Рынок услуг и его особенности
Развитый рынок предполагает не только наличие рынка товаров, но и рынка разнообразных услуг. При этом рынок услуг следует рассматривать как сферу обмена услугами, являющимися результатом труда предприятий непроизводственной сферы.
Рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики и подчиняющейся этим законам. Вместе с тем рынок услуг имеет ряд специфических особенностей, которые обуславливают иной подход к предпринимательской, маркетинговой деятельности, направленных на удовлетворение спроса на услуги.
Особенности рынка услуг представим в виде Схемы 1.
Особенности рынка услуг
Рис. 1
Рассмотрим подробнее каждую составляющую:
1) высокую динамичность рыночных процессов, которая связана, с одной стороны, динамичным характером спроса на услуги (подверженного значительному влиянию временного фактора), с другой стороны, динамикой предложения на данном рынке (обусловленной гибкостью отраслевой структуры услуг);
2) территориальную сегментацию. Территориальный (географический) критерий является определяющим, поскольку формы предоставления услуг, спрос и условия функционирования предприятий сферы услуг зависят от особенностей территории, охваченной конкретным рынком;
3) локальный характер. Испытывая влияние территориальных условий, рынок услуг приобретает четкую пространственную очерченность, в рамках которой формируются отличия от других, но сходные между собой социально-экономические характеристики. Таким образом, рынок услуг локализован в рамках территориальных образований, хотя масштабы этих образований могут быть различными;
4) высокую скорость оборота капитала. Данная особенность связана с более коротким производственным циклом услуг и является одним из преимуществ бизнеса в сфере услуг;
5) высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры. Эта особенность связана с невозможностью хранения, складирования и транспортировки услуг, а также с временным и пространственным совпадением их производства и потребления. Эти свойства услуг создают определенные трудности в производственной и предпринимательской деятельности, поскольку обуславливают повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги и других факторов рыночной среды, а также увеличивают степень риска от их непредсказуемых изменений;
6) специфику организации производства услуг. Как правило, производителями услуг являются малые и средние предприятия различного профиля, которые более эффективны в условиях локального рынка. Данные предприятия имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры, так как обладают большей мобильностью;
7) специфику процесса оказания услуги. Данная особенность обусловлена личным контактом производителя и потребителя, который создает условия для расширения коммуникативных связей и вместе с тем увеличивает требования к профессионально - квалификационным качествам, опыту, этике и культуре производителя.
8) высокую степень дифференциации услуг. Спрос на услуги характеризуется диверсификацией, персонификацией и индивидуализацией, что является предпосылкой появления новых нестандартных услуг. Данное свойство рынка услуг стимулирует инновационную деятельность предприятия этой сферы;
9) неопределенность результата деятельности по оказанию услуги. Оценка деятельности по оказанию услуги возможна только после потребления услуги, так как во многих случаях на производство услуги оказывают влияние личные качества производителя. Первоначально могут быть использованы косвенные методы ее определения (аналоговый), которые в условиях высокой чувствительности рынка к изменению конъюнктуры факторов не всегда дают достаточно корректные результаты.
Рынок услуг в различных отраслях данной сферы развит неодинаково.
В системе социально-бытового обслуживания, общественного питания, торговли, в рекреационной сфере (в том числе туризме) рыночные отношения получили наибольшее развитие и формируют эффективный механизм удовлетворения потребностей общества.
В таких отраслях, как культура, здравоохранение, образование, рыночные отношения имеют свою специфику, а также ограниченные возможности. В данных отраслях присутствует значительный нерыночный сектор, в том числе государственные учреждения, занимающие, как правило, доминирующее положение. Активное государственное вмешательство в процесс производства и потребления подобных услуг объективно.
Причины вмешательства отражены на рисунке 2.
Причины вмешательства государства в деятельность отраслей непроизводственной сферы:
Рис. 2
1. Недееспособность рынка в ряде отраслей услуг. Мировой опыт показывает, что попытки обеспечить развитие образования, культуры, здравоохранения исключительно в рамках активных рыночных отношений создавали ситуацию так называемого «неполного рынка» (когда даже высокие средние показатели по обеспечению общественных потребностей в этих услугах сопровождаются полным исключением из их потребления большей части населения). Например, предоставление медицинских услуг в США на основе свободного рынка при высоких средних показателях лишило возможности пользоваться медицинской помощью около 17 млн граждан1. Данная проблема была решена только в начале 90-х гг. введением всеобщего государственного, медицинского страхования.
2. Природа сферы услуг, ее генетическая основа. Непроизводственная сфера включает в себя сферу производства услуг и сопутствующих товаров, являющихся общественным благом. Она направлена на удовлетворение не только индивидуальных, но и общественных потребностей, свойствами которых являются: неделимость (т.е. невозможность предоставления отдельным лицам); невозможность действия принципа исключения (т.е. невозможность исключить индивида из процесса пользования этими благами). К чистым общественным благам в реальной действительности относятся: государственное управление, национальная безопасность, экологическое регулирование, противоэпидемические программы и т.д.
Например, невозможно лишить индивида преимуществ, получаемых в результате обеспечения безопасности государства, проведения мероприятий по борьбе с массовыми заболеваниями, преступностью. В мировой практике предпринимались попытки искусственного деления некоторых общественных благ с целью их последующей продажи отдельным лицам и обеспечения возможностей для действия активных рыночных механизмов.
Эти попытки привели к ситуации, когда число пользователей услуг превышает число покупателей услуг. Ярким примером данной проблемы являются услуги, предоставляемые музыкантами вне специальных организованных музыкальных программ. Аудитория слушателей значительно превышает число лиц, добровольно оплативших приобретение их услуги.
В этих условиях необходимо принуждение потребителей к оплате общественных благ, которое должно осуществляться государством в форме налогообложения.
3. Проявление «внешних эффектов». К так называемым «внешним эффектам» относятся выгоды или издержки, выпадающие на долю лиц, не участвующих в рыночной сделке.
Рыночные отношения не могут ни компенсировать такие издержки, ни даже выявить их существование. «Внешний эффект» может быть как положительным (например, сокращение уровня заболеваемости), так и отрицательным (например, загрязнение окружающей среды). Действуя в рамках рыночных отношений, хозяйствующие субъекты не желают добровольно компенсировать экологический ущерб, наносимый их деятельностью, поэтому появляется необходимость применения единых, централизованных механизмов, регулирующих, в данном случае, экологическую ситуацию и являющихся прерогативой государства (например, на основе штрафных санкций).
4. Естественная монополия государства в решении социальных проблем. Государство в своей деятельности опирается на социально-ориентированный подход с целью решения социальной задачи – обеспечение нормальных условий жизнедеятельности всех членов общества. В этих условиях рыночный принцип «затраты – прибыль» уступает место основному принципу государственного регулирования – «затраты – социальные приоритеты». Опираясь на этот принцип, государственное регулирование стремится обеспечить доступность важнейших услуг для всех слоев населения независимо от их уровня доходов.
Следует отметить, что ни одна из отраслей экономики не минует государственного вмешательства. Государство реализует налоговую политику и использует запретительно-разрешительные рычаги применительно к любой отрасли, хотя степень государственного вмешательства различна.
В важнейших отраслях социального комплекса оно остро необходимо. Другая значительная часть отраслей сферы услуг получает эффективное развитие в условиях действия рыночного механизма, основанного на реализации платных услуг.