Классификация лекарственных средств по особенностям потребления
Потребность. Спрос.
Маркетинг – это деятельность, направленная на удовлетворение нужд и потребностей.
- Потребность – это нужда в определенном товаре
- Спрос - потребность, обеспеченная денежными средствами
Спрос - экономическое понятие, которое характеризует логику поведения потребителя на рынке. В экономике рассматривают два родственных понятия: спрос и величина спроса.
Величина спроса - это количество товаров, которое готовы купить потребители по определенной цене в течение определенного времени.
Спрос - количество товаров, которое готовы купить потребители при всех возможных изменениях цены в течение определенного времени.
Факторы, формирующие спрос:
- потребности
- полезность
- цена по сравнению с доходами.
Закон спроса: Повышение цен на товар обычно приводит к снижению величины спроса на него и, наоборот, при прочих равных условиях.
Экономические эффекты:
1. Эффект дохода. При росте личного дохода товар даже при сохранении цены на него становится дешевле относительной покупательской способности, и покупатель способен приобретать его в больших количествах, ни от чего другого не отказываясь.
2. Эффект замещения или замены. При снижении или более медленном росте цены товар становится дешевле не только абсолютно, но и относительно других аналогичных товаров, что дополнительно поощряет рост спроса именно на этот товар.
3. Эффект нового покупателя - рост величины спроса на товар, связанный с тем, что при понижении цены его начинают покупать люди, которые раньше этого не делали.
Неценовые факторы спроса:
1. Изменение доходов большой массы потребителей.
2. Субъективные вкусы потребителей (традиции, мода, религия).
3. Цены на сопряженные товары (взаимозависимые, взаимодополняющие, аналогичные), эффект замены.
4. Число реальных покупателей и доступность товара.
5. Перспективное ожидание потребителей (праздники, сезон, войны).
Виды спроса:
- В зависимости от генератора спроса:
1.1. Спрос, генерируемый врачом поликлиник и стационаров
1.2. Спрос, генерируемый населением
· Действительный, который может быть реально предъявлен при достаточном предложении. Равен числу обращений в аптеку.
· Реализованный – фактически удовлетворенный в результате покупки. Равен потреблению.
· Неудовлетворенный, равный разнице между действительным и реализованным.
А) Реальный неудовлетворенный, равный отказу .
Б) Скрытый неудовлетворенный, равный замене.
2. По степени удовлетворения (маркетинга)
3. В зависимости от вида маркетинга:
Изучение спроса осуществляется в целях возможного последующего воздействия на него.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ СПРОСА НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА.
1.Определение размеров спроса (различных видов).
С этой целью изучается объем действительного, реализованного и неудовлетворенного спроса, структура и величина отказов и замен.
- Величина реализованного спроса. Используется учетно-отчетная документация по поступлению товара, по материалам инвентаризации. При анализе необходимо охватить 2-3 межинвентаризационных периода Р = О1 +П –О2
Информацией для определения потребности могут выступать:
Для изучения информационных потребностей используют прямые и косвенные методы.
- Прямые (опросные) методы (результаты социологических исследований)– основаны на опросе изучаемых потребителей.
-Анкетирование по заранее разработанному перечню вопросов анкеты.
-Интервьюирование – целенаправленная беседа по заранее подготовленным вопросам.
- Косвенные (документальные) методы – основаны на анализе документальных источников, отражающих деятельность потребителя (рецепты, истории болезней, требования – накладные ЛПУ число обращений за данным препаратом – журнал дефектуры).
Необходимо также исследование факторов, формирующих спрос.
- факторы, формирующие потребность в ЛС, поскольку спрос является формой проявления платежеспособной потребности.
- группа экономических показателей (таких как цена товара и его аналога, доход покупателя и др.)
Для определения степени влияния отдельных факторов на величину спроса рассчитывают коэффициенты эластичности.
Коэффициент эластичности – это отношение темпа прироста результативного признака (спроса) к темпу прироста формирующего его фактора.
В условиях рынка к числу наиболее важных относятся коэффициент ценовой эластичности и коэффициент подоходной эластичности.
КОЭФФИЦИЕНТ ЦЕНОВОЙ ЭЛАСТИЧНОСТИ (Кцэ) – коэффициент спроса определяет степень изменения спроса в зависимости от изменения цены.
Чаще всего применяют эластичность спроса по цене.
1. При незначительном изменении цены пользуются формулой точечной эластичности:
P1- начальная цена товара
ΔP- изменение цены
Q1- начальная величина спроса
2. Рост спроса %
Кцэ= снижение цены %
При абсолютном значении величины Кцэ больше 1 спрос является эластичным.
Эластичным называется спрос, имеющий тенденцию меняться при незначительном колебании цены.
При абсолютном значении величины Кц меньше 1 – спрос является неэластичным.
При формировании своей ценовой политики фирма должна учитывать, какие категории потребителей в зависимости от ценовой ориентации она обслуживает.
Так, устойчивый неэластичный спрос формируют «апатичные» покупатели, которые вне зависимости от цен (в разумных пределах) основное внимание удобству и комфорту. Фирма может особенно не волноваться за цены, некоторое повышение на товар не приведет к снижению спроса на него.
Устойчивый эластичный спрос формируют «экономные» покупатели, они имеют высокую чувствительность к цене, и небольшое ее повышение приводит к резкому падению спроса, фирме желательно не повышать цены. В то же время небольшое снижение цены может привести к увеличению спроса, что позволит увеличить доходы предприятия.
Виды спроса.
1. Индивидуальный спрос, предъявляемый по всем товарам на рынке 1 потребителем.
2. Рыночный спрос - предъявляемый всеми покупателями к одному товару.
3. Совокупный спрос, общее количество конечных товаров и услуг, которые могут приобрести все потребители страны при сложившемся уровне цен.
Виды товаров.
а) товары высшей категории (нормальные товары) - действует эффект дохода.
б) Товары низшей категории (худшие) - действует эффект дохода, наоборот.
в) временные товары (товары Гиффена) - товары, в отношении которых закон спроса действует наоборот за счет эффекта замены.
Предложение
Предложение - основная характеристика поведения производителей и продавцов на рынке.
Предложение - то количество товаров или услуг, которое может быть предложено для продажи на рынке при всех возможных изменениях цены в течение определенного времени.
Величина предложения - то количество товаров или услуг, которое может быть предложено для продажи на рынке по конкретной цене в течение определенного времени.
Закон предложения: повышение цены на товар обычно ведет к росту величины этого товара и наоборот, при прочих равных условиях.
Факторы, формирующие объем предложения:
1. Издержки (затраты производства).
2. Общий доход (выручка).
3. Прибыль.
КОЭФФИЦИЕНТ ЭЛАСТИЧНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Объем предложения
Кп = рост цен
КЛАССИФИКАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ПО ОСОБЕННОСТЯМ ПОТРЕБЛЕНИЯ
1. ЛП, ПОТРЕБЛЕНИЕ КОТОРЫХ НОРМИРУЕТСЯ (наркотические, этиловый спирт).
При определении потребности в таких препаратах за основу принимают данные об их фактическом расходе за предыдущий период. Контрольными цифрами, с которыми сравниваются прогнозируемые величины, являются установочные нормативы потребления ЛП. Для наркотических ЛП нормативы потребления установлены на 1000 жителей в год. Для этилового спирта нормативы потребления установлены в зависимости от вида учреждения здравоохранения и социального обеспечения. Расчет потребности в препаратах, потребление которых нормируется, осуществляется по формулам:
П=Н х. К или П=Н х. К
где, Н – норматив расхода (на одного или 1000 жителей, рецептов и т. д.)
К – количество жителей, рецептов и т. д.
2. ЛС СПЕЦИФИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ, применяемые для лечения 1-2 заболеваний (противотуберкулезные, противоопухолевые, противодиабетические и др.). При определении потребности в таких препаратах могут быть использованы разные методы. Например, пре нормативном методе за основу приминают сведения о заболеваемости конкретными нозологическими формами и инструкции о порядке лечения и количестве используемых при этом ЛС. Расчет потребности осуществляется по формуле:
П=Р. х. К х. Б,
где, Р. – расход ЛС на 1 больного на 1 курс лечения;
К – количество курсов в год;
Б – заболеваемость (число больных).
Возможно использование и других методических приемов нормативного метода, а также экономико-математических методов и экспертных оценок.
3. ЛС ШИРОКОГО СПЕКТРА ДЕЙСТВИЯ, применяемые для лечения различных заболеваний или их профилактики (витаминные, сульфаниламидные, антибиотики и др.). При прогнозировании потребности в препаратах этой группы, как правило, работа строится в 2 этапа:
1. Сбор и анализ данных о фактическом потреблении ЛС в предыдущем периоде (за ряд лет).
2. Прогнозирование потребности в конкретных ЛС с помощью экономико-математических методов, экспертных оценок. Возможно использование нормативного метода (например, при определении потребности в ЛС для стационарных больных)
П= Б х Р.
П – потребность
Б. – число больных, потребляющих препарат
Р. – среднегодовое потребление на одного больного.
Контрольные вопросы:
1. К какой группе лекарственных средств по способу определения потребности относятся витаминные препараты? Дайте теоретическое обоснование.
2. Какой информацией необходимо располагать для расчета потребности аптеки в данном лекарственном препарате, какой методический прием следует применить?
3. Выскажите свое мнение, в избытке или недостатке будет данный витаминный препарат, если при снижении цены на него на 20% спрос вырос на 50%, а выпуск уменьшился на 30%. Подтвердите выводы графически.
4. Какой вид спроса имел место в аптеке, если при отсутствии таблеток кислоты аскорбиновой 0,1 с глюкозой посетителю были предложены экстемпорально изготовленные порошки аналогичного состава?
5. Какие виды спроса имели место в аптеке, если посетителю, обратившемуся за мазью «Эфкамон», было отказано из-за ее отсутствия, а от предложенной замены посетитель отказался?
6. Как в условиях аптеки можно рассчитать эти виды спроса на данный препарат за квартал
7. К какой группе лекарственных средств по способу определения потребности относятся названные препараты инсулина? Дайте теоретическое обоснование. Какой информацией необходимо располагать для расчета потребности аптеки в данных препаратах, какой методический прием следует применить?
8. К какой группе лекарственных средств по способу определения потребности относится спирт этиловый? Какой статистической и нормативной информацией необходимо располагать, и какой методический прием использовать для определения потребности аптеки в этиловом спирте?
9. К какой группе по способу определения потребности относится левомицетин? Какая информация необходима для определения потребности аптеки на месяц в таблетках «Левомицетин 0,25 №10» и почему?
10. Какими должны быть профессиональные действия фармацевтического специалиста при возникновении в аптеке неудовлетворенного спроса на раствор амиодарона 5% для инъекций? Какие методы целесообразно применить при изучении спроса на противоаритмические лекарственные средства?