Логистические принципы и свойства, на которых строится логистика распределения
Лекция 6
Объект, предмет, функции логистики распределения. Системы управления распределением.
Объект, предмет, функции логистики распределения
Логистика в сфере распределения (сбытовая логистика) представляет собой комплекс стратегических, организационных, финансовых и других мер, тесно связанных между собой в гибкую систему управления материальными, информационными, финансовыми и другими потоками в непроизводственный период.
Объектом изучения в логистике распределения является материальный поток на стадии его движения от поставщика к потребителю.
Предметом изучения является организация рационального процесса физического продвижения товара к потребителю.
Основной целью логистики распределения (сбытовой логистики) является обеспечение доставки нужных товаров в нужное место, в нужное время с оптимальными затратами.
Основными функциями логистики распределения являются:
1) определение покупательского спроса и организация его удовлетворения;
2) установление хозяйственных связей по поставкам товаров, оказанию услуг потребителям;
3) построение организационной структуры распределительных каналов;
4) накопление, сортировка и размещение запасов готовой продукции;
5) транспортировка готовой продукции, возвратной тары и отходов;
6) управление запасами, консолидация и рассредоточение товаров;
7) выбор рациональных форм товародвижения и организация торговли;
8) поддержание стандартов качества готовой продукции и логистического сервиса;
9) мониторинг и информационная поддержка распределения.
Эти функции можно разукрупнить по следующим блокам :
· функции обмена,
· физического распределения
· поддерживающие.
Состав задач распределительной логистики делится на два уровня — задачи внутреннейи внешней распределительной логистики.
Внутренняя распределительная логистика на уровне предприятия решает задачи по:
а) организации получения и обработки заказа;
б) планированию процесса реализации;
в) выбору вида упаковки, принятию решения о комплектации, а также организации выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
г) организации отгрузки продукции;
д) организации доставки и контролю за транспортировкой;
е) организации послереализационного обслуживания.
К задачам внешней распределительной логистике относят:
1) выбор канала распределения;
2) организацию работы с участниками канала распределения (торговыми посредниками);
3) выбор стратегии распределения готовой продукций;
4) выбор стратегии ценообразования;
5) организацию мероприятий по продвижению продукции предприятия на рынок;
6) контроль за состоянием рынка продукции предприятия и анализ позиции продукции в целевых сегментах;
7) работу с клиентами и организаций послепродажного обслуживания.
Логистические принципы и свойства, на которых строится логистика распределения
Сбытовые системы являются продуктом деятельности человека. Значительная роль человека в организации системы сбыта, вовсе не исключает действие объективных сил и факторов.
Исследования теории и практики как отечественной, так и зарубежной сбытовой деятельности показывает, что логистическое моделирование сбыта, обеспечивает необходимое повышение эффективности сбытовой деятельности при соблюдении определенных принципов, которые называют принципами логистического моделирования.
Основными принципами логистического моделирования сбыта являются1:
* системность;
* целостность;
* иерархичность;
* функциональность;
* целенаправленность;
* управляемость;
* адекватность;
* наблюдаемость;
* альтернативность;
* комплексность.
принцип системности. В соответствии с этим принципом любая логистическая модель сбыта должна включать всю совокупность элементов (подсистем ориентированных на достижение общесистемных целей).
Принцип целостности предполагает наличие в системе сбыта свойств, которых нет ни у одного из составляющих ее элементов. К примеру, ни склад, ни транспортный цех, ни цех упаковки, ни отдел сбыта по отдельности не в состоянии осуществить законченный процесс сбыта, то есть удовлетворить платежеспособный спрос покупателей путем максимизации доходов фирмы.
Принцип иерархичности дает возможность осуществить многоуровневую организацию системы сбыта, снять возможные противоречия и конфликты в распределении полномочий между элементами.
Принцип функциональности обуславливает существование у системы сбыта и каждого из ее элементов своего функционального назначения. Именно распределение функций предопределяет организационную структуру службы сбыта, а не наоборот.
Принцип целенаправленности означает, что как процесс моделирования, так и процесс функционирования логистических моделей сбыта должны быть подчинены определенным целям. Вся совокупность сбытовых целей должна иметь, по крайней мере, четыре измерения:
1. экономические цели - в целом совпадают с целями фирмы и направлены на максимизацию прибыли;
2. количественные цели - рост объемов сбыта, увеличение доли фирмы на определенном сегменте рынка, повышение скорости оборота средств и т.п.;
3. качественные цели - качество обслуживания, надежная обратная связь с клиентами, точное знание требований потребителей и превращение их в цели фирмы;
4. цели развития - рассматривают как внутрисистемные цели службы. Неразвивающийся сбыт - это сбыт, обреченный на отставание.
Цели сбыта можно распределить по приоритетам:
Стратегические - включают в себя:
- максимальное использование возможности фирмы на всех сегментах рынка.
- постоянное увеличение объемов продаж, при обеспечении оптимальной структуры сбыта, с учетом требования рынка и возможностей сбыта.
- сокращение времени оборота товаров и денег для повышения финансовой устойчивости фирмы.
- рационализация структуры каналов сбыта для более полного удовлетворения платежеспособного спроса.
Текущие цели - специфичны для каждой фирмы. Они могут включать в себя такие цели, как ускорить продажу наиболее выгодного товара, избавиться от излишних запасов готовой продукции, придать регулярность сбыту сезонной продукции, оживит продажу товара и т.п.
Разовые цели - возникают как реакция фирмы на неожиданно представившуюся возможность увеличить объем сбыта. Разовые возможности важно вовремя распознать и своевременно поставить разовые цели для службы сбыта.
Принцип управляемости - можно интерпретировать как соответствие сложности управляющей подсистемы сложности процесса управления сбытом.
Принцип адекватности - предполагает максимальное отображение в логистической модели сбыта реально протекающих сбытовых процессов.
Принцип наблюдаемости - основывается на том, что логистическое моделирование сбыта охватывает весь диапазон существующих моделей - от формальных математических до экспертных.
Принцип альтернативности- подразумевает наличие альтернативной системы сбыта в свете меняющихся каналов сбыта и неустойчивости рыночной конъюнктуры.
Принцип комплексности- выражается в обязательном отображении в логистических моделях взаимосвязей всех элементов системы между собой и внешней средой, взаимного влияния друг на друга.
Для изучения свойств логистических систем, с целью управления этими системами и/или оптимизации их, используют модели.
Модельможно определить как некоторое искусственное, аналогичное изучаемой действительности, которое может быть создано и изучено с помощью различных средств (словесное описание, графически, логически).
Моделирование основывается на подобии систем или процессов, которое может быть полным или частичным. Основная цель моделирования - прогноз поведения процесса или системы.
Под логистической моделью понимают любой образ, абстрактный или материальный, логистического процесса или логистической системы, используемый в качестве ее заместителя.
Сетевая логистическая модель процесса сбыта, представлена на рисунке 6.1.
1- изучение покупательского спроса;
2- формирование портфеля заказов;
3- установление хозяйственной связи с потребителями;
4- финансирование сбытовых исследований;
5- ассортиментная загрузка производственных мощностей предприятия;
6- заключение договоров поставки (продажи);
7- установление цен на товары;
8- создание запасов готовой продукции;
9- выбор каналов распределения;
Рис. 6.1. Сетевая логистическая модель процесса сбыта:
10- стимулирование сбытовиков и перепродавцов;
11 - организация доставки (поставки) продукции (услуг) потребителям (покупателям);
12 - контроль за выполнением договорных обязательств;
13 - расчеты с покупателями и «посредниками»;
14 - оказание услуг потребителям;
15 - оценка выполнения планов сбыта;
16 - финансирование сбытовых операций;
17 - удовлетворение платежеспособного спроса потребителей и извлечение прибыли