Оценка эффективности продвижения
Оценка эффективности продвижения — измерение степени воздействия средств продвижения на потребителя до и после реализации фирмой программы маркетинговых коммуникаций. Понятие эффективности продвижения имеет два значения: экономическая эффективность и коммуникативное влияние маркетинговых коммуникаций на покупателя (коммуникативная эффективность).
Экономическая эффективность продвижения — это экономический результат, полученный от применения одного вида продвижения или их совокупности [17]. Реклама, как было отмечено ранее, является одним из видов продвижения, поэтому экономическую эффективность рекламы можно определить как экономический результат, полученный от применения рекламного средства или организации рекламной кампании. Он обычно определяется соотношением между валовым доходом от дополнительного товарооборота как результата рекламы и расходов на нее. Общее условие экономического результата заключается в том, что валовой доход должен превышать сумму расходов на рекламу. Аналогично, экономическая эффективность стимулирования сбыта —- это экономический результат, полученный от применения одного или совокупности средств стимулирования сбыта.
Коммуникативная эффективность продвижения — степень влияния одного или совокупности видов продвижения на потребителей (привлечение внимания покупателей, запоминаемость, распознаваемость, удовлетворенность покупкой, воздействие на мотив покупки и др.).
Оба эти понятия тесно взаимосвязаны. Но критерии этих двух видов эффективности, естественно, различны — в первом случае это объем продаж и другие количественные показатели, во втором — психологические особенности восприятия потребителями мероприятий по продвижению.
Основным материалом для анализа экономической эффективности результатов рекламных мероприятий фирмы служат статистические и бухгалтерские данные о росте товарооборота. На основе этих данных можно исследовать экономическую эффективность одного рекламного средства, рекламной кампании и всей рекламной деятельности фирмы в целом.
Измерение экономической эффективности рекламы представляет большие трудности, так как реклама, как правило, не дает полного эффекта сразу. Кроме того, рост товарооборота нередко вызывается другими (не рекламными) факторами, например, изменением покупательской способности населения из-за роста цен и т. п. Поэтому получить абсолютно точные данные об экономической эффективности рекламы практически невозможно.
Прежде всего делается анализ расходов предприятия на рекламу. Такой анализ необходим для последующей оценки коммерческой (экономической) эффективности рекламной деятельности фирмы. Кроме того, показатели динамики и структуры расходов на рекламу, которые сами по себе еще не говорят о такой эффективности, могут стать основой для логического анализа рекламной работы фирмы, для обсуждения этого вопроса руководством и специалистами предприятия. Анализ расходов на рекламу проводится в следующей последовательности:
1. Анализируется динамика расходов на рекламу в целом по предприятию за последние годы.
2. Определяется структура расходов на рекламу.
3. Сопоставляются фактические и нормативные затраты на рекламу.
4. Анализируются расходы по уплате налога на рекламу.
Рассмотрим на примере швейного предприятия последовательность проведения анализа. В табл. 18.2 приведены данные для анализа за 3 года.
Таблица 18.2 Динамика изменения расходов на рекламу
Из данных табл. 18.2 видно, что рекламные расходы на предприятии ежегодно увеличивались, причем в 2007 г. расходы по сравнению с предыдущим годом увеличились больше, чем в 2006 г. Общая сумма расходов за анализируемый период возросла на 790 тыс. руб., или в 3,6 раза и составила 1090 тыс. руб.
Удельный вес затрат на отдельные виды рекламы в общем объеме характеризует ее структуру. В табл. 18.3 приведена структура расходов на рекламу за 3 года.
Таблица 18.3 Структура расходов на рекламу
Анализируя данные табл. 18.3, можно сделать следующие выводы. За три года структура расходов на рекламу изменилась. Если в 2005 г. главное внимание уделялось рекламе предприятия в целом (70% всех расходов), то в 2007 г. их удельный вес снизился до 45%, хотя и произошло их абсолютное увеличение с 210 до 490 тыс. руб. При этом увеличились расходы на рекламу товара А на 210 тыс. руб. или в 3,3 раза, хотя их удельный вес снизился с 30 до 27,5% в 2007 г. Данные цифры характеризуют изменение направленности рекламы — от рекламы предприятия к рекламе конкретных товаров.
Довольно сложно давать общие рекомендации по улучшению структуры рекламы на предприятии. Все зависит от вида деятельности предприятия, от стадии жизненного цикла товара, от выбранных фирмой стратегий маркетинга. Если для некоторых видов деятельности более необходима реклама предприятия (банки, торговые предприятия с широким ассортиментом), то в других случаях может преобладать реклама конкретной марки или вида товара. Если товар находится на стадии спада, то фирма может применять одно из альтернативных решений: прекратить рекламную поддержку этого товара, извлекая из него остаточную прибыль или, наоборот, увеличить расходы на рекламу, чтобы продлить жизнь этого товара.
Для расчета экономической эффективности используют следующие показатели.
Прирост товарооборота под воздействием рекламы ( , руб.):
(18.1)
где — среднедневной товарооборот до начала рекламного периода, руб.;
П — относительный прирост среднедневного товарооборота за рекламный период по сравнению с дорек-ламным, %;
Д — количество дней учета товарооборота в рекламном процессе.
Экономический эффект рекламирования, (Э, руб.) — это разница между прибылью, полученной от дополнительного товарооборота, вызванного рекламными мероприятиями, и расходами на рекламу:
(18.2)
где — дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.;
— торговая надбавка, % к цене реализации;
— затраты на рекламу, руб.;
— дополнительные расходы по приросту товарооборота, руб.
Экономический эффект рекламных мероприятий может быть:
—положительным, затраты на рекламу меньше дополнительной прибыли;
—отрицательным, затраты на рекламу выше дополнительной прибыли;
—нейтральными, затраты на рекламу равны дополнительной прибыли.
Рентабельность рекламы (Р, %):
(18.3)
где П — дополнительная прибыль, полученная от рекламирования товара, руб.
Экономическая эффективность рекламы может определяться методом целевых альтернатив путем сопоставления планируемых и фактических показателей, оцениваемых как результат вложения средств в рекламную кампанию. Коэффициент достижения планируемого уровня прибыли ( ., %):
(18.4)
где — фактический объем прибыли за период действия рекламы, руб.;
— планируемый объем прибыли на период действия рекламы, руб.
Приведенные коэффициенты можно рассчитывать для нескольких целей.
1. Для оценки рекламной деятельности фирмы за отчетный период, например, за год. В этом случае при расчете используются годовые показатели объема реализации и затрат на рекламу.
2. Для оценки эффективности конкретной рекламной кампании. В этом случае в расчет принимаются фактические затраты на данную рекламную кампанию, а также прирост объема продажи, определяемый по формуле (9.1). Трудность здесь состоит в определении периода действия рекламы на покупателей и, соответственно, на продажу товара (D). Поэтому целесообразно логически выбрать некоторый временной период для оценки эффективности, учитывая характер товара и поведение покупателей при покупке (дорогой — дешевый, долгосрочного или краткосрочного пользования).
Увеличение расходов на рекламу при низкой их отдаче может быть вызвано проведением рекламной кампании при выходе предприятия на новые рынки, в новые сегменты рынка, диверсификацией, использованием более дорогих средств рекламы и т. п. Эти мероприятия могут быть ориентированы на успех в дальнейшем, поэтому не дают немедленной отдачи.
Оценка коммуникативной эффективности.Предприятию полезно измерять коммуникативный эффект своей рекламы, т. е. фактическое или потенциальное воздействие рекламы на уровень осведомленности потребителей, на их знание о товаре, марке или о самом предприятии. Такое исследование может проводиться по конкретному рекламному объявлению до или после его размещения, публикации или трансляции. До размещения объявления рекламодатель может выяснить, нравится ли потребителям предлагаемое сообщение, выделяется ли оно среди других. После размещения объявления предприятие может провести замеры узнаваемости или запоминаемости рекламы целевыми потребителями. Существует много различных методов оценки рекламных объявлений. Все они являются разновидностями трех основных методов маркетинговых исследований — опроса, наблюдения, эксперимента. Соответственно, им присущи те или иные достоинства и недостатки.
Измерение коммуникативной эффективности показывает эффективность воздействия продвижения на потребителя. Среди существующих методик определения коммуникативной эффективности мероприятий по продвижению товаров наибольшую достоверность обеспечивают методики, основанные на проведении маркетинговых исследований. Такие исследования могут проводиться до и после выхода рекламы.
Существует три основных метода предварительной оценки рекламы. Первый из этих методов — прямая оценка. В этом случае рекламодатель представляет на рассмотрение группы потребителей альтернативные варианты рекламы и просит дать оценку каждому варианту. Прямые оценки показывают, насколько хорошо реклама привлекает внимание, и как она воздействует на потребителей. Хотя этот метод измерения воздействия рекламы несовершенен, но более высокий рейтинг указывает на более эффективную рекламу.
Второй метод — портфельная проверка, когда потребители просматривают или прослушивают подборку рекламных сообщений столько времени, сколько захотят. Затем их просят вспомнить рекламы и их содержание. Их уровень запоминания показывает способность рекламы выделиться из общей массы, быть понятой и остаться в памяти.
При использовании третьего метода — лабораторных проверок —- для измерения физиологической реакции потребителя используется оборудование, с помощью которого определяются частота сердцебиения, кровяное давление, расширение зрачка и потоотделение. Лабораторные проверки измеряют силу притягательности рекламы, но мало говорят о влиянии всей рекламной кампании на убеждения, отношения или намерения потребителя. Может также применяться метод экспертных оценок, не требующий участия потребителей: при использовании этого метода члены экспертной комиссии в баллах оценивают степень восприятия рекламного обращения.
Существует два популярных метода проверки рекламы после ее выхода. Во время проверок на запоминание рекламодатель опрашивает людей, прочитавших журнал или посмотревших телепрограмму, и просит их вспомнить все, что они смогут рассказать о производителях и увиденных товарах. Уровень запоминания демонстрирует, насколько долго реклама может удерживаться в памяти. При проверках на распознавание исследователь просит, например, читателей журнала, указать, что они уже видели раньше. Результаты проверок на распознавание используются для определения воздействия на разные сегменты рынка и для сравнения своей рекламы с рекламой конкурентов.
Оценивается коммуникативная эффективность рекламы количественно. Чтобы установить уровень влияния кампании на повышение осведомленности о марке или ее узнаваемости, на доверие, предпочтение или намерение совершить покупку, специалист должен прежде всего измерить состояние этих факторов до начала кампании. Затем, для определения психологического эффекта, опросить отобранную случайным образом группу потребителей. Если, например, фирма намеревалась повысить уровень осведомленности о марке с 20 до 50% и это произошло, то цель была достигнута; если же реально был получен более низкий уровень (допустим, 35%), то что-то было сделано не так: недостаточный рекламный бюджет, неудачные рекламные обращения, неправильно выбранная целевая аудитория или что-то еще.
Рассмотрим некоторые практические методы замера коммуникативного эффекта рекламы.
Метод 1. Метод прямой оценки предлагает изучение мнений потребителей о различных вариантах одного рекламного обращения (оценка способности объявления привлечь внимание покупателей, его рациональное и эмоциональное воздействие, способность влиять на поведение покупателей). Для этого группе потребителей, выбранной из целевой аудитории рекламы, предлагают приведенную ниже анкету (рис. 18.1). Каждую характеристику объявления потребитель может оценить по 10-балльной шкале.
Метод 2. Потребителям предлагают прочесть или просмотреть ряд рекламных объявлений, не ограничивая их во времени. Затем респондентов просят вспомнить все увиденные объявления и их содержание.
Метод 3. Метод парных сравнений. В этом случае потребителям предлагается несколько вариантов рекламного сообщения. Им необходимо сделать парное сравнение сообщений. Первое попарно сравнивается с последующими сообщениями, каждый раз в паре определяется лучшее сообщение и ему присваивается 1 балл. Затем второе сравнивается с последующими сообщениями и т. д. В итоге лучшим будет сообщение, которое наберет большую сумму баллов.
Пример. С помощью метода парных сравнений необходимо выбрать наиболее эффективное рекламное сообщение для фирмы «Донсервис», оказывающей услуги по ремонту автомобилей. Варианты рекламных сообщений:
1. Только у нас самое лучшее качество ремонта.
2. «Донсервис» предлагает услуги по ремонту автомобилей.
3. Наши цены ниже рыночных.
4. Только в «Донсервисе» — цены умеренные, качество высокое.
В табл. 18.4 представлен примерный результат парных сравнений этих сообщений. В столбцах указаны номера сообщений, которые сравниваются, в строках сообщения, с которыми проводится сравнение.
Таблица 18.4 Сравнительная оценка рекламных сообщений (в баллах)
Как видно из табл. 18.4, сообщение № 4 является наиболее эффективным.
Метод 4. Расположение по достоинству. Респондентам предлагается расположить варианты рекламного сообщения в порядке убывания их привлекательности.
С помощью опроса можно установить, какое рекламное средство оказывает наибольшее влияние на покупателей при продвижении товара конкретного вида или фирмы. Для этого потребителям задается вопрос: «Как вы узнали о появлении нового товара?» Варианты ответов:
—от знакомых;
—из объявления по радио, в газете;
—увидел в витрине магазина;
—увидел при рассматривании товаров на полках;
—из передачи по телевидению.
Предприятие должно быть заинтересовано также в анализе общего коммуникативного эффекта проведенной рекламной кампании. Так-то оценку тоже можно сделать с помощью опроса. Чтобы определить уровень осведомленности покупателей о товаре до и после проведения рекламной кампании, проводят 2 опроса — «до» и «после». При этом предприятие может количественно определить, достигнут ли желаемый эффект. Например, если фирма надеялась увеличить уровень осведомленности о марке с 20 до 50% от общего числа покупателей, а добилась лишь показателя 30%, то очевидно, что коммуникативный эффект оказался недостаточным. В таком случае необходимо выяснить причины низкой эффективности. Это могут быть:
—недостаточный рекламный бюджет;
—низкая эффективность рекламных сообщений;
—неправильный выбор средств распространения рекламы;
—неточный выбор целевой аудитории рекламы и др.