Сущность и виды потребительских услуг
Под потребительскими понимаются услуги, оказываемые субъектами предпринимательского бизнеса физическим и юридическим лицам, как правило, в целях удовлетворения личных потребностей людей.
Как и производственные услуги, данная группа услуг имеет нетоварный характер. Это означает, что усилия предпринимателей, работающих на потребительском секторе рыночной экономики, направлены непосредственно не на создание товаров, а на обеспечение условий по доведению его до конечного потребления. Поэтому сам сектор, внутри которого функционируют указанные предприниматели, может быть определен как рынок конечных потребительских услуг.
Совокупность личных потребностей людей состоит из отдельных блоков, групп потребностей разной степени конкретности. Она включает следующие блоки потребностей:
· физиологические потребности, т.е. потребности, связанные с физиологическими основами жизни человека, в том числе потребности в медицинском обслуживании, охране здоровья и отдыхе;
· физические потребности, т.е. потребности, связанные с физическим существованием людей, в том числе потребности в пище, одежде, жилище, коммунальных услугах, общественном транспорте;
· гуманитарные (духовные) потребности, т.е. потребности, связанные с духовно-ассоциативным развитием людей, повышением их образовательного, информационного, научного и культурного уровня, получением эстетического наслаждения в процессе ознакомления с произведениями искусства;
· общие социальные потребности, т.е. потребности людей как участников разносторонней социальной жизни, в том числе потребности в ведении домохозяйства, воспитании детей и развитии семейных отношений, потребность в труде, поведенческие потребности, включая потребности в произведении определенного впечатления на окружающих, а также потребности в благотворительности, либо, напротив, в сбережении и накоплении средств - вплоть до превращения себя в «скупого рыцаря»;
· социально-политические потребности, т.е. потребности в проявлении и развитии форм социального и политического самовыражения, социальной и политической активности, потребности в получении социальных гарантий, включая право на личную безопасность, право на свободу выбора, право на защиту, право на достижение полного социального равенства.
Личные потребности людей могут быть сведены в две основные группы.
Первая группа - это потребности, удовлетворение которых обусловливает воспроизведение человека как субъекта разнообразных отношений и исполнителя разнообразных действий в экономической, социальной и других сферах жизни.
Вторая группа - это потребности, удовлетворение которых обусловливает развитие человека как реально функционирующего субъекта отношений, в том числе расширение сфер его деятельности, увеличение числа представлений его в сферах деятельности (в том числе посредством его детей), укрепление в его деятельности творческих (креативных) начал.
В государствах с развитой рыночной экономикой на рынке конечных потребительских услуг работает от 40 до 75 процентов всех зарегистрированных специализированных предпринимательских фирм. Как правило, данные фирмы имеют организационно-правовые формы частных предприятий, коммерческих и некоммерческих партнерств, иногда - кооперативов, реже обществ с ограниченной ответственностью и коммандитных товариществ, практически никогда - акционерных обществ. Бизнес внутри данного рынка почти в полном объеме традиционно относится к сфере малого предпринимательства.
Основными направлениями деловой деятельности компаний, целиком специализирующихся на оказании услуг конечным потребителям, являются следующие:
· мелкоремонтный бизнес как элемент послепродажного сопровождения товаров, включая деятельность гарантийных ремонтных мастерских и ателье;
· ресторанный бизнес;
· гостиничный бизнес (индустрия гостеприимства);
· индустрия отдыха, включая санаторно-курортный бизнес;
· релаксационный бизнес (тренажерные залы, боулинг-центры, биллиардные и другие залы развлечений);
· индустрия по формированию и поддержанию внешнего имиджа, (салоны красоты, парикмахерские, косметические кабинеты);
· спортивный бизнес как часть индустрии развлечений;
· медицинский бизнес;
· бизнес в сфере искусства (выставочный бизнес, телевизионный бизнес, шоу-бизнес, кинобизнес);
· туристический бизнес.
Вышеназванные направления бизнеса на рынке конечных потребительских услуг активно развиваются в течение последнего десятилетия в российской экономике. К сожалению, в отличие от аналогичного сектора предпринимательского бизнеса в странах с рыночно ориентированной экономикой, данные направления пока не стали объектом стимулирования со стороны органов власти и управления. Практически отсутствует в настоящее время и продуманная система поощрения субъектов бизнеса, работающих на потребительском рынке и имеющих, как правило, статус мелких предпринимателей. Тем не менее, с учетом общемировой тенденции широкого распространения данных услуг и вовлечения в процесс оказания этих услуг значительных слоев населения можно утверждать, что бизнес на рынке потребительских услуг является перспективным направлением современной предпринимательской деятельности.