Интернет - маркетинг и его особенности. Интернет-маркетинг – самая молодая разновидность маркетинга
Интернет-маркетинг – самая молодая разновидность маркетинга, к которой сегодня прибегает подавляющее большинство компаний, даже если их бизнес не связан напрямую с интернетом. Дело в том, что это – один из самых эффективных каналов продаж, которые отличаются быстрым распространением информации и возможностью широкого охвата активной, вовлеченной аудитории за минимальный срок. При этом, интернет-маркетинг еще и не требует больших материальных ресурсов. Однако цена на отдельные услуги здесь может превышать стоимость традиционных видов рекламы.
Интернет-маркетинг – это совокупность мероприятий, направленных на повышение рейтинга интернет-ресурса в сети, увеличение посещаемости и, как следствие, привлечение новых клиентов и рост компании.
Интернет-маркетинг – это также профессиональный анализ и исследование ситуации на рынке, оценка возможности использования среды интернет для продвижения конкретных товаров или услуг. Это также анализ рекламных площадок и разработка эффективной рекламной стратегии, рассылка рекламной информации и контекстная реклама.
Основные функции маркетинга: изучение спроса, ценообразования, рекламы, стимулирования сбыта, планирование ассортимента и т.д.
Цель интернет-маркетинга – это повышение эффективности сайта как инструмента современного бизнеса. Именно продвижение сайта в поисковых системах является необходимым условием для достижения эффективного взаимодействия с целевой аудиторией или клиентами, так как поисковые системы и тематические каталоги являются основными каналами, по которым целевые посетители попадают на сайт.
Продвижение сайта в поисковых системах - это комплекс всех маркетинговых мероприятий для продвижения сайта в Интернете, чтобы ресурс стал известен целевой аудитории и был, посещаем клиентами. К этому относится:
− раскрутка сайта (наращивание ссылочной базы);
− оптимизацию сайта под поисковые системы;
− реклама в Интернете;
− проведение опросов, поддержка общения с клиентами (организация эффективной обратной связи с клиентами, оперативное изучение их потребностей);
− постоянная поддержка сайта, поисковая оптимизация и мониторинг эффективности его функционирования;
− изменение маркетинговых планов в соответствии с меняющейся ситуацией.
Цели и задачи первого этапа продвижения сайта заключаются в том, чтобы определить, каким сайт предстает в глазах посетителей, оценить удобство навигации по сайту, качество предложенных посетителю материалов, а также, насколько сайт готов к продвижению в поисковых системах.
После этапа аудита следующим этапом комплекса работ по интернет-маркетингу становится подготовка сайта к продвижению в поисковых системах, по ключевым словам, (оптимизация сайта, раскрутка сайта, SEO). Цель данного этапа – добиться улучшения результатов поиска по ключевым словам и увеличения посещаемости сайта целевой аудиторией.
Заключительный этап интернет-маркетинга – непоисковое продвижение сайта – включает в себя все мероприятия по раскрутке сайта без использования поисковых систем, а именно – прямую рекламу на сайтах, посещаемых целевой аудиторией, контекстную рекламу в поисковых системах, объявления в каталогах и т.п.
На всех этапах работ главным фактором, обеспечивающим успех проводимых мероприятий, является четкая постановка задач, их выполнение и отслеживание первичных и отсроченных результатов работы. В целом представить интернет-маркетинг можно в виде дерева, в котором главным звеном и «стержнем» является сайт. Для успешного продвижения сайта необходимо учитывать все ветви, которые тесно взаимосвязаны друг с другом (Приложение А).
Основной принцип интернет-маркетинга можно сформулировать следующим образом: «Дать потребителю продукт, который он ищет и жаждет получить». Интернет представляет собой отличный инструмент для отслеживания спроса и пожеланий потребителей. Реклама в газетах, журналах и на телевидении потихоньку утрачивает свою актуальность. Безусловно, масс-медиа и печатные издания продолжают продавать места, под рекламу исходя из собственного тиража или рейтинга телеканалов. При этом никто точно не знает, сколько людей просмотрело рекламу и заинтересовалось продвигаемым товаром или услугой. Фокус-группы не могут предоставить достоверную информацию, а все исследования рынка, несмотря на огромные бюджеты, дают лишь приблизительные данные.
Онлайн-реклама в этом смысле гораздо эффективнее. Благодаря счётчикам посещаемости и ресурсам, ведущим статистику, вы всегда можете увидеть, какой запрос привёл к вам посетителя, какие действия он производил на вашем сайте, что его заинтересовало, а что так и осталось без внимания. Спрос, как известно понятие переменчивое, но владея полнотой информации, вы можете предоставить потребителю то, что ему на самом деле нужно.
Использование Интернета приносит новые особенности и преимущества по сравнению с маркетингом, который основан на традиционных технологиях. Вот некоторые из них:
Переход ключевой роли от производителей к потребителям. Одним из наиболее фундаментальных качеств, принесенных Интернетом в мир современной коммерции, является переход ключевой роли от производителей к потребителям. Интернет сделал реальностью для компаний возможность привлечь внимание нового клиента всего за десятки секунд, проведенных им перед экраном компьютера. Однако в то же время он дал возможность тому же пользователю за несколько щелчков мыши перейти к любому из конкурентов. В такой ситуации внимание покупателей становится самой большой ценностью, а установленные взаимоотношения с клиентами главным капиталом компаний.
Интернет значительно изменяет пространственный и временной масштабы ведения коммерции. Он является глобальным средством коммуникации, не имеющим каких-либо территориальных ограничений, при этом стоимость доступа к информации не зависит от удаленности от нее, в противоположность традиционным средствам, где эта зависимость прямо пропорциональна. Таким образом, электронная коммерция позволяет даже самым мелким поставщикам достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе. Соответственно, заказчики также получают возможность глобального выбора из всех потенциальных поставщиков, предлагающих требуемые товары или услуги независимо от географического расположения. Расстояние между продавцом и покупателем играет роль лишь с точки зрения транспортных издержек уже на этапе доставки товаров.
Временной масштаб в среде Интернета также значительно отличается от обычного. Высокая эффективность коммуникативных свойств Интернета обеспечивает возможность сокращения времени на поиск партнеров, принятие решений, осуществление сделок, разработку новой продукции, и т.д. Информация и услуги в Интернете доступны круглосуточно. Кроме того, его коммуникативные характеристики обладает высокой гибкостью, позволяющей легко производить изменения представленной информации, и, тем самым, поддерживать ее актуальность без временной задержки и затрат на распространение.
Названные эффекты также приводят к значительному сокращению трансакционных издержек, то есть издержек, связанных с налаживанием и поддержанием взаимодействия между компанией, ее заказчиками и поставщиками. При этом стоимость коммуникаций, по сравнению с традиционными средствами, становится минимальной, а их функциональность и масштабируемость значительно возрастают.
Используя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять продукты и услуги, соответствующие индивидуальным требованиям. Одним из простых примеров может служить персональное представление web-сайта для каждого из клиентов или партнеров компании.
Говоря об интернет-маркетинге, нельзя не остановиться на том, какие же преимущества он дает потенциальным покупателям и продавцам. Что же заставляет людей делать покупки в Интернете и использовать Интернет-коммерцию в повседневной жизни?
Здесь следует назвать три фактора: цена, время и прямой контакт. Причем их нужно рассматривать совместно. Только одновременное наличие этих факторов заставит клиента (будь то корпорация или частное лицо) что-либо приобрести посредством Интернет. Правильно настроенная система позволяет вашим клиентам выбирать и заказывать товары, не выходя из дома или из офиса. Они смогут получить максимальный объем информации о товарах и услугах, в первую очередь сравнительного характера. Благодаря прямому контакту исключается также необходимость общения с посредниками, то есть покупатель избавлен от воздействия убеждающих и эмоциональных факторов.
Для компаний, стремящихся реализовать свои товары через сеть, тоже имеется, кроме того, ряд преимуществ:
− возможность быстрее реагировать на меняющиеся рыночные условия: оперативно менять ассортимент, цены и описания товаров и услуг;
− анализ реакции покупателей на те или иные предложения позволяет получать дополнительную информацию об их потребностях и незамедлительно вносить необходимые коррективы в рекламу;
− кроме того, нельзя отбрасывать возможность сэкономить на доставке и распространении информации.
Иными словами, следует выделить самые главные «плюсы» интернет-маркетинга (табл. 1).
Таблица 1- «Основные преимущества интернет-маркетинга»
Преимущества | Описание |
Мгновенность | За последние годы, Интернет приобрёл огромную популярность среди населения. Потому что можно мгновенно получить искомую информацию; купить товар, который Вам доставят на дом; заказать услугу; получить образование и т.д. |
Интерактивность | Помимо мгновенного получения желаемого, пользователей привлекает в Интернете интерактивность. Если у посетителя появился какой-то вопрос по поводу товара или услуги, он может его задать на брендовом сайте или же в социальной сети. Нет особой необходимости даже вставать из-за компьютера, выходить на улицу и куда-то идти. Ответ он получит в течение суток (или даже гораздо быстрее). |
Привлекательность | Помимо интерактивности, В Интернете есть масса способов продвинуть товар более качественно, чем это делается офф-лайн. Посадочные страницы оснащены не только грамотно написанными продающими текстами, но и обязательно – визуальным подкреплением. Они подталкивают пользователя к взаимодействию, которое, в конечно итоге, заканчивается покупкой товара. |
Круглосуточность | Если Вы продаёте товар не только в своей стране, но и по всему миру, Веб-пространство станет Вашим лучшим помощником. Правильно созданный сайт на хорошем хостинге работает без перерывов на обед, выходных и у него нет нормированного рабочего дня. |
Товар продаётся без Вашего личного присутствия | Грамотно настроенный Интернет-магазин или брендовый сайт “привлекает” покупателей, “уговаривает” их купить товар и частично “обрабатывает” заказ сам. Вам не надо общаться с каждым покупателем лично. |
Возможность сократить расходы на аренду помещения |
Но, говоря об Интернет-маркетинге, можно найти массу причин, чтобы не считать ее инструментом, способным приносить прибыль. Вот лишь некоторые из них:
1. Ограниченность аудитории. Не всякий на сегодняшний день может похвастаться, тем, что может произвести покупку через интернет. Совсем не большой процент людей пользуется интернетом. (рисунок 1).
Рисунок 1 – Статистика пользования Интернетом по миру
Тройка лидеров в списке исследованных стран: США (87% населения пользуется интернетом или имеет смартфон), Чили (76%) и Россия (73%) [5].
2. Огромные размеры интернета. В интернете пользователь встречается с массой различной информации, нужной и совершенно бесполезной для него. И это порой затрудняет найти необходимую информацию.
3. Невысокая безопасность. Есть вероятность того, что вы станете участником мошенничества и обмана.
4. Этические проблемы. Существуют люди, которые не довольны, тем, что информация и данные о них запоминаются.
Тем не менее, несмотря на все сложности и проблемы, все большее число компаний включает Интернет-маркетинг в перечень используемых маркетинговых инструментов.