Положение об отделе маркетинга
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает в общем виде цель и задачи отдела маркетинга (далее по тексту «Отдел»), состав, обязанности, права и ответственность его сотрудников.
1.2. Отдел – структурное подразделение службы маркетинга предприятия, возглавляемое начальником отдела, функционально подчиненным Генеральному директору.
1.3. В своей деятельности Отдел руководствуется официальными документами РФ, действующим законодательством РФ, приказами по предприятию, а также настоящим Положением.
2. Цели и задачи отдела
2.1. Цели деятельности отдела:
- ориентация и приспособление предприятия к требованиям рынка, выпускаемой продукции;
- удовлетворение требований покупателей;
- обеспечение роста продаж за счет достижения превосходства над конкурентами;
- снижение затрат на разработку и производство новой продукции за счет рационального использования потенциала предприятия;
- достижение установленных показателей прибыли;
- внедрение концепции маркетинга в деятельность всех подразделений предприятия.
2.2. Достижение целей деятельности обеспечивается выполнением следующих задач:
- организация и ведение маркетинговой информационной системы предприятия;
- проведение маркетинговых исследований, включая выделение
и изучение перспективных рынков сбыта, динамики и специфики спроса на продукцию, а также исследование возможностей и состояния собственного предприятия;
- разработка прогнозов и текущих планов маркетинга по каждому виду продукции;
- участие в работе по созданию новой и совершенствованию выпускаемой продукции с учетом результатов маркетинговых исследований;
- разработка рекомендаций по совершенствованию системы товародвижения;
- организация работ по созданию фирменного стиля предприятия;
- организация работ по рекламе и стимулированию сбыта;
- разработка рекомендательных программ-стратегий по каждому виду продукции;
- организация и проведение маркетингового контроля на предприятии;
- организация информационно-обучающих мероприятий по основам маркетинга для сотрудников предприятия.
3. Организационная структура отдела
3.1. Структура Отдела определяется возложенными на него задачами и спецификой выпускаемой предприятием продукции.
3.2. Отдел включает в себя 3 подразделения по основным направлениям работ:
1) исследования и прогнозирование маркетинга;
2) планирование ассортимента и продвижение продукции;
3) продвижение продукции.
4. Функции подразделений отдела
4.1. Функции, связанные с исследованием и прогнозированием маркетинга:
- изучение общеэкономической конъюнктуры;
- изучение перспектив развития отрасли;
- изучение перспектив развития имеющихся рынков сбыта, а также выявление потенциальных рынков;
- изучение поставщиков сырья и комплектующих для предприятия (имеющихся и потенциальных);
- изучение сведений о ценах на различные виды продукции;
- прогнозирование изменения различных слагаемых издержек производства, соотношения между спросом и предложением и на этой основе прогнозирование цен на данную продукцию;
- изучение и систематизация сведений о конкурентах;
- изучение возможностей собственного предприятия (в сопоставле-
нии с данными об основных конкурентах);
- разработка и представление руководству прогнозов по конъюнктуре и емкости рынков сбыта;
- систематическое наблюдение за рынками сбыта и корректировка прогнозов;
- создание и ведение баз данных по всем направлениям исследований; разработка и представление руководству и специалистам предложений по созданию новой и модернизации выпускаемой продукции для удовлетворения требований новых сегментов рынков сбыта;
- определение совместно с разработчиками технологических и экономических показателей новой продукции. Приведение их в соответствие
с требованиями рынка;
- определение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- разработка стратегий маркетинга на основе анализа конъюнктуры рынка, прогнозов развития отрасли и конкурентоспособности выпускаемой продукции;
- разработка и представление руководству предприятия предложений по формированию мощностей по производству каждого изделия и рекомендаций отделу сбыта по проведению договорной кампании;
- осуществление маркетингового контроля, в частности за соблюдением избранных стратегий по каждому продукту, совершенствованием информационных связей между подразделениями предприятия, оптимизацией финансовой и инвестиционной политики предприятия, применением фирменного стиля;
- участие в разработке планов производства, технологической подготовке производства, технологического перевооружения, других планов;
- анализ эффективности фирменного обслуживания, организации сбыта, рекламы и разработка предложений по их совершенствованию;
- анализ объемов производства и реализации продукции, организации сбыта, рекламы и фирменного обслуживания на аналогичных предприятиях в стране и за рубежом и разработка предложений по использованию передового опыта;
- участие в определении целей, методов и эффективности рекламы;
- анализ проведения договорной кампании и организации сбыта продукции и разработка предложений по их совершенствованию;
- разработка планов исследований по определению конъюнктуры рынка, потребностей, платежеспособного спроса на выпускаемую продукцию;
- выбор сегментов рынка для обследования, определение необходимой информационной базы, методов исследований;
- проведение исследований по избранным методикам;
- анализ (совместно со специалистами) конкурентоспособности продукции предприятия, сопоставление ее потребительских свойств, цены, издержек производства, других экономических показателей, дизайна с аналогичными показателями конкурирующей продукции, выпускаемой другими предприятиями;
- разработка на основе изучения конъюнктуры и емкости рынка прогноза по платежеспособному спросу на новую продукцию и предложений по ее разработке и производству;
- исследование структуры, состава и организации работы сбытовой сети, обслуживающей рынки сбыта предприятия;
- анализ организации технического (гарантийного) обслуживания
и его влияния на сбыт продукции, разработка рекомендаций по повышению качества обслуживания;
- взаимодействие с отделом технического обучения в организации
и проведении обучающих мероприятий по основам маркетинга для сотрудников предприятия.
4.2. Функции, связанные с планированием ассортимента и продвижением продукции:
- анализ соответствия выпускаемой предприятием продукции запросам рынков сбыта в планируемом периоде (1 год, 5 лет);
- организация обратной связи с потребителями; изучение мнения потребителей и их предложений по улучшению выпускаемой продукции, привлечение для этого внештатных сотрудников; анализ рекламаций и их влияния на сбыт продукции; разработка по результатам изучения мнения потребителей и анализа рекламаций предложений по повышению технического уровня и качества продукции;
- подготовка предложений и рекомендаций к плану производства продукции предприятия по номенклатуре и качеству исходя из результатов изучения конъюнктуры рынка и спроса на конкретные виды продукции;
- разработка предложений по изменению характеристик, конструкции и технологии производства выпускаемой и новой продукции с целью улучшения ее потребительских свойств с учетом мнения пользователей и передовых достижений;
- участие совместно с экономическими, конструкторскими и технологическими отделами в определении себестоимости новых изделий и разработке мероприятий по снижению себестоимости выпускаемой продукции;
- обеспечение фирменного оформления рекламных материалов и инструментария исследований рынка и спроса населения, рекламное оформление документов по эксплуатации и ремонту продукции;
- подготовка и заключение договоров со сторонними организациями по проведению рекламы;
- изучение и анализ организации рекламы на аналогичных предприятиях в стране и за рубежом и разработку предложений по использованию передового опыта;
- составление смет затрат на проведение рекламных мероприятий,
и осуществление контроля за ее соблюдением;
- анализ действенности рекламы, ее влияния на сбыт продукции, информированности потребителя о продукции предприятия;
- составление отчетности по осуществлению рекламных мероприятий и мероприятий по стимулированию сбыта.
5. Права
Сотрудники отдела имеют право:
- получать необходимую им информацию во всех подразделениях предприятия;
- знакомиться и вносить корректировки в планы разработки и производства продукции в зависимости от конъюнктуры рынка;
- вносить предложения по приостановке решений руководителей других подразделений, которые могут привести к ухудшению позиций предприятия на рынках сбыта, повредить его имиджу;
- требовать соблюдения фирменного стиля;
- вносить предложения по совершенствованию организационно-управленческих структур предприятия;
- участвовать в производственных, научно-технических и других совещаниях у руководства предприятия;
- представлять предприятие в других организациях в пределах своей компетенции.
6. Ответственность
Сотрудники отдела маркетинга несут ответственность:
- за своевременную подачу достоверной маркетинговой информации руководству и подразделениям предприятия по принадлежности;
- за научно-экономическую обоснованность рекомендаций по выбору рынков сбыта и разработке новых видов продукции;
- за участие в анализе эффективности рекламы и ее влияния на сбыт продукции и разработка рекомендаций по совершенствованию рекламы;
- за разработку на основе изучения спроса рекомендаций по заключению договоров на выпускаемую продукцию с учетом требований потребителя;
- за подготовку отчетов, информационных и аналитических материалов по вопросам конъюнктуры рынка и спроса на продукцию предприятия.
- за определение совместно со специалистами по изучению спроса и специалистами по сбыту объектов рекламы и сегментов рынка, на которых необходимо рекламировать продукцию;
- за выбор и применение наиболее эффективных методов проведения рекламы, учитывающей особенности рекламируемой продукции, а также особенности рынка;
- за разработку и представление на утверждение годовых планов проведения рекламных кампаний;
- за определение совместно со специалистами характеристик и экономических показателей рекламируемых изделий и выявление наиболее важных особенностей выпускаемой продукции для проведения рекламы;
- за организацию рекламы при помощи средств массовой информации: газет, журналов, телевидения, радио;
- за осуществление прямой почтовой рекламы (плановых и разовых рассылок писем, бандеролей, посылок с информационными материалами);
- за организацию участия предприятия во всероссийских и региональных отраслевых выставках, ярмарках, выставках-продажах; подготовку необходимых документов и материалов; организацию выставок на предприятии; работу на выставках;
- за разработку и выпуск совместно с рекламными агентствами необходимой печатной рекламы;
- за оснащение дилеров, представителей предприятия, направляющихся в командировки, на выставки, ярмарки, выставки-продажи рекламными проспектами и другой рекламной продукцией;
- за организацию работ по формированию фирменного стиля предприятия;
- за координацию деятельности разрабатывающих, производящих и сбытовых подразделений на основе избранной стратегии маркетинга;
- за обоснованный выбор средств рекламы и стимулирования сбыта, эффективность их использования;
- за обучение сотрудников предприятия принципам и методам маркетинга;
- за своевременное и качественное выполнение работ, предусмотренных настоящим Положением, а также выполнение оперативных заданий дирекции;
- за соблюдение финансовой и производственной дисциплины.
Приложение 2