Современные инструменты маркетинговых коммуникаций

Спонсоринг представляет собой спонсорскую деятельность фирмы, осуществляемую на принципе взаимности, интерактивную форму отношений с использованием таких инструментов как реклама, стимулирование сбыта, Public Relations, личная продажа. При передаче посланий спонсоринга, особенно при спортивном и программном спонсоринге, задействованы средства массовой информации, чаще всего телевидение. Вследствие этого спонсоринг может быть отнесен к односторонним и непрямым коммуникативным инструментам (такие виды спонсоринга, как культурный, социальный, экоспонсоринг, могут быть систематизированы другим образом).

Цели мероприятий спонсоринга могут быть следующие:

· увеличение уровня известности;

· повышение имиджа;

· демонстрация общественной ответственности;

· поддержание контактов;

· демонстрация достижений;

· мотивация сотрудников.

Основными преимуществами спонсоринга являются:

- некоммерческие ситуации (коммерческая направленность не всегда очевидна);

- большая широта охвата целевых групп;

- высокая воспринимаемость у целевых лиц;

- оптимальные условия трансфера информации;

- возможность исключения конкурентов;

- удобное окружения для представления информации.

Не смотря на высокий профессионализм в сфере спонсоринга, принятие многих решений базируется, как и ранее, на интуиции.

Наряду со спонсорингом, Product Placement (продукт плейсмент), а также Product Publicity являются новыми формами рыночных коммуникаций предприятия, которые в основном распространяются при использовании СМИ. Product Placement определяется как платное позиционирование товара или марки в качестве реквизита в каком-либо игровом фильме, видео клипе, телепрограмме и т.д.

Преимущества:

· возможно полное исключение конкурентов;

· его рекламный характер не очень очевиден;

· не надо доплачивать за повторные контакты;

· исключены “скачки” по каналам;

· нет правовых ограничений.

При Product Publicity предпринимается попытка транспортировки информации о товаре в редакционный отдел медиа. Такие мероприятия попадают в категорию односторонних коммуникативных процессов.

Событийный маркетинг, наряду с такими коммуникативными инструментами как продукт плейсмент, спонсоринг, является одним из самых молодых разделов коммуникативной политики предприятия.

Прототипами событийного маркетинга являются, в первую очередь, институализированные собрания, являющиеся носителями информационных, специализированных коммуникаций, например, конгрессы, с другой стороны – использование поощрений, как стимулирование посредников и агентов при реализации товаров или услуг.

Событие (event) – особое мероприятие или специально подготовленное происшествие, которое очень чувственно переживается реципиентом на месте и используется как платформа для дальнейшего развития коммуникаций предприятия.

Выделяют три основные формы событийного маркетинга:

· событийный маркетинг, ориентированный на какой-либо исторический поводилиприуроченный к определенному важному для предприятия событию (закладка первого камня при строительстве завода, юбилей);

· событийный маркетинг, ориентированный на мероприятие и марку, - в рамках четко определенного по времени события передается информация о товаре или марке;

· событийный маркетинг, ориентированный на марку, нацелен на эмоциональное позиционирование марки и долгосрочное удержание реципиента в мире переживаний (проведение многочисленных мероприятий под девизами, конкретизирующими аспекты желаемого профиля воздействия).

Бартеринг (Bartering)означает компенсационную (бартерную) сделку, при которой осуществляется обмен товарами приблизительно одинаковой ценности без участия в нем денежной массы. Такие сделки распространены чаще всего в международной торговле. Программный бартеринг (бартер) означает, что предприятие самостоятельно продуцирует рекламную программу или предоставляет ее в распоряжение средств массовой информации, за что получает в замен рекламное время в рекламной программе. В качестве примера можно привести компанию Procter & Gamble, которая содержит собственные предприятия, выпускающие фильмы (Springfield-Story). Procter & Gamble начала такую деятельность еще в тридцатые годы, в начале совместно с радио, а затем и телевидением. Серии-ролики, производимые концернами моющих средств, вскоре получили название “мыльных опер”, и используются сегодня как синонимы таковым.

При программном бартере предприятие (рекламодатель) поставляет готовую редакционную программу, в которой оно без подсчета издержек может рекламировать себя. Преимущества в использовании этого инструмента для предприятия заключаются в первую очередь в следующем:

· точное достижение целевой аудитории;

· использование инструмента Product Placement для своего товара.

В последние годы предприятиями в коммуникативных процессах активно используются так называемые “новые медиа”. Многообразие возможностей их использования благодаря постоянному инновационному процессу может быть дифференцировано в мультимедийные презентации и внедрение коммуникаций в режиме online. Определение мультимедийных коммуникаций включает в себя все формы коммуникаций, при которых осуществляется компьютерная интеграция различных числовых медиа. Вышеназванные формы коммуникаций осуществляются не напрямую с использованием медиа, а имеет место двухсторонний коммуникативный процесс. То же самое можно сказать и про коммуникативные процессы в режиме online. В этом случае возникает двухсторонний диалог между коммуникатором и коммуникантом через различные сети, например, Internet.

Говоря о мультимедийных коммуникациях следует остановиться на некоторых инновационных технологиях, применяемых в рамках инструментов продвижения товаров и услуг, особенно в рекламе.

Технология InDoor TV (трехмерная технология) – один из самых перспективных видов такого рода технологий, используемых в рекламе. Это видеореклама, используемая в супермаркетах, клубах, торговых и развлекательных центрах. За последнее время эта технология довольно усовершенствовалась. В России на рынке InDoor рекламы новая технология X3D video, разработанная компанией «X3D Technologies Corporation»появилась в 2005 году.

Технология дополненной реальности. Речь идет о размещении на товарах изображений, превращающихся в трехмерные сцены, будучи помещенными перед веб-камерами. В рекламной индустрии новая технология уже применяется в печатной и интернет рекламе.

C помощью новой технологии можно увидеть трехмерную модель автомобиля, расположив перед веб-камерой рекламный буклет с его изображением. Или рассмотреть товары в интернет-магазине, показав веб-камере объявление в газете об их продаже.

Одной из первых масштабную кампанию с применением дополненной реальности (Augmented Reality, AR) запустила американская сеть пиццерий Papa John's.

Технология «Just Touch», позволяющая передавать информацию органам чувств появилась в США еще в начале XXI-го века. Она работает на базе системы «Touch Screen», позволяющей отслеживать движения рук потребителя и управлении функциями меню на сверхчувствительном сенсорном табло. Система может реагировать на любые, даже самые легкие прикосновения. Потребитель с помощью этой системы самостоятельно может найти нужную ему информацию, уточнить наличие товара, познакомиться с предлагаемыми услугами и т.д. И при всем этом у покупателя постоянно в поле зрения логотип рекламируемого брэнда. Технология Ground FX. Это современная интерактивная проекция, разработанная компанией GestureTek, позволяющая потребителю не просто наблюдать за рекламным сюжетом, но и принимать в нем участие.

При помощи специальных технических установок объемное изображение проецируется на плоскую поверхность. Данная рекламная технология стала доступна российским рекламодателям в 2005 г. и используется производителями и крупными торговыми комплексами в Европе, Америке, России и некоторых странах СНГ для BTL-акций, а также для увеличения потока потребителей и обеспечения более частых посещений. Различные event-мероприятия, выставки, ярмарки, презентации продукции – все это те области, в которых активно используется рекламная технология Ground FX.

Технология Free Format Projection, создает ощущение присутствия персонажей или объектов в натуральную величину за счет особой обработки изображения, которое впоследствии проецируется на поверхность. Здесь фантазия безгранична: виртуальная девушка, примеряющая наряды прямо в витрине магазина, огромная бутылка, танцующая у входа в развлекательный центр, или консервная банка, прогуливающаяся между рядами в супермаркете…. Подобное зрелище надолго останется в памяти потребителя, а, значит, рекламируемый товар или услугу ждет гарантированный успех.

Технология BlueCity относится к классу локальных информационных систем «The local information system», бурно развивающихся во всем мире.

Система способна рассылать мультимедийные файлы на мобильные телефоны пользователей, находящихся в радиусе до 300 м. Рассылка происходит при помощи технологии Bluetooth, которой в настоящее время оснащено более 80% мобильных телефонов.

Вопросы для самоконтроля

1. Маркетинговые коммуникации и задачи формирования спроса и стимулирования сбыта.

2. Основные направления рекламной деятельности: товарная, корпоративная, соци­альная, институциональная, политическая.

3. Основные задачи и требования, предъявляемые к рекламе.

4. Типология рекламы по направлениям на аудиторию.

5. Реклама на различных этапах ЖЦТ.

6. Товарная реклама и ее роль в мероприятиях по формированию спроса.

7. Задачи, виды и основные требования к товарной рекламе.

8. Средства рекламы и особенности их выбора.

9. Основные рекламные модели, их характеристи­ка.

10. Основные направления PR.

11. Особенности работы PR - специалистов со СМИ.

12. Спонсорство, благотворительность и меценатство в современной России.

13. Личные продажи и их роль в формировании покупательского спроса.

14. Постановка задач и выбор средств стимулирования сбыта.

15. Стимулирование продаж и ЖЦТ.

16. Основные виды стимулирования сбыта.

17. Сущность интегрированных маркетинговых коммуникаций.

18. Социально-психологические аспекты рекламы и ее влияние на потребителя.

19. Личные продажи как эффективный фактор формирования модели покупательского поведения.

20. Современные методы стимулирования сбыта и особенности их примене­ния на российском рынке.

21. Интегрированные маркетинговые коммуникации: планирование и организация.

22. Понятие интегрированных маркетинговых коммуникаций.

23. Управление коммуникативным процессом в условиях интеграции.

24. Барьеры на пути внедрения интегрированных маркетинговых коммуникаций и меры по их ликвидации.

25. Традиционный комплекс маркетинговых коммуникаций: реклама; связи с общественностью; личная продажа; стимулирование сбыта.

26. Современные инструменты комплексной программы коммуникаций.

27. Основные направления рекламной деятельности.

28. Организация, задачи, требования к рекламе.

29. Стратегия работы с клиентами.

30. Виды личной продажи.

31. Фактор мотивации в технике личных продаж.

32. Разработка программы стимулирования сбыта.

Наши рекомендации