Инструменты маркетинга (маркетинг-микс)
Маркетинг-микс – совокупность маркетинговых инструментов, через которые компания стремится воздействовать на спрос товаров или услуг. В разное время мэтрами маркетинга, начиная с Ф.Котлера, сформулированы различные модели маркетингового инструментария, в т.ч. своя модель (рис. 4), базирующаяся на классической модели «4Р» есть и в маркетинге услуг. При этом смысл основных четырех составляющих остался примерно таким же, как и в классической интерпретации. Появление новых терминов объясняется спецификой маркетинга услуг.
«4Р» -модель Д.Маккарти «7Р»-модель М.Битнер
Рисунок 4 – Модели маркетинг-микс
Данная модель включает в себя комплекс следующих инструментов:
Product – ассортимент товаров (меню): блюд и напитков, который предлагает ресторан, а также дополнительные услуги, которые предоставляет заведение.
Price – цены, по которым предлагается продукция. В сочетании с остальными «Р» цена определяет привлекательность продукта (его ценность) и должна соответствовать ожиданиям целевой аудитории
Place – принципы и характеристики местоположения ресторана, с учетом его ближайшего окружения и доступности.
Promotion – это коммуникационная активность, связанная с продвижением предприятия, включающая информацию, рекламу, стимулирование продаж, связи с общественностью, и др.
Process – способ предоставления услуг, стандарты поведения и внешнего вида линейного персонала, а также сам процесс обслуживания целиком.
People (или participants: участники) – это те люди, которые привлекаются к деятельности ресторана: потребители, а также сотрудники и другие организаторы совместного дела, например, поставщики.
Physical evidence (физические признаки) – среда, окружающая гостей внутри ресторана (интерьер, оборудование, средства обслуживания, звуковое оформление и пр.) и создающая определенную атмосферу. Для потребителя это служит в качестве осязаемого источника информации о заведении.
Первые четыре «Р» – это традиционные пункты, разработанные для всех продуктов, остальные три характерны для ресторанного бизнеса.
Для того, чтобы получить максимально возможные преимущества от ресторанного маркетинга, следует применять все семь инструментов маркетинга-микс. С помощью этих семи условных инструментов можно управлять маркетингом ресторана, прописав основное содержание этого инструментария в концепции заведения.
Подробное описание инструментов маркетинга делает решения более понятными, позволяет действовать последовательно в рамках стратегии предприятия уже в операционном режиме, оказывая правильное воздействие на восприятие заведения потребителями, а, следовательно, и на их ожидания от посещений ресторана. В конечном итоге, для достижения безусловной привлекательности для гостей заведению потребуется концепция маркетинга, состоящая из ориентации на потребителя и применения маркетингового подхода ко всей организации в целом с учетом соответствия целям компании.
Хороший маркетинг – это не издержки, это инвестиции. В результате такого маркетинга у гостей формируются интерес и лояльность, позволяющие окупить маркетинг многократно.
Специфические маркетинговые подходы в ресторанном бизнесе
Некоторые особенности, используемые в ресторанном маркетинге:
Маркетинг идей
Маркетинг ресторана начинается с поиска самой привлекательной идеи. Она должна отвечать пожеланиям клиента, соответствовать трендам и быть актуальной.
Брендинг
Статистика утверждают, что потребители активнее реагируют на те бренды, которые используют активное воздействие на все чувства потребителя. В ресторанном бизнесе это особенно актуально, потому что посетители не только наслаждаются вкусом предлагаемых блюд, но и получают эстетическое удовольствие от самого посещения ресторана. В этом плане важную роль играет стиль ресторана, его интерьер, меню, форму подачи, качество рекламной информации и оказанный в нём сервис. Чтобы общее впечатление о посещении заставляло туда вернуться ещё и ещё, ресторану нужен хорошо проработанный визуальный образ и высокие стандарты обслуживания. Именно поэтому у ресторана должно быть своё лицо - свой бренд, и этот бренд должен быть вкусным, стильным и приветливым.