Эффект «цена – показатель качества»
Качество – степень соответствия товара его функциональному назначению: насколько лучше (или дольше) удовлетворяется им потребность. При росте цены люди рассчитывают получить больше полезности (эффекта) на единицу затрат (денег), чем при покупке дешевого товара. Цена становится видом рекламы, сдвигающей график спроса «вправо», пока покупатели не оценят ее реальную достоверность.
Эффект ожидаемой динамики цен.
Формируется вследствие действия спекулятивного фактора. Вызывает ажиотажный спрос – спрос сверх нормального уровня, вызванный ожиданием значительного изменения цен или исчезновением товара из продажи (происходит за счет сокращения сбережений и ограничения покупок других товаров).
Потребитель знает, что цена уже выросла с P1 до P2 и ждет повышения до P3, вместо сокращения покупок он их увеличивает при росте цены (вместо Q2E — Q2R).
Покупка валюты при росте курса, лимит заказы на бирже – купить акции, когда их цена начнет повышаться – это и есть принцип ожидаемого роста курса.
DEx – спрос, увеличенный ожиданием роста цен.
Эффект престижного спроса (эффект Веблена).
Он связан с демонстративным, престижным потреблением. Приобретая редкий товар, как правило, дорогой и в силу этого не всем доступный, потребитель подчеркивает свою исключительность. Он демонстрирует поведения сноба, сокращает спрос на блага, широко используемые другими людьми. Если демонстративный стиль потребления характеризует референтную группу (часть общества, которой стремиться подражать большое количество людей), в поведении значительного числа покупателей проявляется эффект присоединения к большинству.
На отрезке АВ – цена – показатель престижа (качества). На отрезке ВС – товар оценивается как нормальный.
Эффект Гиффена.
Этот довольно редкий феномен, когда на подорожавший товар возрастает покупательский спрос, был впервые замечен в середине ХХ века в Ирландии: подорожавший картофель население стало покупать больше. Товар Гиффена – низкокачественный дешевый товар, занимающий большое место в потребительской корзине малообеспеченных потребителей. При повышении цен на него их бюджет страдает настолько сильно, что потребители отказываются от ранее приобретавшихся ими более дорогих товаров-заменителей, увеличивая потребление подорожавшего товара, который, тем не менее, остается самой дешевой альтернативой. Его относительное подорожание перекрывается сокращением покупательной способности потребителей вследствие роста его цены, заставляющее потребителей приобретать самые дешевые товары.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Предложение – это готовность продавца продать определенное количество товара в определенный промежуток времени.
Зависимость объема предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения.
Закон предложения показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего товара при высокой цене, чем при низкой. Для продавца цена – побудительный мотив и стимул к тому, чтобы производить и продавать свой товар на рынке. Для потребителя цены – сдерживающий фактор, так как высокая цена вынуждает покупать меньшее количество товара.
Изменение предложения.
Факторами, влияющими на изменение предложения, являются:
1) технология производства;
2) цены на ресурсы;
3) налоги и дотации;
4) цены на другие товары;
5) ожидание изменения цены в будущем;
6) число продавцов на рынке.
Увеличение предложения:
1) Понижение цен на применяемые в пр-ве товара ресурсы;
2) Понижение цен на товары-конкуренты (понижение цены на свеклу увеличивает предложение моркови);
3) Повышение цен на товары, производимые совместно (повышение цен на шкуры крупного рогатого скота увеличивает предложение говядины);
4) Улучшение технологии пр-ва товара;
5) Уменьшение налога на товар или введение дотации.