Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда)

ФОКУС-ГРУППА

Метод фокус-групп базируется на использовании эффекта групповой динамики. Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора).

Основным достоинством данного метода является:

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе респондентов

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru метод позволяет заказчику наблюдать за ходом проведения исследования и делать соответствующие выводы

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru стоимость фокус-группы относительно низка (например, по сравнению с глубинными интервью)

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru может применяться в сочетании с другими методами (как количественными, так и качественными) и как самостоятельный метод сбора информации.

Программы исследования с использование фокус-группы включает:

актуальность проблемы, цель и задачи исследования, объект и предмет исследования, гипотезы исследования.

Определение цели является одной из важнейших составляющих программы исследования. Чаще всего фокус-группы используются для реализации следующих целей:

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru генерирование идей;

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru проверка гипотез для количественных исследований;

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru подготовка инструментария для количественных исследований;

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru интерпретация результатов количественных исследований;

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru изучение особенностей поведения отдельных групп людей.

Определение числа и размера фокус-групп

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru Число фокус-групп зависит от цели исследования и от количества значимых факторов. Так, если в качестве значимых факторов выбирается пол и отношение к продукту (потребители и непотребители), то необходимо провести четыре фокус-группы. Кроме этого, целесообразно проводить группы до тех пор, пока получаемая информация не начнет повторяться. Минимальное количество фокус-групп – 2.

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru Размер фокус-группы определяется в соответствии с поставленной целью. Например, чем меньше группа, тем возможнее получение так называемой глубинной информации, а чем больше группа, тем выше вероятность генерирования большего количества идей. Величина фокус-группы может колебаться в интервале от 5 до 12 человек. Чаще подбирают гомогенные группы.

Рекрутирование участников фокус-группы (способы отбора участников):

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru случайный отбор по имеющимся в базах данных спискам;

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru «снежный ком»- отбор людей, соответствующих заданным критериям по информации , предоставляемой людьми о своих знакомых;

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда) - student2.ru стихийный отбор с использованием экспресс–интервью и анкетирования для выбора наиболее подходящих респондентов.

Подготовка сценария проведения фокус-группы (гайда)

Сценарий фокус-группы- это набор вопросов, предлагаемых для обсуждения. Содержание плана определяется степенью формализации фокус-группы.

Структурированная фокус-группа предполагает работу модератора по заранее подготовленному путеводителю.

Полуструктуированная фокус-группа проходит по так называемому гибкому или эскизному путеводителю, который существенно корректируется в зависимости от реакций участников. В редких случаях путеводитель отсутствует вообще. Это, как правило, применяется в пилотных (пробных) исследованиях.

Вопросы путеводителя разбиваются на тематические блоки, между которыми необходимо сделать связки-«мостики». При разработке путеводителя используются общие требования, предъявляемые к формулировке и порядку расположения вопросов (от общего к частному, однозначность понимания, понятность, нейтральность, простота построения и т.д.).

Возможно использование различных качественных методик: ролевая игра, незаконченное предложение, ассоциация, метафора, сомнение в очевидном, описание противоположного собственному типа поведения, косвенные(скрытые) вопросы и т.д.

Наши рекомендации