Миссия выполняет свои функции, если она
Ø написана не под влиянием моды, а в результате осознанной необходимости;
Ø выстрадана ее составителями;
Ø разъяснена коллективу.
Модель АБЕЛЯ и ее использование для разработки миссии
Согласно модели Абеля, границы сферы деятельности организации могут быть определены по трем измерениям:
· Каковы потребности, функции или комбинации функций, которые нужно удовлетворять (что)?
· Каковы различные группы потребителей, которых нужно удовлетворять (кто)?
· Каковы существующие технологии, способные выполнить эти функции (как)?
В такой системе разработка миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям организации - с другой.
В процессе работы студентам предлагается миссию изобразить в графическом виде, а после анализа результатов такого моделирования представить миссию в описательном виде. Применение модели Абеля к конкретной ситуации проиллюстрирован на примере компании, занимающейся розничной торговлей канцтоваров.
Миссию компании можно сформулировать следующим образом - способствовать эффективной организации работы организаций всех форм собственности, осуществляющих производственную, учебную или любую другую деятельность, поставляя высококачественные канцелярские товары и офисные принадлежности, гарантируя высокие эталоны качества торговли и работы.
Пример использования модели Абеля для разработки миссии ООО «Галерея-Алекс»
Таблица 2.2 – Модель Абеля для разработки миссии ООО «Галерея-Алекс»
ЧТО? | КТО? | КАК? |
· Оптимальное сочетание цена/качество; · Широкий ассортимент продукции; · Качественный сервис. | · Люди со средним достатком; · Люди, ценящие свое время; · Ценители кофе; · Люди, привыкшие получать качественную продукцию и достойный сервис за свои деньги. | · Соблюдение стандартов приготовления и подачи блюд и напитков; · Соблюдение единых стандартов обслуживания; · Постоянно обновляющийся ассортимент; · Программа лояльности; · Постоянное повышение квалификации сотрудников. |
Основываясь на модели Абеля можно сформулировать миссию ООО «Галерея-Алекс» следующим образом: «Безупречный сервис и качественные напитки и блюда – основа деятельности наших кофеен на протяжении нескольких десятилетий. Мы сделали главной целью нашего существования постоянное совершенствование, чтобы всегда быть на должном уровне и уметь предугадать любые желания клиента».
Определение целей организации
Цели – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
Цели – это результаты, к которым организация стремится в своей деятельности.
Назначение целей:
· определяют смысл существования организации;
· задают направление движения организации;
· служат основой для контроля и оценки результатов;
· являются мотивом, стимулом к действиям.
Таблица 2.3 - Классификация целей организации
Признак классификации | Характер целей |
Временной период | Стратегические, тактические, оперативные |
Характер деятельности | Функционирование, развитие |
Содержание деятельности | Экономические, организационные, научные, социальные, политические, технические |
Функциональность | Маркетинговые, инновационные, кадровые, производственные, финансовые, административные |
Измеримость | Количественные, качественные |
Приоритетность | Особо приоритетные, приоритетные, прочие |
Иерархия | Высшие, подчиненные |
Требования к целям:
· четкая ориентация на определенный интервал времени,
· конкретность и измеримость,
· достижимость и приемлемость,
· непротиворечивость и согласованность с другими целями.
Таблица 2.4 - Примерный формат для постановки целей
ДЕЙСТВИЕ | ИЗМЕРИМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | СРОК | ОГРАНИЧЕНИЯ |
Сократить | потери на складе на 2% | к 01.09.12 г. | Без увеличения численности штата работников склада |
Увеличить | число клиентов на 10% | до конца текущего года | В пределах выделенного отделу маркетинга бюджета |
Процесс установления целей:
1. Анализ внешней и внутренней среды организации;
2. Установление целей для организации в целом;
3. Построение иерархии целей;
4. Установление индивидуальных заданий.