Рынок спортивных услуг и его особенности

Прежде чем охарактеризовать специфику рынка, функционирующего в отрасли «Физическая культура и спорт», необходимо определиться с самим понятием «рынок». Данный феномен можно рассматривать с нескольких точек зрения (табл. 1.1).

Рынок и рыночная деятельность в сфере физической культуры и спорта обладают рядом особенностей.

Приведем основные из них.

1. Сфера физической культуры и спорта – это область преимущественно некоммерческой (нонпрофитной) деятельности. Деньги в этой сфере появляются, как правило, не на основе коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: органов власти, ведающих бюджетными средствами, общественных и благотворительных организаций, различных фондов, спонсоров и др.

2. Как известно, суть рынка – это акт обмена, т. е. совершение сделки, подразумевающей плату. Однако в системе физической культуры как сфере преимущественно некоммерческой деятельности плата за физкультурно-спортивные услуги предполагается далеко не всегда.

Закономерен вопрос, а имеет ли вообще рыночная сделка в системе физической культуры место? Зарубежные маркетологи Ф. Котлер и Э. Роберто дают следующие ответ на этот вопрос: «Сделка имеет место всегда, даже в сфере нонпрофита: сфера досуга, телевидение обеспечивают обмен свободного времени людей на развлечение; политика – время и гражданскую позицию (голосование) на надежды лучшей жизни; благотворительность – деньги мецената на спокойную совесть и так далее»[4]. Таким образом, понятие сделки в системе физической культуры весьма специфично и имеет расширенное толкование – здесь наличествует обмен свободного времени людей на занятия физическими упражнениями и спортом, но далеко не всегда осуществляется оплата этих занятий.

3. В физической культуре и спорте как сфере преимущественно некоммерческой деятельности субъект платежеспособного спроса нередко не совпадает с непосредственным потребителем. Так, типичные потребители спортивных услуг – это дети, подростки, учащаяся молодежь. Работа с ними признана в качестве приоритетного направления государственной молодежной политики. Однако в большинстве случаев потребляемые услуги оплачиваются не ими, а частично – родителями, частично – за счет бюджетных средств, средств благотворительных, заинтересованных спонсоров, меценатов и т. п.

Таким образом, очевидно, что в сфере физической культуры и спорта действуют как минимум два рынка: рынок потребителей и рынок доноров. При этом не всегда можно с уверенностью утверждать, какой из этих рынков первичен. В ряде случаев вначале определяются целевые программы работы с определенными категориями потребителей, затем ищутся доноры для поддержки этих работ; нередки также ситуации, когда потребители подбираются для обеспечения интересов доноров, изъявивших желание оплатить определенные виды работ с потребителями.

4. Физическая культура и спорт наряду с такими отраслями социальной сферы, как здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т. п., испытывают на себе активное государственное вмешательство в процесс производства и потребления соответствующих услуг.

Это вмешательство проявляется (перечислим лишь самое основное):

- в регулировании рынка физкультурно-спортивных услуг, которое осуществляется посредством принятия и проведения в жизнь законов, постановлений и иных нормативно-правовых актов и налоговых положений;

- в финансировании отрасли «Физическая культура и спорт»;

- в разработке и реализации целевых государственных программ по физической культуре и спорту как элемента товарной политики;

- в лицензировании, аттестации и аккредитации учреждений и организаций физкультурно-спортивного профиля, экспертизе реализуемых ими программ физкультурно-оздоровительной и учебно-спортивной работы с населением по ассортименту и качеству;

- в формировании и поддержке спроса населения на физкультурные услуги (в первую очередь средствами маркетинговых коммуникаций);

- в подготовке квалифицированных кадров, развитии приоритетных специальностей, соответствующих требованиям рынка физкультурно-спортивных услуг.

5. Рынок отрасли «Физическая культура и спорт» имеет узкую территориальную локализацию. Это связано с тем, что в поисках услуг потребители склоны выбирать близко или удобно расположенные физкультурно-спортивные сооружения. Кроме того, характеристики спроса и предложения физкультурно-спортивных услуг, условия функционирования спорторганизации, параметры реализуемых ею маркетинговых программ во многом определяются характеристиками территории и проживающей на ней потенциальной клиентуры.

6. К числу особенностей рынка физкультурно-спортивных услуг следует отнести высокую динамичность рыночных процессов, которая обусловлена:

- изменчивым характером спроса на физкультурно-спортивные услуги, подверженного в значительной степени влиянию моды и временного фактора;

- динамичностью предложения на этом рынке, объясняющейся гибкостью отраслевой структуры услуг (обладая высокой мобильностью, физкультурно-спортивные организации имеют широкие возможности для быстрого и гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры);

- высокой степенью дифференциации физкультурно-спортивных услуг, обусловленной широтой спектра реализуемых в этой сфере педагогических технологий (программ, методов, форм, средств, методик, методических приемов обучения и тренировки, включая методы и формы контроля и оценки).

билет 14 , 17 бизнес план

Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план.

Назначение бизнес-плана – показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий. По сути, бизнес-план показывает успешность управления и пути развития предприятия для достижения поставленной цели.

Бизнес-план имеет две группы пользователей – внутренних (инициатор бизнес-идеи, учредители и персонал фирмы) и внешних (потенциальные инвесторы, кредиторы, партнеры).

Бизнес-план служит трем основным целям:

§ он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;

§ служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект;

§ кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.

Бизнес-план помогает решить следующие основные задачи:

§ четкая формулировка целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;

§ определить конкретные направления деятельности фирмы,

§ целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

§ сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения.

§ определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.

§ оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

§ выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

§ определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

§ оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана;

§ организовать систему контроля над ходом осуществления проекта.

Бизнес-планы подразделяются на следующие виды:

§ бизнес-план инвестиций – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснование стратегии освоения рынка, предполагаемых результатов;

§ бизнес-план развития компании или фирмы – план развития организации на предстоящий плановый период;

§ бизнес-план развития (создания) отдельного подразделения предприятия;

§ бизнес-план для получения кредита в банке или для участия в тендере.

Бизнес-план должен отвечать ряду требований:

§ быть написанным простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;

§ его объем не должен превышать 20-25 машинописных страниц;

§ носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора;

§ опираться на реальные факты и обоснованные предложения;

§ иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения поставленных целей;

§ обладать комплексностью, т.е. содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение;

§ иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;

§ обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы;

§ иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.

Структура и содержание бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от цели составления этого документа и области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). В настоящее время существуют несколько групп стандартов его составления.

Самыми распространенными среди них являются стандарты:

§ Европейского Союза в рамках программы по содействию ускорению процесса экономических реформ в содружестве независимых государствах (TACIS);

§ Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (UNIDO);

§ Федерального фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП);

§ Международной сети фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги KMPG;

§ Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

§ Министерства финансов РФ;

Структура и содержание бизнес-плана по стандарту TACIS

Структура Содержание
Краткое описание  
Бизнес и его общая стратегия 1. Описание организации бизнеса 2. Описание целей и стратегии бизнеса 3. Описание основных характеристик продукции и услуг 4. Описание стратегии управления и стратегии маркетинга 5. Общее описание рынка
Маркетинговый анализ и маркетинговая стратегия 1. Маркетинговый анализ 2. Маркетинговая стратегия
Производство и эксплуатация 1. Планы развития 2. Покупка производственного предприятия и оборудования 3. План производства и расчет выпуска продукции 4. Производственные факторы
План производства и эксплуатации 1. Требования к местной инфраструктуре 2. Покупка (реконструкция) производственного предприятия 3. Физические капитальные вложения 4. План производства и расчет выпуска продукции 5. Производственные факторы 6. Производственный план
Управление и процесс принятия решений 1. Описание организационной структуры управления 2. Общее описание функциональных обязанностей 3. Основные результаты и опыт работы ответственных специалистов 4. Информация о внешних консультантах, привлекаемых к проекту 5. План обучения персонала 6. Копия уставных документов 7. Распределение ответственности между подразделениями системы управления
Финансы 1. Система контроля качества 2. Подготовительные вопросы 3. Продолжительность плана 4. Частота планируемого периода 5. Одно из направлений бизнеса 6. Допущения, которые необходимо иметь до составления финансовых отчетов 7. Расчет себестоимости единицы продукции или услуг 8. Счет прибылей и убытков 9. Балансовый отчет 10. Прогноз потока наличности 11. Общая прибыльности
Факторы риска 1. Технические риски 2. Финансовые риски: анализ чувствительности и безубыточности
Приложения  

Наши рекомендации