Товароведная классификация товаров
В товароведении применяются методы научного познания. Методы научного познания направлены на исследование основного объекта товароведения – товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения
Основополагающим методом научного познания является товароведная классификация товаров.
Классификация как метод товароведения представляет собой разделение множества товаров на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами.
Выбор основного признака товароведной классификации – ответственная операция деления множества товаров, от которой во многом зависит конечный результат. Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основополагающим является назначение.
В товароведной классификации по назначению все товары подразделяют на следующие роды:
· потребительские товары – товары, предназначенные для индивидуальных потребителей, для личного использования;
· товары промышленного (производственно-технического) назначения – товары, предназначенные для производства других товаров и создающие его сырьевое и технологическое обеспечение;
· оргтехнические товары – товары, предназначенные для улучшения организации административно-управленческой деятельности.
Каждый род товаров в свою очередь подразделяется на классы.
Класс товаров – множество товаров, удовлетворяющих обобщенные группы потребностей.
Род потребительских товаров делится на три класса: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары.
Продовольственные товары предназначены для удовлетворения физиологических потребностей организма человека в энергии, пластических веществах и органолептических ощущениях.
Непродовольственные товары удовлетворяют разнообразные потребности, например, физиологические или социальные.
Класс медицинских товаров предназначен для удовлетворения социальных потребностей в обеспечении здоровья человека.
Классы в зависимости от используемого сырья и назначения делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности. Последние две группировки могут иметь как номинальные, так и марочные наименования.
Подкласс товаров – множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Например, в классе продовольственных товаров выделяют подкласс пищевых продуктов растительного происхождения.
Группа товаров – подмножество товаров, удовлетворяющих более специфические группы потребностей, что обусловлено особенностями сырья, материалов. Так, подкласс пищевых продуктов растительного происхождения подразделяется на зерномучные, плодоовощные, кондитерские и другие группы товаров.
Подгруппа товаров – подмножество товаров, имеющих общее с группой основное назначение, но отличающихся от товаров других подгрупп только им присущими признаками. Например, группа кондитерских товаров делится на подгруппы: сахаристые и мучные товары.
Вид товаров – совокупность товаров, отличающихся индивидуальным назначением и идентификационными признаками. Так, в подгруппе сахаристых товаров можно выделить такие виды как карамель и конфеты.
Разновидность товаров – совокупность товаров одного вида, отличающихся рядом частных признаков. Например, по признаку содержание начинки различают две разновидности карамели – леденцовая и с начинкой.
Наименование товаров – совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями.
Классы, подклассы и группы составляют общую товароведную классификацию потребительских товаров. Деление групп однородных товаров на подгруппы, виды, разновидности и наименования относится к частной товароведной классификации, т.е. рассматривается в разделах «Товароведение продовольственных товаров» и «Товароведение непродовольственных товаров».
В основу деления потребительских товаров на роды, классы и подклассы положен иерархический метод классификации, т.е. последовательное разделение множества на подчиненные классификационные группировки.
При делении на группы наряду с иерархическим методом может быть использован и фасетный метод классификации, т.е. параллельное разделение множества товаров на независимые классификационные группировки. Особенностью фасетного метода является то, что разные признаки не связаны между собой в отличие от иерархического метода классификации. Примером фасетного метода классификации может служить классификация вин: по срокам выдержки вина могут быть молодыми, ординарными, марочными, коллекционными; по цвету – белыми, розовыми, красными; по технологии – тихими и игристыми.
Электронная коммерция
Гришина Наталья Валерьевна