Процесс возрастного развития внимания
Процесс возрастного развития внимания по идеям Л.С. Выготского представил А.Н. Леонтьев. С возрастом внимание ребенка улучшается, однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем его развитие в целом, тем более натурального внимания.
школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно превращается во внутренне опосредствованное, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место среди всех его видов.
Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают, начиная с дошкольного возраста, и достигают максимума в школьном возрасте, а затем вновь обнаруживают тенденцию к уравниванию. Это связано с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
Близкие люди, находящиеся рядом, произносят слова, смысл которых малыш постепенно постигает, они руководят им, направляют его непроизвольное внимание. Т.е. его внимание с раннего возраста направляется с помощью специальных слов-стимулов. Овладевая активной речью, малыш начинает управлять и первичным процессом собственного внимания, причем сначала — в отношении других людей, ориентируя собственное их внимание обращенным к ним словом в нужную сторону, а затем — и в отношении самого себя.
Когда мы общаемся с малышом, наши слова вначале являются как бы указателями Последовательность основных этапов развития детского внимания
1-Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2-Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3-Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4-Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5-Четыре с половиной-пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6-Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
7-Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
Ситуационная задача №1.
Какой механизм лежит в основе произошедших изменений в структуре деятельности кружковцев в начале и в конце занятий?
Члены авиакружка не проявляли достаточного интереса к теоретическим занятиям, необходимым для конструирования. Охотно и умело, выполняя кропотливую работу по выгибанию нервюр и т.п., ребята очень мало интересовались теорией полета; многие из них не смогли правильно ответить на вопросы: почему модель самолета держится в воздухе? Почему она может упасть раньше, чем прекратится работа мотора? и д.
Затем перед учащимися была поставлена задача: как можно скорее «налетать» с помощью построенной для этого модели определенное расстояние по прямой. Выполняя ее, кружковцы начали ставить перед собой и такие цели, которые объективно являлись теоретическими. Они стали выяснять: почему модель забирает круто вверх, а потом стремительно падает? Что требуется изменить в ней к следующему запуску?
Ответ:
Изменение мотива деятельности.
Новая задача действовала как мотив и придавала смысл теоретическим вопросам. Новый мотив придаёт смысл тому содержанию, которое прежде не имело для ребёнка существенного адекватного смысла, хотя он, возможно, и понимал его важное объективное значение. Познавательные содержания сознания зависят от отношения к познаваемому. Только при условии возникновения собственно познавательных мотивов возможно действенное, а не формальное овладение в данном случае теоретическими знаниями.
Ситуационная задача №2.
Из данных понятий выберите нужные и постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было более общим по отношению к последующим. Почему ос-тавшиеся понятия не входят в ряды?
1. Слово, мозг, средство общения, знаковая система, социальное явление, мысль, психика, сигнал, язык, воображение, речь, значение, русский язык, шрифт, часть слова.
2. Язык, отражение, речь, психическое явление, информация, функция речи, обозначение, цель, кодирование, процесс общения, деятельность, рефлекс, представление, мозг.
Ответ:
1. а) мозг - психика - воображение - мысль - значение.
б) социальное явление - средство общения - речь - знаковая система - язык - русский язык - слово.
Лишнее: часть слова (это морфема); сигнал (код, символ, знак, созданный и переданный в пространство одной системой)
2. а) мозг - рефлекс - деятельность - психическое явление - речь.
б) функция речи - процесс общения - отражение.
в) информация - представление - обозначение - кодирование.
Лишнее: цель - конечный результат, на который направлен процесс.
Ситуационная задача №3.
Какие теоретические концепции можно усмотреть в следующих утверждениях?
1. Творчество возникает из конфликта бессознательных сил: «часто исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяет собой сексуальное удовлетворение».
2. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. В способности к представлению ожидаемого результата состоит коренное отличие человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных.
3. Творческое мышление исходит из обработки свободно возникающих «фантазий» и идей, связанных с дневными снами и играми детства.
4. Воображение выступает как средство создания образов, программирующих активную деятельность человека, а также заменяющих ее.
5. Творчество состоит в умении по-новому соединять элементы, создавать новые целостные структуры.
6. Творческая деятельность является как бы продолжением и заменой детской игры, т.е. это свободная игра воображения.
7. Творчество — это компенсация неутоленных желаний галлюцинаторным удовлетворением.
8. Суть воображения — в достижении катарсиса благодаря объективации желаний в продуктах воображения.
Ответ:
1. Творчество возникает из конфликта бессознательных сил: «часто исключительное чувство ясности в мыслях, чувство просветления заменяет собой сексуальное удовлетворение» - Психоанализ (Фрейд, Юнг).
2. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. В способности к представлению ожидаемого результата состоит коренное отличие человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных - Психологическая теория деятельности (Выготский, Леонтьев).
3. Творческое мышление исходит из обработки свободно возникающих «фантазий» и идей, связанных с дневными снами и играми детства - Психоанализ (Фрейд, Юнг).
4. Воображение выступает как средство создания образов, программирующих активную деятельность человека, а также заменяющих ее - Психологическая теория деятельности (Выготский, Леонтьев).
5. Творчество состоит в умении по-новому соединять элементы, создавать новые целостные структуры - Психологическая теория деятельности (Выготский, Леонтьев), когнитивная теория (в том числе бихевиоризм).
6. Творческая деятельность является как бы продолжением и заменой детской игры, т.е. это свободная игра воображения - Психологическая теория деятельности (Выготский, Рубинштейн, Леонтьев).
7. Творчество — это компенсация неутоленных желаний галлюцинаторным удовлетворением - Психоанализ (Фрейд, Юнг).
8. Суть воображения — в достижении катарсиса благодаря объективации желаний в продуктах воображения - Психоанализ (Фрейд, Юнг).
Ситуационная задача №4.
Какие общие приемы воображения использованы при создании названных образов? По каким признакам это можно установить?
1. В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа — кентавры, сфинксы, драконы, гаргульи (рыльца водосточных труб, выполненные в виде фантастических фигур). Некоторые из них воплощены в картинах и скульптурах.
2. А то свищет Соловей да по-соловьему, Он кричит злодей Разбойник по-звериному, и от его лито от посвиста соловьего, и от его ли то покрику звериного, то все травушки-муравы уплетаются, все лазуревы цветочки осыпаются, Темны лесушки к земле все приклоняются, а что есть людей, то все мертвы лежат. («Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
3. ...старый старичок: Худой, как зайцы зимние, Весь бел, и шапка белая, Высокая, с околышем из красного сукна. Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные и — разные глаза. Один, здоровый, светится, А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош! (Н. А. Некрасов)
4. Поглядел богатырь в руку правую, Увидал тут Илью Муромца. Он берет Илью за желты кудри, Положил Илью, да он к себе в карман, Илью с лошадью да богатырское...
(«Илья Муромец и Святогор»)
5. Беседуя о создании литературных образов, А. М. Горький говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут тридцать—пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д....» Он советовал молодым писателям: «Если вы описываете лавочника, так надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано тридцать лавочников, в одном попе — тридцать попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, а читают в Арзамасе — арзамасского попа...».
6. Л. Н. Толстой рассказывает о том, как возник у него образ Наташи для романа «Война и мир»: «Я взял Таню, перетолок с Соней, и вышла Наташа». Таня и Соня — это его свояченица и жена, две реальные женщины.
Ответ:
1. Приём воображения: агглютинация - создание нового образа путем соединения в одно целое частей из различных объектов.
2. Приём воображения: аналогия – процесс создания нового, по сходству с известным
3. Приём воображения: акцентирование – субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств.
4. Приём воображения: гиперболизация – выражается в субъективном преувеличении (приуменьшении) размеров объекта или количества частей и элементов.
5. Приём воображения: типизация - обобщение множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Этот прием широко используется в художественном творчестве, где создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, этнической).
6. Приём воображения: агглютинация - создание нового образа путем соединения в одно целое частей из различных объектов.
Ситуационная задача №5.
Какое внимание описано в примерах У. Джемса? Каковы объективные и субъективные трудности сосредоточения внимания?
1. Вообразите человека, сидящего в обществе за обедом и намеренно выслушивающего скучнейшие нравоучения, которые ему вполголоса читает сосед, в то время как кругом раздается веселый смех гостей, беседующих о самых занимательных и интересных вещах.
2. Я, например, знаю одного господина, который готов разгребать угли в камине, расставлять стулья у себя в комнате, подбирать с полу соринки, приводить в порядок свой стол, разбирать газеты, хвататься за первую попавшуюся под руку книгу, стричь ногти — словом, как-нибудь убивать утро. И все это он делает непреднамеренно, единственно только потому, что ему к полудню предстоит приготовить лекцию по формальной логике, которую он терпеть не может.
Ответ: Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте или какой-либо деятельности. Внимание определяется как свойство сознания.
Виды внимания.
В психологической науке в разное время было предложено достаточное количество классификаций видов внимания. В качестве основания для таких классификаций выступали: характер происхождения, способ реализации, тип контакта с объектом, участие в регуляции эмоциональных и интеллектуальных процессов.
Наиболее полная классификация принадлежит американскому психологу У. Джеймсу. Он выделил шесть видов внимания по критериям произвольности, направленности на внешний или внутренний мир человека и способу связи акта внимания с наличным мотивационным состоянием (непосредственно или опосредствованно ассоциативной связью).
Классификация видов внимания, по У. Джеймсу
1) Чувственное непроизвольное непосредственное
2) Чувственное непроизвольное опосредованное
3) Чувственное произвольное опосредованное
4) Интеллектуальное непроизвольное непосредственное
5) Интеллектуальное непроизвольное опосредованное
6) Интеллектуальное произвольное опосредованное
Ответы по задачам:
1 – Интеллектуальное произвольное опосредованное
2 – Чувственное непроизвольное непосредственное
Трудности сосредоточения внимания:
1) объективные: посторонние раздражители, такие как шум, разговоры, громкие звуки, движения и т.п.
2) субъективные: собственные мысли субъекта, его внутренние переживания, эмоции, желания
Ситуационная задача №6.
Оцените приведенные утверждения с точки зрения их правильности. С какими из них вы согласны и почему?
1. Внимание детей преддошкольного возраста — кратковременное, порхающее, непроизвольное; имеет низкую устойчивость и небольшой объем.
2. В развитии внимания проявляется половой диморфизм: до 18 месяцев все характеристики внимания лучше у девочек, после 18 месяцев их развитие у мальчиков имеет опережающий характер.
3. К концу первого года жизни наблюдается появление ориентировочного рефлекса как врожденного признака непроизвольного внимания.
4. Внимание выражает собой общее бодрствующее состояние мозга, связанное с работой ретикулярной формации.
5. Работа психофизиологического механизма произвольного внимания теснейшим образом связана с ориентировочным рефлексом.
6. Лобные доли коры головного мозга человека являются ведущим аппаратом, регулирующим состояние непроизвольного внимания.
7. Внимание связано с формированием в нервной системе очага оптимального возбуждения, которое приобретает доминирующий характер.
8. Внимание — ограничение поля восприятия: внимание ограничивает ту часть информации, поступающей от различных органов чувств, которая будет реально обрабатываться.
9. Активация центрального внимания зависит от возможности постоянно раскрывать в объекте все новое и новое содержание.
10. Эффект внимания состоит в усилении представления, так что волевое внимание рассматривается как процесс иллюзорного восприятия.
Ответ:
1. Правильно. Взрослый может на какой-то срок словесно организовать внимание, но в целом оно остается неустойчивым, поверхностным.
2. Четкого различия нет.
3. Ориентировочные рефлексы появляются раньше.
4. Внимание связано с работой ретикулярной фармации, выражает собой локальный, сильный (доминирующий) очаг возбуждения.
5. С ориентировочным рефлексом связана работа непроизвольного внимания.
6. Лобные доли регулируют состояние произвольного внимания, так как они отвечают за контроль и программы действий.
7. Верно.
8. Верно.
9. Во многом эффект новизны действительно помогает удерживать внимание на объекте.
10. Усиливающий эффект внимания действительно направлен на усиление представления.
Ситуационная задача №7.
Какие особенности внимания иллюстрируют приведенные примеры из жизни выдающихся людей?
1. А. Фурье до 30-летнего возраста отличался необузданно резвым характером и неспособностью к прилежанию, но, познакомившись с началами математики, стал другим человеком, а впоследствии — ученым.
2. Б, Мальбранш случайно и против своего желания начал читать трактат Декарта о человеке; но чтение это так возбуждающе подействовало на него, что «вызвало сильнейшее сердцебиение, благодаря которому ему постоянно приходилось откладывать книгу в сторону, чтобы вздохнуть свободно»; он кончил тем, что сделался картезианцем.
3. Когда мысль Ньютона наталкивалась на какую-нибудь научную задачу, он находился во власти постоянного возбуждения, не дающего ему ни минуты покоя.
Ответ:
1. В примере о Фурье речь идет о концентрации. Это интенсивность сосредоточения. Это способность сосредоточиться на конкретном занятии, что и научился делать Фурье, когда начал заниматься математикой.
2. Этот пример связан с устойчивостью, то есть – длительное внимание к одному объекту. Характеризуется непроизвольным колебанием внимания, есть моменты ослабления внимания (во избежание перегрузок НС при интенсивной работе). Зависит от трудности, понятности, личного отношения, эмоционального состояния человека.
3. Пример с Ньютоном иллюстрирует такие свойства внимания как концентрация и устойчивость. Именно эти свойства отличают людей, которые страстно увлечены каким-либо делом. Они отключаются от других, мелких раздражителей, чтобы думать только о важном деле.
Ситуационная задача №8.
Ответьте, почему...
1) ...летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы?
2) ...находясь в гостях и будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей («феномен вечеринки»)?
3) ...живой, но поверхностный ум французы определяют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания?
4) ...во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда?
5) ...чайник, которого вы ждете, никак не закипает?
Ответ:
1. сосредоточенность на одном объекте
2. В связи с наличием частичной обработки неотслеживаемых стимулов.
3. Неспособность к длительной концентрации.
4. Переключаемость внимания с собственных переживаний на готовность к действию, концентрация внимания на действие
5. Интенсивность внимания на чайник очень высока, она позволяет «замедлить» время закипания в связи с большой затратой нервной энергии.
Ситуационная задача №9.
Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении.
1. Постановка вопросов; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; наилучший распорядок деятельности, постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов.
2. решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал.
Ответ:
- постановка вопросов - ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
- осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета - ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
- наилучший распорядок деятельности, постановка существенных целей и задач деятельности - ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
- расширение круга представле ний и развитие у учащихся познавательных интересов - НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ (не уверена)
- решение небольших задач на протяжении ко ротких отрезков времени - ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
- особенности воздействующих раз дражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изме нение) - НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
- создание привычных усло вий деятельности - ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
- использование потребностей и интересов, с удовле творением которых связан воспринимаемый материал. - НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Ситуационная задача №10.
Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах? Объясните его механизм.
1. Изумительная трудоспособность [Н. Г. Чернышевского] позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера. (Ф. Н. Гоноболин)
2. Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках — английском, немецком, французском — разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы — пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках. (М. Горький)
3. Известны феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по преданию, мог делать одновременно 7 несвязанных между собою дел. Существует легенда, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям 7 ответственных дипломатических документов.
Ответ: Распределение внимания — способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно. Способность к распределению внимания формируется в процессе овладения деятельностью, она может быть развита путем упражнений и накопления соответствующих навыков. Как правило, одновременно протекает лишь один вид сознательной деятельности, ощущение одновременности возникает из-за быстрого переключения с одного объекта на другой. Таким образом, распределение внимания — это обратная сторона переключаемости. С точки зрения физиологии, распределение внимания объясняется тем, что при наличии в коре головного мозга оптимальной возбудимости в отдельных ее участках имеется лишь частичное торможение, в результате чего данные участки в состоянии управлять одновременно выполняемыми действиями.
Таким образом, чем лучше человек овладел действиями, тем легче ему одновременно выполнять их.
Ситуационная задача №11.
Прочитайте старинную историю и ответьте на вопрос мастерового. Можно ли отождествлять предметы и явления со словами, которые их называют и выражают понятия о них?
«В одном старинном рассказе повествовалось о том, как некий мастеровой случайно присутствовал на ученом диспуте астрономов о природе Млечного Пути. Мастеровой очень заинтересовался тайной мироздания; когда диспут был окончен, он подошел к одному маститому ученому и сказал: «Не откажите мне в любезности ответить на вопрос. Я понимаю, как люди научились определять расстояние между звездами, как они вычислили их вес, уяснили их физические свойства и познали многое другое, но скажите, пожалуйста, как люди узнали названия звезд и планет». (По Р. Я. Будагову)
Ответ:
Ситуационная задача №11
Предметы и явления отождествлять со словами, их называющими, нельзя.
Очень много слов — большинство современных научных терминов — не связаны непосредственно с ощущениями, восприятиями, представлениями и не имеют никаких непосредственно им соответствующих чувственных эквивалентов. Таким образом, значение таких слов не может заключаться в чувственных субстанциальных процессах, но в то же в время лежит в рамках сознания и должно быть там обнаружено. Чтобы обойти это затруднение, вводится особое явление сознания — «понятие», то специфически мысленное отображение сторон объективного мира, которое и составляет значение слов языка, не имеющих непосредственных чувственных эквивалентов. Л.С.Выготский утверждает о неразрывном единстве знака и значения, в этом единстве видит специфику мышления, но в конце концов из-за субстанциального понимания природы значения знака приходит к выводу, что значение может и даже должно было существовать отдельно от своего знака, мышление — отдельно от языка.
Ситуационная задача №12.
Сделайте вывод из следующего отрывка из книги Д. Н. Ушакова «Краткое введение в науку о языке» (1919). Приведите сходные примеры.
...Речь на неизвестном нам языке мы не разобьем правильно на отдельные слова; ...если даже среди известных слов нам встретится несколько незнакомых, они могут слиться в одно целое. Например, слова «дар Валдая» в песне, где поется: «И колокольчик, дар Валдая, звенит уныло под дугой», — кому не казались одним словом в детстве, когда ни значение «дар», ни «Валдая» не были понятны! Они представлялись каким-то деепричастием «дарвалдая» от несуществующего глагола «дарвалдать». Или одно незнакомое может слиться со знакомым: «На нем флюгера не шумят» может обратиться в «На нем флюгеране шумят» («флюгеране» ученик понимал в смысле какого-то отряда матросов). Или часть слова может оторваться и пойти на осмысление другого, непонятного: «Шуми, шуми волнами, Рона!» понято было: «Шуми, шуми, волна Мирона!»
Ответ: Если человек сталкивается с незнакомыми словами в воспринимаемой речи, то становиться возможным слияние нескольких слов в одно. Так как при восприятии незнакомых слов мы интуитивно подбираем им подходящее под контекст значение. Например, фраза из песни «Что всех науськивал колдун - хитрец и злюка», «и злюка» может слышаться как «из люка». А фраза из песенки о голубом вагоне о небосклоне для ребенка может прозвучать как «упирается прямо в небо слон».
Ситуационная задача №13.
Подумайте и объясните, что делает слово словом. Почему сочетания звуков «топор», «дом», «сахар», «пожар», «рука» являются словами, а сочетания «бопор», «зом», «рахса», «ражко», «хару» мы не считаем словами?
Ответ:
Минимальной единицей речи является слово. Слово имеет внешнюю форму - звуковую оболочку, звук или комплекс звуков, оформленных по законам данного языка. Однако не всякий комплекс звуков будет словом. Например: «бопор», «зом», «рахса», «ражко», «хару» - именно потому, что данный комплекс звуков, хотя и оформлен по законам языка, не имеет значения, он остается лишь комплексом звуков и не становится словом.
Помимо внешней формы, слово должно иметь внутреннее содержание. Внутренним содержанием слова является его лексическое значение. Значение слова - это соотнесенность слова с определенным понятием.
Слово - это комплекс звуков или один звук, обладающий определенным, закрепленным языковой практикой общества значением и функционирующий как некое самостоятельное целое.
Мы могли бы, в сущности, для уяснения идеи структурной психологии о природе слова целиком воспроизвести тот самый пример о человеке и его пальто, на котором мы пытались уяснить идею ассоциативной психологии о природе связи между словом и значением. Слово напоминает свое значение так же, как пальто напоминает нам человека, на котором мы привыкли его видеть. Это положение сохраняет силу и для структурной психологии, ибо для нее пальто и носящий его человек образуют таким же образом единую структуру, как слово и обозначаемая им вещь. То, что пальто может напомнить нам о владельце, как вид человека может напомнить нам о его пальто, объясняется с точки зрения новой психологии также структурными законами.
Ситуационная задача №14.
Опишите специфические особенности слова в данных отрывках.
1. Слово «часы» обозначает одинаково любые часы, независимо от их формы или размера; слово «стол» — столы любой формы, любого вида; слово «собака» — собак любой породы. Каждое, даже конкретное слово всегда обозначает не единичный предмет, а целую категорию предметов и может возбудить у людей, пользующихся этим словом, любые индивидуальные образы, но только образы предметов, относящиеся к данной категории. (А. Р. Лурия)
2. Мир, отраженный, растворенный и вторично рожденный в слове, становится вещным и вечным, так как в слово впечатана человеческая память, несущая прошлое мира, всю историю его — состоявшуюся и несостоявшуюся, — мгновение настоящей действительности, тоже через срок определенный уходящей в прошлое, чтобы стать уже историей. (Ю. Бондарев)
3. Слова... воздействуют не только на вторую сигнальную систему, но через нее и на первую сигнальную систему и даже подкорку. С помощью словесных воздействий (при неизменяющемся в данный момент комплексе непосредственных раздражений) можно вызвать активное состояние коры мозга, всей нервной системы, влиять в нужном направлении на психику и деятельность человека. (И. П. Павлов)
4. Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека, связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, приходящими в большие полушария, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать все те действия, реакции организма, которые обусловливают те раздражения. (И. П. Павлов)
Ответ:
o 1. функция слова или его предметная отнесенность, является важнейшей функцией слов, составляющих язык. Оно позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие. Слово позволяет «удваивать» мир, иметь дело не только с наглядно воспринимаемыми образами предметов, но и с образами предметов, вызванными во внутреннем представлении с помощью слова. Номинативная функция слова ( название предметов и явлений окружающего мира).
2. Слово выступает как человеческая память, так как в нем заложено смысловое значение. Через слово осуществляется связь поколений, передам опыта, коммуникация. Благодаря слову человек может передавать опыт другим поколениям.
3. Способность человеческого мозга к анализу и синтезу речевых сигналов составляет основу абстрактного мышления, позволяет получать знания и накапливать опыт без непосредственного контакта с окружающей действительностью.
Слова могут воздействовать на человека в качестве обозначающих те или иные явления действительности только при том условии, если они связываются в его голове с раздражителями первой сигнальной системы. У человека образуются не только временные связи между раздражителями первой сигнальной системы, но и связи между ними и раздражителями второй сигнальной системы, а также связи раздражителей второй сигнальной системы между собой. Важнейшая функция- обозначить явления и предметы действительности. Также раздражителями второй сигнальной системы обозначают определённые свойства предметов и явлений в их отвлечении. Отражая свойства предметов или явлений раздражителями второй сигнальной системы обобщают их. Смысловая функция слова.
4. Благодаря взаимосвязи первой и второй сигнальной системе у человека слово может вызвать её только смысловую реакцию, понимание смысла, но и эмоциональную реакцию, связанную с прошлым опытом. Внешние раздражители вызывают внутренние, вместе с теми обрабатываются в полушариях головного мозга. Слово вызывает смысловую и эмоциональную реакцию человека в соответствии с его опытом.
Ситуационная задача №15.
Раскройте, в соответствии с данными цитатами суть взаимосвязи речи и языка.
1. Речь и язык неразрывно связаны между собой. Но речь — это сам процесс обмена мыслями, который осуществляется с помощью языка... Речь у каждого своя... Язык же — явление общественное. В противоположность речи, он не зависит от конкретного индивида... Индивидуальные особенности, отклонения и ошибки, возможные в речи, не затрагивают общей основы языка. (А. С. Никифоров)
2. Речью называется «процесс пользования языком в различных видах общения и деятельности человека». Пользование языком — индивидуально-психологическое явление; это означает, что речь связана со всей биографией человека, с содержанием его личности. (Б. А. Бенедиктов, С. Б. Бенедиктов)
Ответ:
Следует различать два тесно связанных понятия - язык и речь.
Язык - орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Речь - проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Язык и речь - две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь - конкретному человеку.
Речь определяется как феномен индивидуальной жизни. Её основным субъектом является конкретный человек. Через речь индивид приходит к самовыражению.
Язык оживает в речи. Но и речь без языка не существует, так как именно благодаря языку, человек может выражать свои мысли, то есть себя.
Ситуационная задача №16.
Из данных понятий выберите нужные и постройте логические ряды так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим. Почему оставшиеся понятия не входят в ряды?
1. Слово, мозг, средство общения, знаковая система, социальное явление, мысль, психика, сигнал, язык, воображение, речь, значение, русский язык, шрифт, часть слова.
2. Язык, отражение, речь, психическое явление, информация, функция речи, обозначение, цель, кодирование, процесс общения, деятельность, рефлекс, представление, мозг.
Ответ:
1. а) мозг - психика - воображение - мысль - значение.
б) социальное явление - средство общения - речь - знаковая система - язык - русский язык - слово.
Лишнее: часть слова (это морфема); сигнал (код, символ, знак, созданный и переданный в пространство одной системой)
2. а) мозг - рефлекс - деятельность - психическое явление - речь.
б) функция речи - процесс общения - отражение.
в) информация - представление - обозначение - кодирование.
Лишнее: цель - конечный результат, на который направлен процесс.
Ситуационная задача №17.
Что значит думать? Почему человек часто не может решить задачу или решает ее неверно? (объяснить с точки зрения анализа мыслительных операций, стратегий мышления, характеристик и т.д.).
Ответ: Думать, с точки зрения анализа мыслительных операций, значит выделять наиболее существенное, самое важное; свойства в объекте, единое целое из составных частей, устанавливать сходства и различия, обобщать и систематизировать.
Человек решает задачу по определенному алгоритму: задача – процесс осознания вопроса и появления ассоциаций - отсев неподходящих ассоциаций и появление предположения – проверка предположения – при необходимости, появление нового предположения и его последующая проверка – действие. Если один их этапов мыслительной деятельности нарушен или взят неверно (предположение), то человек не может решить поставленную задачу, тогда он выдвигает новое предположение и так до момента, пока не выполнит задачу верно.
Когда задача является проблемной, то в работу входит мышление. Проблемность задачи не велика, когда условий задачи достаточно, то есть они позволяют найти искомое. Соответственно, проблемность задачи велика, если данных недостаточно. Две проблемные задачи порождают два разных процесса: мышление и воображение.
Ситуационная задача №18.
Найдите примеры из жизни нарушения целостности восприятия, а также примеры, учитывающие основные закономерности восприятия (реклама, дизайн, и т.п.)
Ответ:
Нарушение целостности восприятия тела: - здоровый человек чувствует, что часть тела не относится к организму
- желание ампутировать здоровые конечности- желание к инвалидности (случай женщины, которая намеренно себя ослепила)
- убеждены, что удаление/обездвиживание этой части избавит от дискомфорта
- чувство зависти к инвалидам, могут притворяться инвалидами.
Закономерности восприятия:
1. осмысленность - чел-к понимает, воспринимает, тесно связанна с мышлением и также с использованием прошлого опыта; 2. Предметность проявляется в отнесении образов к определенным предметам или явлениям и кроме того чел-к воспринимает предметы, которые имеют определенное значение; 3. Структурность – Чел-к воспринимает обобщенную из ощущений структуру; 4. Константность – постоянство формы, размера и цвета предмета в изменяющихся условиях.
Ситуационная задача №19.
Сравните приведенные ц<