Основные направления маркетинговых исследований в ресторанной сфере
Объектами маркетинговых исследований в ресторанном бизнесе могут выступать практически все составляющие ресторанной деятельности:
o Потребители (существующие и потенциальные), их отношение и поведение;
o Конкуренты;
o Рынок или его сегменты (ресторанный рынок, рынок доставки еды, рынок пивных заведений и т.п.);
o Товары и услуги (меню, уровень сервиса и т.п.);
o Концепция заведения;
o Местоположение заведения (при открытии);
o Поставщики и т.д.
Основными предметами исследования являются:
- Анализ месторасположения ресторана – можно ли открывать в этом месте ресторан и какого типа. В этом разделе исследуется район, в котором будет располагаться заведение – его престижность, доступность, а также наличие потенциальных конкурентов. Также производится изучение здания и самого помещения на предмет пригодности под размещение ресторана и его оптимальное функционирование.
- Структура отрасли – анализ существующих ресторанных форматов и доля каждого в общем объеме. Важно знать насыщенность рынка предполагаемым форматом, его привлекательность, тенденции развития.
- Характеристика целевого рынка позволяет получить данные о конъюнктуре – спросе, уровне цен, перспективах развития рынка. Главная задача – выявить имеющийся неудовлетворенный спрос.
- Изучение потребителей позволяет получить подробные сведения о существующих целевых группах, мотивах посещения ресторана, которые позволят определить для ресторана сегмент наиболее интересных из потенциальных потребителей, степень их удовлетворенности и платежеспособности, и других параметров.
- Конкурентная ситуация – необходимо провести исследование для получения данных о практике деятельности конкурентов на рынке, их сильных и слабых сторонах, особенностях их работы.
- Ценовая политика – тесно связано с платежеспособностью целевой аудитории. Цель – определение величины допустимого «среднего чека». На практике основной принцип сегментации рынка заведений общепита – именно ценовой, основанный на сумме среднего чека.
На начальном этапе, оценив потребность в проведении исследований, необходимо сформулировать проблему, т.е. то, что требует скорейшего решения. Как правило, не следует распыляться и достаточно постановки одной-двух, наиболее важных. Приоритетность изучения проблем определяется по ожидаемой эффективности. Это может быть поиск причин падения прибыли, а также ответа на вопросы, надо ли менять ценовую политику, вводить новые услуги и т.п.
На следующем этапе, исходя из имеющихся ресурсов, целесообразно определить цели исследования. Выделяют следующие виды целей:
- поисковые - позволяют формулировать новые идеи, вовремя вносить изменения в концепцию и т.д. До проведения соответствующего поиска часто проблема только обозначается и затем, на основе полученных данных, конкретизируется. Поисковые исследования могут ограничиться описанием объекта и его характеристик (например, описание структуры и емкости рынка, модели принятия решения о покупке, портрета типичного потребителя услуг заведения).
- казуальные цели предполагают оценку причинно-следственных связей, которые прямо или косвенно объясняют конкретное состояние объекта. Причем казуальные цели выражаются, как правило, в количественных характеристиках, например, процент изменения товарооборота в зависимости от предлагаемых мероприятий.
- прогнозные цели служат оценке возможного состояния объекта исследований на будущий период.
Далее определяется - какая информация необходима, и ее источники, устанавливаются методы сбора данных.
Условно можно выделить 3 основных ситуативных направления для проведения маркетинговых исследований в ресторанном бизнесе:
1) Открытие ресторана без определенной концепции.
В этом случае маркетинговые исследования будут состоять из следующих пунктов:
· Анализ рынка заведений общепита в целом (для города, региона, района – в зависимости от формата заведения) и выделение ключевых игроков на рынке, их конкурентные преимущества и слабые стороны (с целью выявления незаполненных ниш);
· Исследование конкурентного окружения: целевая аудитория, ценовая политика, используемые маркетинговые стратегии, рекламная политика, и т.п.
· Описание потенциальных потребителей: сегментирование потребителей по демографическим (пол, возраст, доход и т.д.) и психографическим характеристикам (частота посещений точек общепита, цели и мотивы посещения, средний чек, численность компаний, посещающих точки общепита, время и место посещения, факторы, влияющие на выбор заведения).
По результатам проведенных исследований выделяется собственная уникальная ниша для планируемого заведения, выделяется наиболее привлекательный сегмент потребителей, формируется концепция.
2) Ресторан с определенной концепцией.
В случае, если уже определились с концепцией будущего заведения и желаете знать, насколько данная концепция будет востребована на рынке, маркетинговое исследование будет состоять из следующих этапов:
· Анализ конкурентного окружения (выделяются прямые конкуренты, предлагающие схожие услуги и имеющие близкую концепцию).
· Анализ привлекательности концепции нового заведения для потенциальных потребителей (целевой аудитории). Описываются характеристики целевой аудитории: цель и частота посещения заведения, время суток для посещения, факторы, влияющие на выбор заведения (мнение друзей, расположение, принадлежность к сети, реклама и т.д.), численность компаний, посещающих заведение, наиболее важные характеристики для посетителей при выборе заведения.
По итогам проведенного исследования составляется отчет о привлекательности данной концепции для целевой аудитории, а также рекомендации по позиционированию, ценовой, маркетинговой и рекламной политике.
3) Решение проблем в существующем ресторане.
В случае, если уже имеется функционирующее заведение, но есть желание выяснить, каким образом можно увеличить прибыльность собственного заведения и обеспечить его дальнейший рост, маркетинговое исследование будет включать следующие пункты:
· Анализ соответствия концепции местоположению
· Анализ меню кухни и бара
· Анализ ценовой политики
· Анализ атмосферы заведения(интерьера и стиля заведения, музыкального оформления, дополнительных стимулирующих программ и т.п.)
· Анализ «среднего чека»
· Анализ качества и видов обслуживания.
· Характеристика целевой аудитории (время и частота посещений, лояльность именно этому заведению, цель посещения, удовлетворенность меню, уровнем обслуживания, соотношение цены-качества, цели и мотивы посещения).
По итогам исследования определяются критические точки - факторы, мешающие дальнейшему развитию заведения (уменьшающие привлекательность заведения для клиентов), а также предлагаются рекомендации по их устранению.
Например, в одном из киевских ресторанов премиум-сегмента по результатам проведенного маркетингового исследования были выявлены следующие основные причины, снижающие частоту посещений постоянными клиентами:
- пренебрежение «напоминающей» имиджевой целевой рекламой;
- нестабильное качество обслуживания;
- отсутствие маркетинговой работы с клиентами;
- «официозность» обстановки и дизайна, что в вечернее время не предрасполагает для посещения данного заведения.
Методы исследований
В зависимости от размера исследуемой совокупности и поставленной проблемы по способу сбора информации методы маркетинговых исследований делятся на количественные и качественные.
Исследования представляют собой сложный процесс, в результате которого должна быть получена как количественная, так и качественная информация. Наблюдается разная степень достоверности между этими информационными массивами: если количественные данные респондент может предоставить о себе достаточно легко, то объективную информацию, характеризующую его поведенческие и мотивационные особенности, получить сложнее. Основной трудностью исследования часто является преодоление психологического барьера, связанного с нивелированием «социально правильных ответов» опрашиваемых.
Качественные исследования относятся к группе примерных, приблизительных, субъективных и рассматривают единичные случаи. Как правило, они служат для первичного исследования маркетинговой проблемы (например, для исследования мотивов посещения того или иного заведения, проблем в обслуживании) и предполагают небольшой объем исследуемой совокупности.
Количественные исследованияхарактеризуются жесткими и точными параметрами, используют большие выборки, предполагают анализ большого объема данных и предоставления результатов исследования в количественном и процентном соотношении.
Например - доля потребителей (в %), посещающих заведение для романтических свиданий, для дружеских или деловых встреч).
Выводы качественных исследований формулируются на конкретном материале, а количественных – на обобщенных данных. В итоге результаты количественных исследований более надежны и сопоставимы с реалиями продаж и происходящими вокруг нас явлениями.
Качественные исследования позволяют ответить на вопросы «что, почему, каким образом?», а количественные призваны дать ответ на вопрос «сколько?».
Принято различать внешнюю и внутреннюю информацию. Внешняя информация по большей части завязана вокруг потребителя - это его осведомленность, поведение, удовлетворенность и особенности восприятия бренда, товарной категории, стиль жизни, в которых кроются, например, возможности позиционирования ресторана. Внутренняя информация это - то, чем владеет сама компания, данные о ее деятельности.
Важнейшими из них являются данные о товарообороте, его динамике, дифференциации в зависимости от времени суток, сезонности и пр.