Дайте определение интегрированных маркетинговых коммуникаций

Интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК) объединяют в себе все средства маркетинговых коммуникаций — от рекламы до упаковки и позволяют направлять целевым аудиториям согласованные, убедительные маркетинговые обращения, содействующие достижению целей компании.

4. Расскажите о достоинствах ИМК:

ИМК помогает созданию синергии за счет координации всех видов коммуни­кационной деятельности при формировании согласованных маркетинговых обращений, которые воспринимаются и запоминаются целевыми аудитория­ми. В результате повышается эффективность маркетинговой деятельности компании, поскольку согласованные обращения оказываются более действен­ными, чем независимые и нескоординированные. ИМК усиливает лояльность клиентов к торговой марке фирмы за счет концентрации усилий на долгосроч­ных отношениях с покупателями и другими участниками маркетингового про­цесса. Кроме того, ИМК содействует интернационализации маркетинговой деятельности компании, поскольку помогает ей контролировать согласован­ность всех обращений, распространяемых в разных странах. Наконец, ИМК позволяет исключить противоречия между используемыми маркетинговыми обращениями. В результате согласованность обращений содействует есте­ственному процессу восприятия, что позволяет целевым аудиториям лучше запоминать и оценивать получаемую информацию.

5. Расскажите, в чем заключается связь ИМК с планом маркетинга компании.План маркетинга компании и поставленные в нем цели определяют стратеги­ческий план использования ИМК и его основные задачи. В плане ИМК учи­тывается, что все элементы маркетинга-микс — товар, способ его реализации, ценообразование и маркетинговые коммуникации — могут распространять маркетинговые обращения, однако основу для распространения этих обра­щений создают именно маркетинговые коммуникации.

Вопросы для самостоятельной работы

Обзор основных понятий

1. Попытайтесь своими словами дать определение маркетинговых коммуника­ций и ИМК.

2. Что такое маркетинг отношений?

3. Что такое место контакта?

4. Кто и почему может быть отнесен к участникам маркетингового процесса?

Как усвоены основные понятия?

5. Чем различаются традиционные и интегрированные маркетинговые комму­никации?

6. Объясните разницу между запланированными и незапланированными мар­кетинговыми обращениями.

7. Почему, на ваш взгляд, происходит снижение роли рекламы в современном маркетинге?

8. Каким образом маркетинг отношений вписывается в программу ИМК?

9. Объясните, каким образом требование повысить эффективность маркетинга повлияло на ИМК.

10. Каким образом процесс интернационализации маркетинга усложнил задачу компаний по сохранению стратегического контроля за маркетинговыми обра­щениями?

Применение полученных знаний

11. Объясните назначение основных компонентов модели ИМК, использован­ной в этой главе. Согласны ли вы с подобной моделью? Если бы вы были руководителем отдела маркетинга информационной компании средних раз­меров и ее директор попросил бы вас разработать для нее модель маркетин­говых коммуникаций, то чем бы эта модель отличалась от описанной в дан­ной главе?

12. Проанализируйте деятельность всех участников маркетингового процесса, осуществляемого вашим университетом. Если бы вы были руководителем отдела по связям с общественностью вашего университета, то каких участни­ков маркетингового процесса вы сочли бы наиболее важными? Приведите свои объяснения.

13. Предположим, что компания Microsoft предложила вам организовать вывод на рынок своей новой программы «Windows 2002», содержащей более совре­менные инструменты работы в сети Интернет, Как бы вы могли видоизме­нить уже известный план вывода на рынок программы «Windows 95», чтобы сделать его более эффективным? Не забудьте проанализировать при этом роль основных элементов маркетинга-микс.

Предлагаемые проекты

1. Если бы вы пошли работать в компанию General Motors, то как бы вы присту­пили к анализу тех пунктов плана маркетинговых коммуникаций, где необходима координация маркетинговых обращений? Каким образом автомо­бильная отрасль в целом и General Motors в частности работают в условиях, когда каждое подразделение может распространять свои собственные марке­тинговые обращения?

2. Выберите наиболее привлекательный для вас фирменный товар и проанали­зируйте все использованные при его продвижении маркетинговые коммуни­кации. На какие из них компания-производитель рассчитывала больше всего? Являются ли все использованные маркетинговые обращения согласованны­ми? Есть ли среди них противоречащие друг другу?

3. (Письменное задание) Предположим, что ваш университет оказался вовле­ченным в скандальную историю, в результате которой два представителя его администрации были обвинены в том, что направили $500 000, предназна­ченных на стипендии представителям национальных меньшинств, на вып­лату стипендий спортсменам. Основываясь на своем анализе, выполненном в соответствии с заданием пункта 12 вопросов для самостоятельной рабо­ты, кратко опишите, где и каким образом университет мог бы повлиять на восприятие данной ситуации основными участниками маркетингового про­цесса.

4. (Задание с использованием Интернета) Найдите сайты Southwest Airlines (www.iflyswa.com) или Andersen Windows (www.andersencorp.com). Составь­те перечень аудиторий, которые могли бы рассматриваться в этой ситуации в качестве целевых. Затем оцените обращения сайта, с помощью которых ком­пания пытается воздействовать на свои целевые аудитории. Являются ли эти обращения эффективными и согласованными? Дайте свой ответ в пись­менной форме.

Глава 2 Маркетинг-микс и интегрированные маркетинговые коммуникации

ЦЕЛИ ГЛАВЫ

После завершения работы над этой главой вы сможете:

1. Объяснить смысл понятия маркетинг и взаимосвязь между бизнес-планом, планом маркетинга и стратегией маркетинговых коммуникаций.

2. Выявить элементы товара-микс и объяснить, как они воздействуют на про­грамму маркетинговых коммуникаций.

3. Описать элементы распределения-микс и объяснить их влияние на марке­тинговые коммуникации.

4. Перечислить элементы цены-микс и проанализировать их влияние на страте­гии маркетинговых коммуникаций.

К сведению читателя

Hanna Andersson: качество-микс и деятельность по распространению маркетинговых обращений

Наппа Andersson — это быстроразвивающаяся фирма из Портленда в штате Оре­гон, занимающаяся продажей высококачественной детской одежды из чистого хлопка методом прямой почтовой рассылки. Фирма была основана, как гово­рится, прямо за кухонным столом, Томом и Ганом Денкхартами в 1984 г., а в середине 1990-х гг. ее годовой товарооборот достиг $50 млн. Столь впечатляю­щий рост был обусловлен следованию фирмы программному заявлению о целях своей деятельности, а также умелой организацией маркетинга-микс, широким применением прямого маркетинга, социально ориентированной программой продвижения товаров и лояльностью всех участников ее маркетингового про­цесса — покупателей, сотрудников и многих жителей Портленда.

Наппа Andersson помогает избежать ненужных расходов, проявляет заботу о малообеспеченных детях, стремится к тому, чтобы ее сотрудники ощущали важность и полезность своей деятельности. Таким образом, фундаментом успеха этой фирмы, названной в честь шведской бабушки Гана Денхарт, стали моральные ценности семьи, соединенные с изобретательностью и предприим­чивостью.

Философия Денхартов неизменно ощущается в повседневной деятельнос­ти фирмы и воплощается в двух основных положениях ее программного заяв­ления:

• Предлагать высококачественную детскую одежду по выгодным ценам и предоставлять услуги по всестороннему информированию покупателей о товаре.

• Максимизировать выгоды не только для себя и своих семей, но и для покупателей, которые помогают добиться успехов, и для всех жителей города, которые оказывают нам поддержку.

Неуклонное следование этим целям в полной мере объясняет, почему детс­кая одежда от Наппа Andersson пользуется особым уважением жителей города. Следует подчеркнуть, что речь здесь идет именно об отношении к продукции, а не об имидже компании. Фирма стала хорошо известна благодаря своим добрым делам и доброму имени, а не в результате проведения шумной реклам­ной кампании. Основная часть ее рекламной деятельности — адресная рассылка каталогов и продажа товаров по почте в соответствии с полученными зака­зами. Кроме того, фирма имеет собственный сайт в Интернете (www. hanna-andersson.com). Чтобы справиться с проблемами, вызванными ростом конкурен­ции в сфере прямой почтовой рассылки товаров, Наппа Andersson собирается открыть собственный универмаг в Нью-Йорке и предпринимает попытки выхо­да на рынок Японии.

Реализация программы ИМК требует, чтобы все используемые маркетин­говые обращения порождали синергетический эффект при формировании имиджа фирмы. Самыми важными маркетинговыми заявлениями фирмы, ад­ресованными ее клиентам, являются качество, дизайн и покрой продаваемой одежды. Наппа Andersson контролирует эти обращения, поскольку непрерыв­но следит за тем, чтобы используемые ткани были более качественными, а сши­тая из них одежда более ноской, чем у конкурентов. Другими словами, сам товар компании доносит до покупателей информацию об ее отношении к сво­им клиентам.

Хотя кое-кто считает, что детские вещи у Наппа Andersson стоят дороже, чем у некоторых конкурентов, все же ее товары обладают дополнительной ценно­стью за счет их качества и более продолжительного срока использования. На­пример, продаваемые ею брюки не вытягиваются на коленках и долго не изна­шиваются даже при самой активной носке. Таким образом, фирма использует свой товар для завоевания доверия покупателей и создания у них благоприят­ного представления о своей деятельности, поскольку ее продукция полностью соответствует их представлениям о «высококачественной детской одежде по самым выгодным ценам».

Другое важное маркетинговое обращение, связанное с товаром фирмы, рас­пространяется с помощью программы повторного использования детской одеж­ды. В соответствии с этой программой все покупатели, вернувшие использо­ванную одежду в хорошем состоянии, получают кредит в сумме 20% от ее первоначальной стоимости для совершения новых покупок. Собранные таким образом вещи Наппа Andersson передает детским благотворительным организа­циям. В результате подобных мер фирма уже предоставила своим покупателям кредит на общую сумму в $1 млн и собрала свыше 240 000 единиц детской одеж­ды. Эта деятельность отражает ту часть заявления фирмы о целях, которая выра­жена словами о необходимости принесения максимальной пользы местному на­селению и придании маркетингу очевидной социальной направленности. Программа повторного использования одежды не только подчеркивает высокое качество продаваемых фирмой вещей, но также укрепляет взаимоотношения с покупателями, которые таким образом участвуют в благотворительной деятель­ности, получают при этом и моральное, и материальное вознаграждение, помо­гая фирме добиться поставленных целей.

Маркетинговые обращения, связанные с информацией об услугах фирмы, также играют важную роль в деятельности Наппа Andersson. При использова­нии метода прямой почтовой рассылки компания может произвести впечатле­ние на своих клиентов всего лишь двумя способами:

1) с помощью предоставления каталога,

2) с помощью личной беседы по телефону.

В обоих случаях, если впечатление, произведенное на клиента, окажется не­благоприятным, контакт с ним будет потерян. Однако Наппа Andersson в своем заявлении о целях обращает особое внимание на предоставление услуг по все­стороннему информированию покупателей.

Представители информационной телефонной службы фирмы проинструк­тированы о необходимости делать все возможное, чтобы ответить на любые во­просы клиентов. Для этого в помещении справочной службы всегда находятся образцы одежды из самых последних каталогов. Если на полученный вопрос нельзя дать немедленный ответ с помощью базы данных компьютера, то предста­витель компании может самостоятельно рассмотреть интересующий клиента образец и предоставить ему всю необходимую информацию. Это позволяет ра­ботникам справочной службы всегда быть наготове для того, чтобы познакомить потенциальных покупателей с любыми новинками фирмы.

Источники: Paul Miller, «Big Shakeup at Hanna Andersson», «Catalogue Age Weekly» (11 January 1996): Internet (mediacentral com/Magazine/CatalogueAge/Weekly); «About Hanna Andersson», Hanna Andersson home page (11 November 1996): Internet (www.hannaandersson.com); «Best Oregon Business Employee Benefits», (January 1996). Internet (www.oregonbusiness.com/Channel 04/companies/best 019); Heather Burandt, «Hanna Andersson: A Case Study of Integrated Marketing Communications in Practice», unpub­lished report, University of Colorado, 1994; James Hill, «Portland Clothing-makers Join Kids' Drawstring Ban», «Oregonian», 8 July 1994, C1. Julie Gallego, «Mail-order Firms Hope Consumers Buy into Social, Political, Environmental Causes», «Chicago Tribune», 30 Au­gust 1993,5.

Краткий обзор главы

Многие компании, испытывающие потребность в улучшении контактов со своими покупателями и прочими участниками маркетингового процесса, признают, что маркетинг «не является узкоспециальным видом деятельности, а охватывает весь бизнес в целом. С точки зрения погребителей товаров, он отражает в себе совокуп­ность всех усилий, предпринимаемых фирмой».1

Каждый элемент маркетинга-микс — товар, каналы его распределения, цена и маркетинговые коммуникации — изменяет реакцию покупателей на продукцию, предлагаемую фирмой. Как мы отмечали в главе 1, товар, его цена и способы его распространения оказывают непосредственное влияние на программу маркетинго­вых коммуникаций. В этой главе мы узнаем, как программа маркетинговых комму­никаций встраивается в корпоративную стратегию компании и в ее общую марке­тинговую стратегию. Затем мы выясним, как могут воздействовать на маркетинговые коммуникации тип товара, особенности его жизненного цикла и товар-микс в целом. Мы познакомимся также с процессом распределения товаров и услуг и увидим, как каналы их распространения способны влиять на маркетинговые коммуникации. Наконец мы исследуем воздействие на маркетинговые коммуникации различных ценовых стратегий.

Понятие маркетинга

Американская маркетинговая ассоциация (American Marketing Assosiation) опреде­ляетмаркетинг как «процесс планирования и создания товаров и услуг, включая установление их цены, продвижение и распространение среди потребителей для проведения таких обменов, которые удовлетворяют целям частных лиц (покупате­лей) и организаций».2 Концепция маркетинга представляет собой философию биз­неса, которая определяет маркетинг как процесс, ориентированный на поиск поку­пателей, удовлетворение их потребностей и удержание их в качестве постоянных клиентов при условии обеспечения прибыльности работы компании. Как не трудно заметить, центральную роль в обеих формулировках играет потребитель и его взаимоотношения с товаром, под которым подразумевается конкретное изделие, услу­га или идея.

Однако успех маркетинговых усилий зависит и от того, сумеет ли фирма убедить покупателей в наличии у ее продукцииконкурентных преимуществ перед продукцией других компаний. Потребители верят в наличие у товара конкурент­ных преимуществ, когда получают подтверждение того, что он удовлетворяет их потребностям лучше, чем товар конкурентов.Потребность представляет собой ощущение необходимости материальных и духовных ценностей, например в еде, знаниях или возможностях самовыражения. Эти потребности могут быть как раци­ональными, так и иррациональными. Так, фирме Harley-Davidson удается прода­вать много своих мотоциклов в Японии, поскольку их мощность и устрашающий вид удовлетворяют скорее не рациональные, а иррациональные потребности мест­ных покупателей.

Если вам нужна рубашка определенного цвета и фасона, то вы начинаете искать ее в разных магазинах, а найдя, покупаете за некоторую сумму денег. В маркетинге этот процесс получения желаемого товара вместо предоставления его владельцу чего-либо, обладающего определенной ценностью, называетсяобменом. Чтобы убе­дить потребителей в необходимости совершения подобного обмена, нужно не толь­ко приложить много усилий, но и хорошо знать особенности рынка.

Бизнес-план и план маркетинга

Все крупные и мелкие компании создаются для достижения конкретных целей. Эти цели, в совокупности называемыепрограммой деятельности, определяют смысл существования компаний. Вернитесь к приведенному в начале главы заявлению о целях фирмы Наппа Andersson и вы увидите, что оно формулирует ее основные ценности.

После установления общих целей компании начинается разработка еебизнес-плана. Он представляет собой долгосрочный план, определяющий конкретные цели и действия компании, с помощью которых она собирается решить поставленные перед собой задачи. Цели бизнес-плана обычно имеют количественное выражение. Например, Наппа Andersson могла бы поставить себе цель увеличить свою долю на рынке одежды для малышей до 5% в течение двух последующих лет. Чтобы бизнес-план оказался эффективным инструментом планирования, он должен быть согласо­ван с общими задачами компании.

После создания бизнес-плана компания переходит к разработке плана марке­тинга. В главе 1 вы узнали, что маркетинговый план содержит анализ рыночной ситуации, выявляет рыночные цели, устанавливает конкретные задания, определя­ет общие подходы к их выполнению и меры (с помощью маркетинга-микс) по реа­лизации выбранных подходов. Маркетинговый план должен быть совместимым как с заявлением о целях компании, так и с ее бизнес-планом. В свою очередь план маркетинговых коммуникаций должен быть согласован с планом маркетинга. Об­щий процесс планирования, осуществляемый компанией, показан на рис. 2.1.

Дайте определение интегрированных маркетинговых коммуникаций - student2.ru

Эта реклама UPS обращает внимание на скорость переноса информации как на важное конкурентное преимущество, которое, по всей вероятности, должны оценить деловые люди

Дайте определение интегрированных маркетинговых коммуникаций - student2.ru

Рис 2.1. Процесс планирования

Проблема состоит в том, что неквалифицированный менеджмент может нару­шить совместимость программного заявления, целей бизнес-плана, целей плана маркетинга и целей плана маркетинговых коммуникаций на стадии их реализации. Например, компания Volvo с момента своего создания считала честное и добросо­вестное отношение к покупателям важнейшим элементом своего программного заявления, бизнес-плана и маркетингового плана. К несчастью, несколько лет на­зад рекламное агентство этой компании было уличено в съемках недобросовестно организованного рекламного мероприятия, во время которого огромный грузовик переезжал через несколько легковых машин, из которых целой и невредимой оставалась лишь «Volvo 240». Как показало специальное расследование, организаторы съемок специально ослабили прочность кузовов всех машин, за исключением «Volvo 240», конструкция которого была, наоборот, усилена. Хотя никто из участ­ников создания этого рекламного ролика не признал себя виновным, компания, в конце концов, уволила нескольких ведущих сотрудников своего рекламного аген­тства. Но, несмотря на эти меры, репутация Volvo еще довольно долго будет считать­ся основательно подмоченной. Данный случай показывает, к каким последствиям может привести несогласованность бизнес-плана и плана маркетинга при организа­ции рекламных мероприятий.

Подобным образом конфликт на Техасе Inc., возникший в результате явной дис­криминации вновь принятых в компанию рабочих, отразил противоречия между ее программным заявлением и реальной кадровой политикой. Обвинения в адрес компании многократно повторялись всеми средствами массовой информации, что негативно повлияло на взаимоотношения Техасе Inc. со многими участниками ее маркетингового процесса дилерами (бойкот), инвесторами (снижение курсовой стоимости акций) и сотрудниками (подача исков в суд).3 Подобное незапланиро­ванное маркетинговое обращение нанесло компании значительный материальный и моральный ущерб, который не смогли возместить ни активная реклама, ни уси­лия по налаживанию связей с общественностью.

Маркетинг-микс

Как нам уже известно, маркетинг-микс состоит из четырех элементов: товара, спо­соба его распределения, цены и маркетинговых коммуникаций. Специалисты по маркетингу используют эти элементы как средства достижения маркетинговых це­лей компании. Каждый из элементов маркетинга-микс определяется несколькими параметрами и фактически имеет собственный комплекс стратегических решений — например, товар-микс, распределение-микс и т д.

В главе 1 мы познакомились с несколькими инструментами маркетинговых коммуникаций, в частности с прямым маркетингом и спонсорской деятельностью. Совокупность всех подобных инструментов образует маркетинговые коммуникации-микс. Подобным образом и все характеристики товара — его дизайн, техниче­ские параметры, упаковка, затраты на обслуживание и гарантийный срок — образу­ют товар-микс. Распределение-микс подразумевает решение вопросов о том, где, когда и каким образом компания собирается размещать свой товар для того, чтобы он стал доступен покупателям. Цена-микс устанавливает условия маркетингового обмена, которые могут включать в себя стоимость товара, указываемую на ею упаковке, условия обмена старого товара на новый, информацию о скидках. В этой главе мы подробно познакомимся с тремя перечисленными выше элемента­ми маркетинга-микс, а также узнаем, как связанные с ними процессы планирования и управления способны передавать обращения, влияющие на программу маркетин­говых коммуникаций.

Согласно теории ИМК, каждый элемент маркетинга-микс способен распростра­нять маркетинговые обращения. Для достижения наилучшего результата все они должны быть объединены таким образом, чтобы обеспечить согласованность рас­пространяемых ими маркетинговых коммуникации При этом для координированного использования всех маркетинговых обращений необходимо проводить соот­ветствующее управление элементами маркетинга-микс.

Краткий обзор основных понятий

Понятие маркетинга

Основным элементом любой маркетинговой программы являются коммуникации.

Три основных идеи помогают нам понять, почему маркетинговые коммуникации должны применяться совместно с тремя другими элементами маркетинга-микс.

1. Маркетинг нацелен на удовлетворение потребностей и желаний клиентов. Комму­никации помогают покупателям увидеть, какой товар наилучшим образом будет соответствовать их нуждам.

2. Маркетинговый план должен быть совместим с программным заявлением фирмы и с ее бизнес-планом. Стратегии маркетинговых коммуникаций должны, в свою очередь, поддерживать план маркетинга, а не затруднять его реализацию.

3. Маркетинг-микс подразумевает принятие решений о товаре, его цене, распре­делении и использовании маркетинговых коммуникаций. Поскольку элементы мар­кетинга-микс являются носителями маркетинговой информации, необходимо, что­бы все они распространяли согласованные маркетинговые обращения.

Как известно, дизайн изделия может многое сказать о его качестве, стоимость товара характеризует его реальную ценность, а статус магазина, в котором он продает­ся, сам по себе говорит о возможных достоинствах и недостатках товара. Поскольку элементы маркетинга-микс способны распространять подобную информацию, фир­ма должна тщательно следить за тем, чтобы эта информация не вступала в противоре­чие с общей коммуникационной стратегией фирмы или стратегией ее торговой марки.

Некоторые специалисты в области маркетинга утверждают, что идея ИМК не может быть отделена от представления фирмы о том, каким должен быть ее бизнес и кого она хочет видеть в качестве своих клиентов. Разумеется, в идеале речь долж­на идти о координации не только маркетинговых коммуникаций, но и всей коммуни­кационной программы бизнеса.4 Поэтому каждая компания должна стремиться по­нять все взаимосвязи между своей программой маркетинговых коммуникаций и тремя другими элементами маркетинга-микс.

Товар-микс

Хороший товар — основа любой маркетинговой политики. (Напомним, что под товаром мы понимаем не только конкретную продукцию, но также услуги и идеи.) С понятием товара неразрывно связан набор его свойств и характеристик — как материальных, так и нематериальных. К первым относятся элементы, определяю­щие физические особенности продукции фирмы (цвет, упаковка, срок гарантии), а ко вторым — элементы ее эмоциональной оценки (степень приверженности потре­бителей, удобство в обращении, престижность и пр.)

Чтобы эффективно управлять маркетинговыми обращениями, распространение которых связано с особенностями товара, менеджерам отдела коммуникаций, как показано в приведенной далее рекламе, следует быть непосредственно вовлеченны­ми в процесс производства всех видов выпускаемой продукции. Взаимодействие должно начинаться на ранних этапах создания товара и продолжаться в течение всего периода его производства и реализации. Менеджерам необходимо также оце­нивать, как продвигаемый ими тип товара влияет на маркетинговые коммуникаци­онные стратегии фирмы. Кроме того, они должны анализировать этапы жизненного цикла товаров и планировать стратегические составляющие товара-микс.

Классификация товаров

В повседневной жизни нам приходится сталкиваться с товарами самых разных ти­пов. Чтобы разработать успешную программу маркетинговых коммуникаций, специ­алисты фирмы должны знать, какой тип продукции будет выводиться на рынок, по­скольку для разных товаров обычно используются разные коммуникационные стратегии. Существует два основных подхода к классификации товара: по его внутренней природе (изделие, услуга или идея) и по типу рынка, на котором он продает­ся (товары потребительского или промышленного рынка).

ИМК в дейсвии

Наши рекомендации