию инновационной деятельности.
Инновационный потенциал фирмы — готовность и способность фирмы осуществлять впервые или воспроизводить ту или иную инновацию.
Интегральный (индексный) метод оценки конкурентоспособности фирмы — состоит в определении обобщающего показателя конкурентоспособности фирмы путем агрегирования единичных показателей конкурентоспособности. *
Интеграционный подход — усиление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления.
Искусственная система — является результатом созидательной деятельности человека.
Источники конкурентного преимущества — факторы внутренней и внешней среды сравниваемых субъектов (объектов), включающие реальные или потенциальные возможности для успеха в конкурентной борьбе.
К
Качество товара — это совокупность свойств и характеристик товара, обусловливающих его способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Ключевые факторы успеха отрасли — набор факторов- детерминантов успеха данной сферы бизнеса.
Ключевые факторы успеха фирмы — это некий состав элементов системы, реализация которых может обеспечить фирме значительный экономический эффект в результате осуществления коммерческой деятельности на целевом рынке.
Коммутанты — тип конкурентного статуса, предполагающий в максимальной степени гибкое удовлетворение небольших (локальных) потребностей рынка. Применяется в условиях стандартного бизнеса.
Комплексный подход — должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, а при необходимости и другие аспекты управления конкурентоспособностью и их взаимосвязи.
Конкуренция — процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Конкуренция является движущей силой развития субъектов и объектов управления, общества в целом.
Конкурентное поведение — совокупность действий, которые предпринимает субъект бизнеса в отношении конкурентов, стремясь реализовать свои деловые интересы.
Конкурентный потенциал предприятия — это системное образование ресурсов, которое характеризуется соответствующими количественными и качественными показателями (параметрами) и отражает возможности активного, динамичного саморазвития в процессе целенаправленной деятельности в условиях изменяющейся внешней среды.
Конкурентная разведка — это законный способ сбора и анализа информации, позволяющей судить о возможностях, намерениях, уязвимости бизнес-конкурентов. Информация собирается с использованием открытых источников и исследований, подготовленных с соблюдением этических норм.
Конкурентная разведка в целях защиты — основная задача заключается в получении сведений, которые позволят фирме избежать неприятных сюрпризов.
Конкурентная стратегия — комплекс научно разработанных методических и управленческих решений, предусматривающих наиболее полное удовлетворение потенциальных покупателей за счет завоевания наилучшей позиции на целевом рынке. Это обеспечивается благодаря сформированным значительным конкурентным преимуществам.
Конкурентная стратегия — это стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ стратегической единицы бизнеса.
Конкурентная стратегия «лидерство в издержках» основана на достижении уровня издержек производства и реализации товаров ниже основных конкурентов. Это позволяет либо продавать товары по более низким ценам, получая ту же сумму прибыли на каждую единицу товара, что и конкуренты; либо, при уровне цен, аналогичных конкурентам, иметь более высокие прибыли.
Конкурентная стратегия «дифференциация» основана на достижении высокого уровня разнообразия и уникальности предложения. Несмотря на то, что наличие отличительных качеств требует, как правило, более высоких издержек, успешная дифференциация позволяет фирме добиться большей рентабельности за счет того, что рынок готов принять более высокую цену. Данная стратегия позволяет продавать товары по более высоким ценам, получая при этом ту же сумму прибыли на каждую единицу товара, что и конкуренты, либо более высокую прибыль. Покупатель готов заплатить повышенную цену за предоставляемые ему нестандартные свойства и характеристики товара, дополнительный сервис, лучшее обслуживание и т. п.
Конкурентная стратегия «фокусирование» — предполагает концентрацию на нуждах одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель данной стратегии состоит в удовлетворении потребностей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. Такая стратегия может опираться как на дифференциацию, так и на лидерство по издержкам либо и на то, и на другое, но только в рамках целевого сегмента.
Конкурентная стратегия «лидера» — стратегия фирмы, занимающей лидирующие позиции на рынке но доле рынка. Фирма-лидер опирается на следующие стратегические альтернативы: расширение первичного спроса, оборонительная стратегия, наступательная стратегия, стратегия демаркетинга.
Конкурентная стратегия «бросающего вызов» — достаточно агрессивная стратегия, направленная на то, чтобы занять место лидера на рынке.
Конкурентная стратегия «следующего за лидером» — это стратегия конкурентного поведения фирмы, не занимающей доминирующей позиции на рынке. Стратегия состоит в том, что фирма четко охраняет свою долю рынка и не стремится атаковать лидера, старается удерживать своих клиентов, хотя и не отказывается от получения своей доли на вновь создающихся рынках.
Конкурентная стратегия «специалиста» — характеризуется тем, что фирма интересуется не рынком в целом, а только одним или несколькими сегментами. Перед фирмой в поисках ниши возникает проблема, как установить критерий, на основе которого проводить специализацию. Такой критерий может быть связан с технической характеристикой товара, его отличительным свойством или с любым элементом маркетингового давления.
Конкурентный статус фирмы — совокупность сильных и слабых сторон организационно-экономического положения фирмы на отраслевом и региональных рынках товаров и услуг относительно главных ее конкурентов, достигаемого методами и средствами, не противоречащими положениям антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Конкурентные преимущества — это подверженные временной динамике внутренние характеристики (в том числе динамические способности) субъекта (объекта) или факторы внешней среды, обеспечивающие ему превосходство над конкурентами на конкретном рынке в рассматриваемый период времени. Процесс формирования конкурентных преимуществ должен опираться на принципы системного подхода.
Конкурентные слабости — это подверженные временной динамике внутренние характеристики (в том числе динамические способности) объекта (субъекта) или факторы внешней среды, обеспечивающие превосходство конкурентов над ним на конкретном рынке в рассматриваемый период Бремени. Процесс преодоления конкурентных слабостей должен опираться на принципы системного подхода.
Конкурентная природа сущности конкурентного преимущества — конкурентные преимущества предопределены конкурентными отношениями и имеют место лишь при конкурентном взаимодействии объектов и субъектов рыночной экономики.
Конкурентоспособность — это многоуровневое, многоаспектное понятие, характеризующее динамическое, управляемое свойство объекта оценки, определяемое совокупностью конкурентных преимуществ и слабостей и выраженное в способности выдержать конкуренцию в системе рыночных отношений в рассматриваемый период времени.
Конкурентоспособность фирмы — это многоаспектное понятие, характеризующее динамическое, управляемое свойство фирмы, определяемое совокупностью конкурентных преимуществ и слабостей, втом числе формируемых факторами внешней экономической среды и выраженное в способности выдержать конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках товаров, капитала и труда в рассматриваемый период времени.
Конкурентоспособность товара — 1) динамическое, управляемое свойство товара, определяемое совокупностью конкурентных преимуществ и слабостей и выраженное в способности отвечать требованиям конкретного рынка в рассматриваемый период времени; 2) совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, которая отражает его отличие от товара- образца и обеспечивает этому товару преимущества на конкурентном рынке в заданный промежуток времени.
Конкурентные преимущества низкого порядка связаны с возможностью использования дешевых составляющих: рабочей силы, материалов (сырья), энергии и т. п. Низкий порядок этих конкурентных преимуществ связан с тем, что они очень неустойчивы и легко могут быть потеряны либо вследствие роста цен и заработной платы, либо из-за того, что эти дешевые производственные ресурсы точно так же могут использовать конкуренты.
Конкурентные преимущества высокого порядка базируются на уникальности продукции, технологии, хорошей репутации фирмы.
Корпоративная стратегия — это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, формирование корпоративного портфеля. Стратегические решения этого уровня наиболее сложны, т.к. касаются предприятия в целом.
Косвенные методы оценки конкурентоспособности товара опираются только на показатели качества товара. Отсутствие в расчетах оценки конкурентоспособности цены позволяет только косвенно судить о конкурентоспособности товаров. Косвенные методы могут использоваться только тогда, когда цены конкурирующих товаров имеют близкие значения.
Креативное конкурентное поведение фирмы базируется на появлении новых компонентов в деятельности компании (новые продукты, новые технологии, новый маркетинг, новый способ обучения, новая организация, новая мотивация труда сотрудников).
Л
Логистический потенциал отражает способность предприятия реализовывать логистические функции и операции при достижении максимально возможных конечных результатов и минимально необходимых затрат.
Логистическая концепция — основывается на управлении потоковыми процессами и состоит в оптимизации и рационализации экономических потоков предприятия.
Логистический подход — сущность состоит в оптимизации и рационализации экономических потоков предприятия.
Логический подход — наука о мышлении. Основой логического подхода являются принципы диалектической и формальной логики.
М
Макросреда системы управления конкурентоспособностью фирмы — внешняя среда системы, оказывающая косвен нос- воздействие на саму систему и компоненты ее мезо- и микро среды.
Маркетинг — система управления фирмой, предполагающая детальный учет и анализ процессов, происходящих на рынке, для принятия хозяйственных решений. Направлен на приспособление производства к общественному спросу и требованиям рынка с учетом особенностей современной конкуренции, повышение конкурентоспособности товара и максимизацию прибыли.
Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя.
Матрица — это таблица, упорядоченная по строкам и столбцам.
Матричные методы оценки конкурентоспособности фирмы состоят в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат с использованием различного набора переменных, объединенных в две группы: по одной оси формируются значения внутренних факторов, а подругой — внешних. Матричные методики оценки конкурентоспособности были разработаны консультационными фирмами «Бостон консалтинг групп», Мс. Kincey, Arthur D. Little и являются удобным практическим инструментом выработки стратегических решений в области формирования конкурентоспособности.
Менеджмент — это часть управления экономикой, распространяющая свое воздействие на управление фирмами, персоналом, производственными процессами в масштабах предприятия, проекта.
Метод оценки конкурентоспособности фирмы, базирукццийся на оценке уровня конкурентоспособности товаров фирмы, использует в качестве основного подхода оценку уровня конкурентоспособности товаров фирмы по показателям качества и цены.
Метод оценки конкурентоспособности фирмы на основе расчета рыночной доли заключается в оценке конкурентоспособности фирмы исключительно на основе показателя ее рыночной доли.
Метод оценки конкурентоспособности фирмы на основе суммы мест — по каждому выделенному фактору конкурентоспособности для анализируемой фирмы и ее наиболее сильных конкурентов проставляются места, занимаемые конкурирующими фирмами Уровень конкурентоспособности фирмы в целом определяется на основе суммы полученных мест по всем факторам и сравнения этой величины с аналогичными показателями конкурентов. Является разновидностью интегрального метода оценки.
Метод балльной оценки конкурентоспособности фирмы — по каждому из выделенных факторов оценки конкурентоспособности фирмы проставляются баллы для конкурирующих фирм по заранее выбранной балльной шкале. Уровень конкурентоспособности фирмы определяется на основе суммы полученных баллов по всем факторам и сравнения этой величины с аналогичными показателями конкурентов. Является разновидностью интегрального метода оценки.
Метод балльной оценки с учетом коэффициентов весомости факторов — каждому из факторов присваивается относительный вес значимости (сумма относительных весов всех факторов должна быть равна единице), производится оценка по балльной шкале, выполняется пересчет балльной оценки с учетом коэффициентов весомости факторов, производится суммирование полученных оценок по всем факторам для каждой из конкурирующих фирм. Является разновидностью интегрального метода оценки.
Метод «профиля требований» — метод оценки конкурентоспособности фирмы. Основан на построении профиля требований и предполагает выявление, с одной стороны, факторов, по которым фирма имеет преимущества над другой, с другой стороны, — факторов, по которым она отстает. Построение основывается на балльной оценке мнений экспертов. Наиболее сильным конкурентом является тот, чей график расположен правее.