Понятие самооценки. Мотивирующая функция самооценки. Связь мотивации, уровня притязаний и самооценки.
Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.
Она влияет тем самым на дальнейшее развитие личности, эффективность любой деятельности. Основным критерием оценивания выступает зачастую система личностных смыслов (ценностей). Базовые функции самооценки:
-защитная, обеспечивающая определенную стабильность, независимость личности;
-регуляторная, на ее основе происходит личностной выбор, решение вытекающих из него
задач;
-отображающая реальное отношение индивида к самому себе;
-развивающая (служит толчком для дальнейшего саморазвития);
-эмоциональная, дает возможность чувствовать себя удовлетворенно своей личностью, характерными качествами.
-мотивирующая - побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости)
-адаптационная - помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру
Самооценка = Успех / Уровень притязаний
Уровень притязаний - уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т. п.), идеальная цель его будущих действий. Успех -факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Самооценка личности может быть адекватной, завышенной и заниженной. При явно завышенной самооценке человек:( сама опишу)
При явно заниженной самооценке человек(опишу сама)
Адекватность самооценки (все нормально) Самооценка связана также с самоуважением.
Когнитивный подход к пониманию движущих сил активности личности. Когнитивные теории мотивации: теория когнитивного баланса и теория когнитивного диссонанса.
Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением
сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии.
Автор теории – Ф. Хайдер. Человек изначально стремится к упорядоченному и связному пониманию его отношений с окружающим миром. Эту черту своего поведения он фиксирует, создавая наивную или житейскую психологию, которая выражается в языке, установках, мнениях, суждениях. По внешнему поведению человека можно определять эти установки, мотивы, которыми он руководствуется.
В своей теории Хайдер использовал две идеи:
- идея баланса (ситуация, в которой нет давления, чтобы менять когнитивную организацию и эмоциональные проявления); - идея когнитивной атрибуции (процесс поиска достаточной причины для объяснения поведения другого человека или своих действий).
Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса.
Взаимодействие элементов составляет когнитивное поле, причем отношения между элементами описываются двумя видами:
а) оценки: эмоциональные, типа «люблю – не люблю», «нравится – не нравится» б) принадлежности: фиксируют степень воспринимаемого единства элементов и выражается в понятиях «близкий – далекий», «принадлежащий – не принадлежащий» Баланс –восприятие со стороны человека определенного состояния отношений. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера утверждает, что положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, а когнитивные представления воплощаются в жизнь. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, несоответствие или диссонанс.
Субъективно состояние когнитивного диссонанса обычно переживается человеком как дискомфорт, и он стремится как можно скорее от него избавиться.
Понятие эмоций. Общая характеристика проблематики психологии эмоций.