Понятие о методологии и методах педагогического исследования
Курс заочное отделение
Понятие о методологии и методах педагогического исследования
Методология –это учение о принципах и способах организации и построения теоретической и практической научно-исследовательской деятельности. В педагогике, как и в других науках, методология — организующее начало исследований.
Педагогическое исследование – это форма научного знания, функция которого заключается в получении нового научного результата, приращении профессионального знания и совершенствования на этой основе практической деятельности
Методологической платформой исследования и объективной основой для разработки педагогических идей является философия познания (гносеология). Именно она определяет общий подход, направленность, указывает метод познания педагогических явлений, а потому называется методологической основой педагогики.
Четыре уровня методологического знания:
Высший – философский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом.
Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень – конкретно-научная методология – это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.
Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Методы исследования - это способы познания объективной реальности. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете.
Метод (от греч. methodos – путь) – «путь познания, способ построения и обоснования научного знания, способ, посредством которого познаётся предмет науки». Методы исследований – это те пути, способы и средства, с помощью которых добываются новые знания, факты, которые используются для доказательства научной теории.
Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.
Особенности методов педагогического исследования
· Результаты обучения и воспитания зависят от одновременного воздействия очень многих причин и условий. Неоднозначный характер педагогических процессов ограничивает возможности применения известных в науке методов. Поэтому в педагогическом исследовании используется совокупность методов.
· Педагогические процессы характерны своей неповторимостью. У педагога-исследователя нет возможности провести «чистый» эксперимент. При повторном исследовании никогда не удается воспроизвести те же самые условия и «материал».
· В педагогическом исследовании берется во внимание основная тенденция, выводы формулируются в обобщенной форме.
· Педагогическое исследование должно проводиться без ущерба физическому и психическому здоровью детей, процессу их обучения и воспитания
Конечная цель педагогических исследований - установление закономерности в педагогических процессах, явлениях, т.е объективно существующей устойчивой связи педагогических явлений, обеспечивающей их существование, функционирование и поступательное развитие.
Методы педагогических исследований как пути и способы познания объективной реальности педагогических явлений раскрывают процедурную часть педагогического исследования, которая предполагает:
составление плана исследования,
описание методов и техники сбора данных, способов их анализа,
а также взаимосвязанные и взаимообусловленные этапы исследования
Требования к педагогу-исследователю
Исследование – научный труд.
(С.И.Ожегов. Словарь русского языка. – М., 1957. – С.250).
Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых значимых теоретических и методологических для практики знаний.
Любое педагогическое исследование в конечном счёте является вкладом в научное обоснование практической педагогической деятельности.
Именно исследовательский элемент сближает научный поиск и учебно-воспитательный процесс.
Исследовательское начало обогощает практическую педагогическую деятельность, а последняя способствует научному творчеству.
• это значит вести научно-поисковую деятельность. Поиск и открытие – это преодоление какого-то познавательного барьера, встающего на пути понимания сути дела.
• это значит уметь находить новое в педагогических явлениях, выявлять в них скрытые связи и закономерности.
• это значит размышлять, проводить мысленный эксперимент, использовать различные виды воображения, учитывать широкий комплекс условий и факторов.
• Важно учитывать всё до мелочей: единичное, всеобщее, особенное, мало значительное или так называемые косвенные факты. Часто случается, что именно незначительные факты могут быть началом научных открытий.
• это значит искать противоречия в существующих, педагогических процессах, фактах и явлениях;
• измерять всё то, что может подлежать измерению, это также возвращаться к уже решённым проблемам и задачам, предлагать их рассмотрение с новых теоретических, методологических и методических позиций.
• Это значит в совершенстве ориентироваться в обширном мире научной литературы (книг, монографий, журналов, пособий и газет);
• глубоко овладеть методикой сложных инструментальных, лабораторных и прочих исследований;
• научиться классифицировать собранный материал, статистически правильно обрабатывать его, научно анализировать и обобщать, а затем выстраивать логически, делать выводы и вырабатывать практические рекомендации
Тебования
Педагогическое исследование предъявляет к человеку повышенные требования. Это не только гибкость и глубина мышления, но и увлеченность, интерес, вдохновение и упорство в поиске.
Сформированный стойкий познавательный интерес к педагогической профессии, науке, желание заниматься научными изысканиями
Профессиональная, мировоззренческая и нравственная подготовка
Воля, упорство в борьбе с консерватизмом, с противодействием.
Настойчивость в отстаивании своей позиции, идеи, суждения.
Целеустремлённость, организованность, трудолюбие и стремление к победе.
Тема исследования
При выборе темы исследования учитываются:
Собственные научные интересы;
Свои возможности и подготовка к исследованию;
Наличие уже имеющихся (наработанных материалов) (данных опытно-экспериментальной работы, анкетирования, тестирования, наблюдений, дневниковых записей, материалов из своего опыта работы в учреждениях образования, опыта работы своих коллег и др.).
Тема исследования определяется исходя из анализа:
1) Педагогических явлений и фактов реальной действительности, раскрывающихся в литературе (философской, социологической, исторческой, педагогической, методической);
2)Опыта работы педагогических коллективов, учителей, воспитателей, директоров школ и др.;
3)Собственного опыта педагогической работы.
Тема исследования формулируется точно, кратко и нешироко. Неправильная формулировка темы может привести к произвольному толкованию научной проблемы и стихийному сбору научных фактов.
ГИПОТЕЗА - это научное предположение, допущение, истинное значение которого неопределенно. Формулируя гипотезу, Вы строите предположение о том, каким образом Вы намерены достичь поставленной цели исследования.
Например: «на Марсе возможна жизнь» - это предположение, которое может стать гипотезой. Но в таком виде предположение еще не является научной гипотезой. Дело в том, что на данный момент в ней не хватает обоснованности: «Учитывая наличие каналов на Марсе, возможности атмосферы (и т.д.), можно сделать предположение, что на Марсе возможна жизнь».
Важно осознать, что гипотеза связывает между собой объект и предмет исследования и показывает характер этой взаимосвязи.
Или, проще говоря, через гипотезу исследователь показывает как можно, воздействуя на предмет, влиять на объект работы: т.е. сделать предположение о том, что изменится в объекте.
Курс заочное отделение
Понятие о методологии и методах педагогического исследования
Методология –это учение о принципах и способах организации и построения теоретической и практической научно-исследовательской деятельности. В педагогике, как и в других науках, методология — организующее начало исследований.
Педагогическое исследование – это форма научного знания, функция которого заключается в получении нового научного результата, приращении профессионального знания и совершенствования на этой основе практической деятельности
Методологической платформой исследования и объективной основой для разработки педагогических идей является философия познания (гносеология). Именно она определяет общий подход, направленность, указывает метод познания педагогических явлений, а потому называется методологической основой педагогики.
Четыре уровня методологического знания:
Высший – философский уровень методологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом.
Второй уровень – общенаучная методология – представляет собой теоретические положения, которые можно применить ко всем или к большинству научных дисциплин.
Третий уровень – конкретно-научная методология – это совокупность методов и принципов, применяемых в той или иной науке.
Четвертый уровень – технологическая методология – составляют методика и техника исследования, то есть набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.
Методы исследования - это способы познания объективной реальности. С помощью методов исследователь получает информацию об изучаемом предмете.
Метод (от греч. methodos – путь) – «путь познания, способ построения и обоснования научного знания, способ, посредством которого познаётся предмет науки». Методы исследований – это те пути, способы и средства, с помощью которых добываются новые знания, факты, которые используются для доказательства научной теории.
Каждая наука использует свои методы, которые отражают особенности изучаемых явлений.