Интегральный показатель качества продукции

— показатель качества продукции, являющийся отношением суммарного полезного эффек­та от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затра­там на ее создание и эксплуатацию или потребление (СТ СЭВ3519-81).

Базовое значение показателя качества продукции

— значение показа­теля качества продукции, принятое за основу при сравнительной оценке ее качества (СТ СЭВ3519-81).

Уровень качества продукции

— относительная характеристика каче­ства продукции, основанная на сравнении значений показателей ка­чества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответст­вующих показателей (СТ СЭВ 3519-81).

Оценка уровня качества продукции

— совокупность операций, вклю­чающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сравнение их с базовыми значениями соответствующих показателей (СТ СЭВ 3519-81). Для дизайна наиболее важна оценка потребительских свойств продукции и особенно ее эстетического уровня, которая производится экспертным методом на основе определения соответ­ствия изделия требованиям потребителей и категориям художест­венной целостности формы.

КОНСТРУКЦИЯ

— материально-техническая, пространственно-структурная и двига­тельная организация вещи, сооружения, узла. К. как морфологичес­кая структура возникает в результате преобразования материала, исходного набора элементов и их организации в соответствии с функ­цией изделия. К. — завершающий и объединяющий структурный уро­вень сложности вещи, обеспечивающий сохранение стабильности за­данной формы или заданных параметров ее преобразования. Для дизайнера характерно широкое понимание К. она может быть и целью, и средством, и материалом проектирования, поскольку обладает по­тенциальными выразительными возможностями образно-психологи­ческого, человеческого плана. Творческое осмысление К., специфика конструктивных приемов придают изделию авторское своеобразие и играют большую роль в его художественном облике. Широта общих принципов дизайнерского проектирования позволяет широко подхо­дить к типологии К., т. е. их классификации по принципам работы, организации сопряжения и движения элементов, выбору энергии или материала, а также по принципу организации формы изделий. Разли­чаются закрытая К., у которой основные рабочие элементы спрятаны в самой замкнутой форме или под специальным кожухом, и откры­тая К., у которой основные элементы открыты, обозримы в процессе работы, или, в другом значении, которая может быть достроена, изменена, переработана в зависимости от условий потребления вещи. Наиболее ценными свойствами К. считаются ее функциональность-эффективность действия; технологичность - соответствие основного принципа К. способу изготовления и принципу работы материала; информативность — внешнее выражение в форме изделия конструк­тивного принципа его работы.

КУЛЬТУРНЫЙ образец

— предмет, предметно-пространственный комплекс, обычай или яв­ление, выражающие существенные признаки культуры, социальные и программно-ценностные установки общества и выбираемые в ка­честве символического образца для проектной деятельности. В К. о. могут цениться те или иные качества в зависимости от того, в кон­тексте какой культурно-художественной программы он восприни­мается. Дизайнер, изучая и проектируя предметный мир, постоянно соотносит свою деятельность с миром К. о., выявляя характерные особенности и связи К. о. с образом жизни.

МАКЕТ

— материально- пространственное воспроизведение проектируемого или существующего изделия. Обычно М. исполняется на промежу­точных стадиях проектирования или является частью проекта, про­ектным документом (в полиграфических изданиях — основным). М. фиксирует процесс художественного конструирования, его про­межуточные и окончательные результаты, движение от проектного замысла к промышленному образцу. В зависимости от функций различают:

поисковый М.- исполняемый на промежуточных стадиях проектирования в различной степени завершенности с целью провер­ки и сравнения возможных проектных решений (объемно-простран­ственных структур, пластики, применения декоративных материалов и пр.);

доводочный М.- изготовляемый не только для уточнения внешнего вида, но и для отработки деталей, узлов, поверхностных сопряжении, решения некоторых функциональных задач (сборка-разборка);

посадочном М.- проверка деталей изделия на натуре, имитирующем в натуральную величину части транспортных средств, производственного и медицинского оборудования и пр.;

демонст­рационный М.- дающий наиболее полное представление о внешнем виде изделия и выполняемый на заключительных стадиях проек­тирования, иногда - специально для выставок;

действующий М.- выполняемый для сравнения нового изделия с уже существующими, в основном в натуральную величину, с применением реальных мате­риалов и промышленно изготовленных в экспериментальных целях отдельных частей для проверки кинематических схем новых конст­рукций (М. сложных и требующих больших затрат изделий могут делаться в уменьшенном масштабе). М. для испытаний, упрощенно воспроизводящий объекты испытаний или их части.

МАКЕТИРОВАНИЕ

— процесс изготовления макетов изделий и их комплексов из различных материалов в натуральную величину или в нужном масштабе. М. является не только средством получения наиболее полной информа­ции о форме изделия, но и одним из методов проектирования. В процессе М. отрабатывается компоновка объекта, проверяются от­дельные объемные параметры, которые нельзя учесть при чисто гра­фическом проектировании — внешний вид, удобство пользования, внутренняя взаимная увязка деталей и агрегатов и пр. М. дает воз­можность решать ряд важнейших задач проектирования, начиная от формирования проектных идей, проверки и отработки наиболее важных и ответственных сторон проектного решения, имеющих от­ношение к будущему функционированию объекта, и кончая важней­шей методической функцией фиксации движения проектной мысли на различных этапах проектирования и наглядной демонстрацией проектного решения. Поэтому М. является значимой проектно-исследовательской частью дизайнерской деятельности и одной из важ­нейших дисциплин в профессиональном обучении дизайнера.

МАТЕРИАЛ

— исходный предмет труда, потребляемый для изготовления изде­лия. Для дизайнера основной момент, характеризующий понятие М., — его преобразование. Как концептуалист, дизайнер использует в качестве М. своего творчества идеи, ассоциации, концепции, ви­зуальную информацию, а как конструктор - обычные производст­венные М., готовые изделия, полуфабрикаты и т. п. Преобразуемые дизайнером М. можно условно подразделить на концептуально-творческие, проектные и производственные. В зависимости от формообразующих и декоративных свойств различаются конст­рукционные, декоративно-конструкционные и декоративные М. (в том числе декоративно-защитные).

Конструкционный М. — М., несущий рабочую нагрузку конструкции благодаря наличию необходимой жесткости, упругости, прочности, гибкости, способности выдерживать соединения с другими материалами и т. п.

Декоративно-конструкционный М. — М., конструкционные и декора­тивные свойства которого одновременно использованы (выявлены) в изделии. Наиболее широко в этой роли используются дерево, тка­ни, пластмассы, некоторые металлы. Но в принципе любой конструк­ционный материал может быть декоративно обыгран в изделии пу­тем обработки (полировка, литье, придание различных фактур и пр.).

Декоративный М. — используемый в целях украшения изделия М., обладающий богатой текстурой, фактурными возможностями, блес­ком, цветом, хорошей сочетаемостью с другими материалами и пр. Нормирование декоративных свойств М. — установление требований к декоративным свойствам М. (цвету, фактуре, блеску, текстуре, чистоте поверхности) в виде контрольных образцов или числовых значений показателей внешнего вида М. При заданности М. его свойства являются одним из определяющих формообразующих факто­ров, поскольку от них зависит конечный результат всей разработ­ки — от проектной концепции до формы изделия, в том числе и его внешнего вида.

Отделочный М. — М., применяемый для улучшения внешнего вида изделия и придания ему дополнительных свойств (например, гигие­нических). Одним из видов, отделки является покрытие — слой или несколько слоев материала, искусственно полученных на поверх­ности (окраска, гальванические покрытия, облицовка). В зависимости от назначения различаются защитные, защитно-декоративные и декоративные покрытия. Образец М. — отлитый, отпрессованный, нанесенный на подложку (основу), отполированный или иным образом обработанный фрагмент М., взятый для выявления возможной цветовой гаммы, фактурной обработки, подбора текстуры.

МЕБЕЛЬ

– передвижные или встроенные изделия для обстановки жилых и общественных помещений и других зон пребывания человека. Можно выделить следующие мебельные системы:

- функциональный комплект – группа взаимосвязанных изделий (элементов) мебели определенного функционального назначения;

- набор мебели – группа изделий мебели, согласованных между собой общей архитектурно-художественной задачей обстановки помещений с широкой вариативностью;

- гарнитур мебели – группа изделий мебели, согласованных между собой по архитектурно-художественному (стилистическому) и (или) конструктивному признакам, предназначенных для обстановки определенной функциональной зоны помещения.

МОДЕЛЬ

— идеальная, воображаемая, знаковая или материально реализован­ная система, создаваемая в целях исследования объекта или пред­ставления проектной идеи. В зависимости от средств построения М. может быть:

- знаковой (математическая, информационная);

- наглядно-образной (проектно-графическая);

- материальной(технологическая).

В зависимости от функций М. может отражать тот или иной предмет исследования или эксперимента (технологию, принцип действия, параметры и пр.). С этой точки зрения различаются:

- художествен­ная М. - образ объекта, возникающий в воображении дизайнера, обладающий ассоциативно-культурной, конструктивно-технологической и пластической целостностью. Является наиболее продуктивной и методически активной М. будущего объекта, поскольку содержит в себе синтезированные представления о связях человека, образе жизни, вещи и среды;

- информационная М. - систематизированная совокупность данных, описывающих существенные параметры объекта, выявленные на основе анализа результатов предпроектного исследования. Включает как предметные, так и социально-психологические параметры будущего продукта;

- материальная М.- геометрически точное отображение реального объекта по принципу подобию элементов, построенное в масштабе и соответствующее всем ее функциональным и конструктивным параметрам;

-технологическая М, - материальная М. объекта, воспроизводящая его функционально-морфологические свойства;

-имитационная М. - воспроизведящая внешний вид изделия для передачи его художественной сущности. Может совмещать функциональную и имитационную задачи. Исполняется как в натуральную величину, так и в масштабе;

-дейсвующая М. — исполненная в реальном материале для проверки дейст­вия спроектированного изделия.

МОДЕРНИЗАЦИЯ изделий

— изменение структуры изделия и (или) его внешнего вида в связи с изменением современных норм и требований. При М. может изме­няться один или несколько параметров изделия (конструкция, фор­ма, материал изготовления или технология). М. и. улучшает технико-эксплуатационные и потребительские свойства изделий и приводит их в соответствие с изменением социокультурной ситуации произ­водства и потребления.

МОДИФИКАЦИЯ изделий

— преобразование изделия, вызванное производственной или эконо­мико-конъюнктурной необходимостью, а также задачей улучшения эксплуатационных свойств, при котором структура изделия принци­пиально не меняется, а происходит лишь частичное изменение — заме­на материала, технологии, отдельных деталей формы.

Наши рекомендации