Определение конкурентов предприятия
Первым этапом конкурентной деятельности предприятия является точное определение его конкурентов. Это тоже одна из проблем конкуренции, поскольку ответ на вопрос «Кто наши конкуренты?» — далеко не однозначный. Рассмотрим два различных подхода к определению конкурентов.
Отраслевая концепция конкуренции.Согласно этой модели конкурентами являются предприятия, работающие в одной отрасли экономики.
Отрасль экономики — совокупность предприятий, предлагающих рынку определенную группу товаров и/или использующих определенную технологию.
При определении конкурентов рассматривают два основных фактора:
—количество и размер предприятий, действующих в отрасли;
—степень различия предлагаемых ими товаров.
На основе этих факторов определяют тип конкуренции (чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия) и вытекающие из этого условия конкуренции (возможность манипулирования ценами, степень свободы фирмы, уровень угрозы со стороны других фирм).
Определение конкретных конкурентов в отрасли делается на основе сходства используемых предприятиями рыночных стратегий «качество—цена» или «ассортимент—цена» или «качество—ассортимент». Ближайшими конкурентами в отрасли являются фирмы, принадлежащие к одной стратегической группе, т. е. придерживающиеся одинаковых или сходных стратегий. Естественно, что наиболее сильная конкуренция существует между фирмами, выпускающими похожие по качеству товары и продающими их по близким ценам. Но и между предприятиями из разных стратегических групп существует соперничество, поскольку их комплексы маркетинга в определенной степени взаимозаменяемы и покупатели могут переходить при покупке с одного соотношения «качество товара — цена» на другое.
Хотя данная концепция практически применима, она имеет по крайней мере два маркетинговых недостатка. Во-первых, здесь не учитываются потребности покупателей. А ведь предприятия, работающие в одной отрасли, могут выпускать товары, рассчитанные на разные потребности, и тогда они — не прямые конкуренты. И наоборот, не учитывается возможная конкуренция со стороны продукции других отраслей, которая ориентирована на ту же потребность покупателей.
Рыночная концепция конкуренции.Согласно этой концепции конкурентами являются предприятия, действующие на одном рынке. Отличие рынка от отрасли заключается в том, что рынки объединяют покупателей и продавцов товаров, а под отраслью имеют в виду объединение только продавцов (производителей).
Для установления конкурентов предприятие должно точно обозначить два уровня рынка, на которых оно действует или собирается работать: рынок потребности и рынок товара. (Подробно вопросы выбора и обозначения рынков рассматриваются в следующем разделе). В узком смысле конкуренты — это предприятия, действующие на рынке одного типа товара (рис. 3.2).
Конкуренты в широком смысле — это предприятия, действующие на рынке одной потребности, даже если у них разные технологии и принадлежат они к разным отраслям. Поскольку один товар может удовлетворять разные потребности, круг конкурентов предприятия еще больше. Конкурентами становятся предприятия, действующие на разных родовых рынках. На рис. 3.3 показано, что, например, настенный календарь может продаваться-покупаться в качестве подарка, и тогда с ним конкурируют другие сувениры, услуги поздравления по телевидению и т. д. Календарь может приобретаться и для украшения квартиры, и тогда с ним конкурируют другие настенные украшения и материалы для самостоятельного изготовления таких украшений.
Для более точного определения конкурентов необходимо обозначить 4 границы рынка (см. раздел «Выбор целевого рынка»). Прямыми конкурентами являются предприятия, которые предлагают один тип товара для одной и той же потребности, для одного и того же типа потребителей в одном географическом районе. Если же в определении рынка данной фирмы и ее конкурента хотя бы один из признаков отличается, то эти фирмы уже не являются полными конкурентами.
Не являются конкурентами предприятия, выпускающие газированные напитки в Ростовской области и на Сахалине. Предприятие, выпускающее продукцию, аналогичную продукции данного предприятия, не рассматривается как конкурент, если стоимость транспортировки его товаров в данный регион увеличивает цену до уровня, неприемлемого для покупателя.
На одном родовом рынке разные типы товаров тоже могут быть конкурентами, если предназначены для одной потребности, одного типа потребителей в одном географическом регионе.