Подготовка гайда интервью
Вид вопросов | Примеры |
Вводные | «Пожалуйста, расскажите мне, когда вы впервые заинтересовались Х?» «Вы когда-нибудь…?» «Почему вы ездили …?» |
Дополнительные - стимулируют респондента к тому, чтобы расширить свой ответ | «Что вы можете добавить к сказанному?» «Что вы подразумевали под…?» «Можете ли вы привести пример…?» «Так-так, ….» |
«Зондирующие» - следуют за ответами, которые были даны на прямые вопросы | |
Уточняющие | «И как вы поступили потом?» «Как отреагировал Х на ваши слова?» |
Прямые - такие вопросы лучше задавать ближе к окончанию интервью, чтобы не оказывать ощутимого влияния на направленность беседы | «И как вы считаете, легко ли улыбаться во время обслуживания покупателей?» «Хватило ли вам однодневного тренинга?» |
Непрямые вопросы - узнать точку зрения респондента на «неудобные», «сенситивные» вопросы | «Что большинство людей думает, об отношении руководства к своим подчиненным» и, вероятно, что за этим вопросом последует «И вы считаете также?» |
Структурирующий, маршрутный | «А сейчас я бы хотел перейти к другой теме» |
Молчание - подразумевает паузы, чтобы указать на то, что интервьюер предоставляет респонденту возможность обдумать и расширить ответ | |
Интерпретирующие | «Вы полагаете, что ваша роль лидера сменилась с поощряющей на более директивную?» «Можно ли сказать, что большую часть времени вы не возражаете против того, чтобы быть дружелюбным с покупателями, и считаете это затруднительным только тогда, когда они неприветливы или слишком требовательны?» |
Из чего состоит протокол интервью:
1. Дата и место проведения интервью
2. Запись беседы, в которой максимально точно передаются выражения, слова, интонации речи респондента, текст излагается от первого лица.
3. Оценка уровня контакта с респондентом:
· Длительность беседы по мнению респондента (интуитивно)
· Реальная длительность беседы
4. Заметки на полях протокола и комментарии. В них можно отмечать внешние экспрессивные особенности поведения собеседника (например, «сильно нервничает», «хочет угадать правильный ответ»)
5. Общее впечатление и особые отметки
Фокус-группа
1) Эта техника дает исследователю понимание того, почему люди действуют и чувствуют именно так, а не иначе. В обычном интервью респондента часто спрашивают о том, каковы причины того, что он придерживается именно этой точки зрения. А подход фокус-группы дает возможность участникам оценить точки зрения друг друга, и причины, определяющие эти точки зрения. Этот подход может оказаться более интересным, чем вполне предсказуемый подход традиционного интервью, где за вопросом следует ответ. С одной стороны, человек в фокус-группе может придерживаться своего мнения, но, с другой стороны, выслушав мнение других участников, он может пересмотреть свою позицию, или же он может выразить свое согласие с чем-то, о чем он раньше не задумывался, или о чем другие ранее не упоминали. Это возможности означают, что метод фокус-групп может оказываться полезным средством для выявления разнообразных мнений по конкретному вопросу.
2) В фокус-группах участники могут вынести на обсуждение те вопросы, которые они считают важными или значимыми. Несомненно, это в равной степени является и целью индивидуального интервью, но так как модератор предоставляет большую степень свободы, то такие вопросы возникают с большей вероятностью. Это важный момент в контексте качественного исследования, так как мнения участников исследования принимаются в качестве отправной точки.
3) В индивидуальных интервью респонденты редко возражают; они могут высказывать все то, что не согласуется с ранее сказанным, или может оказаться неправдой, но мы неохотно указываем им на такие неточности. А в контексте фокус-группы участники будут спорить друг с другом, и подвергать сомнению мнения других людей. Этот процесс аргументации означает, что в результате у исследователя сформируется более реалистичное мнение о том, что люди думают на самом деле, потому что они вынуждены рефлексировать и пересматривать свои точки зрения.
Метод фокус-групп используют для:
Ø Тестирования реакции на новые продукции и рекламные акции;
Ø Тестировать новые виды корпоративных коммуникаций;
Ø Для получения прогноза результатов выборов;
Ø Для определения оптимального момента выхода нового продукта (услуги) на рынок.