Санитарно-эпидемиологическая обстановка

Санитарно-эпидемиологическая оценка обстановки в зоне при­менения оружия включает:

· оценку величины и структуры массовых санитарных потерь, как ранеными, так и соматическими, психическими и инфекци­онными больными;

· выявление разрушений производственных, коммунальных и иных объектов, содержащих опасные биологические, химические и радиоактивные вещества, нарушения коммуникаций, появления участков загрязнения (заражения) территории;

· определение уровня воздействия применяемых противоборст­вующими сторонами средств поражения и методов ведения войны на здоровье личного состава войск (сил) и населения, на окружающую природную среду (боеприпасы с обедненным ура­ном, фосфорорганические пестициды, различные вакцины, пси­хогенные воздействия; поджигание выбросов большого количе­ства нефтегазовых скважин с возникновением чрезвычайной эко­логической ситуации и т.д.);

· установление мест выброса, выпуска и сброса патогенных мик­роорганизмов в водоисточники и воздушную среду;

· определение степени санитарно-эпидемиологической опасно­сти массовой миграции населения из зоны боевых действий на неприспособленные для размещения территории;

· оценку уровня распространения боевого стресса, страха и па­ники, других неадекватных психологических реакций населения, препятствующих проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в районе боевых действий;

· уточнение санитарно-эпидемиологической обстановки на всей территории зоны ответственности, биологической, радиационной и химической обстановки на опасных производственных и иных объектах, оценку доз внешнего и внутреннего облучения, отрав­лений населения, используемых средств индивидуальной и кол­лективной защиты, а также качества специальной и санитарной обработок, степени опасности эпидемических очагов и необхо­димости проведения целенаправленных противоэпидемических мероприятий;

· оценку степени снижения возможностей лечебно - профилакти­ческих и санитарно-эпидемиологических учреждений в районе боевых действий по оказанию соответствующих меди­цинских услуг, уровня иммунной защиты населения, наличия средств очистки и обеззараживания питьевой воды, фармаколо­гической коррекции психического состояния и работоспособно­сти, антибиотиков;

· определение путей преодоления затруднений в организации за­хоронения погибших людей и животных с высокой степенью радиационной, химической, эпидемиологической и эпизоотиче­ской опасности;

· выявление сохранившихся запасов медицинских средств инди­видуальной защиты и медикаментозных средств, предназна­ченных для лечения и профилактики массовых инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений);

· направление разведывательных групп с целью сбора конкрет­ных данных о состоянии объектов, оказывающих выраженное влияние на качество среды обитания, отбора по показаниям проб воздуха, воды, продовольствия, почвы, медикаментов и т.д.;

· лабораторные исследования отобранных проб;

· анализ полученных данных;

· выдача заключения о санитарно-эпидемиологической обста­новке в зоне бедствия, объеме и направленности необходимых санитарно - противоэпидемических (профилактических) меро­приятий по снижению последствий воздействия факторов войны.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка оценивается как благополучная, неустойчивая, неблагополучная, экстремальная и угрожающая.

1. Благополучная: заболеваемость населения на уровне много­летней; отсутствуют разрушения влияющих на качество среды обитания объектов; качественно проводится государствен­ное регулирование в области обеспечения санитарно - эпидемио­логического благополучия населения и весь комплекс санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

2. Неустойчивая: умеренный рост уровня заболеваемости (не более чем в 3 раза) или возникновение отдельных групповых за­болеваний (отравлений); появление групповых инфекционных заболеваний (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, бешенство, инфекционные амилоидозы, вирусные гепатиты, СПИД, стафилококковая интоксикация, туберкулез легких, грипп, менингококковая или нозокомиальная инфекция, шигел­лезы, орнитоз, бруцеллез, лихорадка Ку, сифилис, полиомиелит, лептоспироз, трахома, амебиаз, лямблиоз) или отдельных случаев инфекций, указанных в критериях оценки неблагополучной об­становки; неудовлетворительное санитарное состояние террито­рии, объектов экономики, водоснабжения и питания; массовое заболевание (более 5000) или гибель (падеж) более 1000 живот­ных; наличие ограниченных участков химического и биологиче­ского заражения или радиоактивного загрязнения, незахоронен­ных трупов людей и животных.

3. Неблагополучная: рост уровня заболеваемости населения (более чем в 3 раза) или возникновение групповых заболеваний (отравлений) в социально - экономически значимых коллективах; возникновение среди населения очагов социально - психологиче­ской напряженности, групповых поражений или отравлений (до 5000 пострадавших или до 1000 пораженных, либо до 100 погиб­ших); появление групповых опасных инфекционных или парази­тарных заболеваний (сыпной или брюшной тиф, клещевой энце­фалит, дифтерия, бубонная чума, легионеллез, иерсиниоз, борре­лиоз, милиарный туберкулез, псевдотуберкулез, менингококковая инфекция, малярия) или отдельных случаев особо опасных ин­фекций; наличие участков местности, объектов водопровода (хранения запасов продовольствия, медикаментов) с химическим и биологическим заражением или радиоактивным загрязнением; скопление населения на необорудованной местности или в не­приспособленных помещениях при экстремальных параметрах окружающей среды.

4.Экстремальная обстановка: эпидемические вспышки оспы, чумы, особо опасных вирусных геморрагических или жел­той лихорадок, сибирской язвы, холеры, мелиоидоза, туляремии, сапа; распространение среди размещенных в стесненных усло­виях людей возбудителей опасных инфекций; резкое нарастание числа опасных для жизни заболеваний (отравлений) среди по­страдавшего населения в пределах инкубационного периода; воз­никновение среди населения очагов социально психологической напряженности, групповых поражений или отравлений (более 5000 пострадавших или более 1000 пораженных, либо более 100 погибших), залповый выброс (сброс, выпуск) высокотоксичных, радиоактивных или биологически опасных веществ в районах крупных населенных пунктов (возможное воздействие отрав­ляющих веществ с проявлением начальных симптомов у 50% по­раженных, либо наличие в воздухе нормируемых по санитарно-токсикологическому признаку опасных химических веществ в концентрациях более 100, а по органолептическому - более 1000 ПДК, уровень ионизирующих излучений на местности либо сум­марной активности выброса РВ с прогнозом облучения человека более 500 мГр за 10 сут.; агенты биологического оружия при на­личии средств профилактики и лечения).

5. Угрожающая: распространение групповых заболеваний особо опасными инфекциями за пределы зоны карантина; рост числа очагов загрязнения биологическими средствами и (или) боевыми отравляющими веществами при скоплениях населения на необорудованной территории; аварии на радиационно, хими­чески и биологически опасных объектах с нарастанием выбросов радиоактивных и опасных химических веществ, либо агентов биологического оружия (уровень радиоактивности на местности вызовет острую лучевую болезнь, концентрация отравляющих веществ приведет к смертельным поражениям у более 50% пора­женных, либо наличие в воздухе нормируемых по санитарно-ток­сикологическому признаку опасных химических веществ в кон­центрациях более 1000 ПДК, агенты биологического оружия с измененными свойствами либо при отсутствии средств профи­лактики и лечения).

Приведенные критерии являются лишь ориентирами. Глав­ными государственными санитарными врачами по территориям должны быть разработаны адаптированные к конкретным усло­виям критерии определения уровня осложнения санитарно - эпи­демиологической обстановки и определены силы и средства, не­обходимые для участия в ее ликвидации, порядок их использова­ния, создания, высвобождения и пополнения необходимых запа­сов материальных средств, а также подготовки кадров службы, взаимодействия с другими министерствами и ведомствами.

Выделение степеней санитарно-эпидемиологической опасно­сти необходимо для унификации санитарно-эпидемиологической диагностики, дифференцированного планирования мер государ­ственного регулирования и проведения санитарно - противоэпи­демических (профилактических) мероприятий:

- благополучная обстановка позволяет всем звеньям службы функционировать в обычном режиме деятельности, требует лишь контроля со стороны вышестоящих звеньев за качеством сани­тарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, оказания помощи по проведению наиболее сложных исследова­ний в Сети наблюдения и лабораторного контроля;

- неустойчивая обстановка требует контроля со стороны выше­стоящих звеньев службы за качеством санитарно - противо­эпидемических (профилактических) мероприятий, оказания по­мощи в проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы, информирования вышестоящих органов управления государст­венной санитарно-эпидемиологической службы, а также Сети на­блюдения и лабораторного контроля;

- неблагополучная обстановка требует контроля за объемом и качеством мер государственного регулирования и проведения са­нитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприя­тий со стороны вышестоящих звеньев службы, оказание помощи в идентификации возбудителей инфекционных заболеваний, ин­дикации боевых отравляющих или опасных химических веществ и их вторичных продуктов, исследование спектра ионизирующих излучений и определение дозовых нагрузок, информирование ор­ганов управления территориального уровня, в том числе и коман­дования воинских гарнизонов;

- экстремальная обстановка требует направления в зоны бедствия специальных формирований, участия в ликвидации последствий учреждений вышестоящего звена, введения ограничительных мер (карантина), координации Госсанэпидслужбой Минздрава дея­тельности всех учреждений и формирований санитарно - профи­лактического профиля, информирования органов управления ре­гионального уровня, в том числе и военного командования;

- угрожающая обстановка требует участия в принимаемых мерах сил и средств учреждений вышестоящего звена с направлением в зону бедствия специальных формирований и групп экспертов, методической поддержки научно - исследовательскими центрами независимо от ведомственной подчиненности, а также информи­рования органов государственного управления федерального уровня.

Оценка обстановки необходима для своевременного приня­тия решений:

- об отселении населения из зоны бедствия или оставлении в зоне поражения, о допустимой продолжительности пребывания людей и времени входа, выхода или преодоления загрязненных участков местности;

- по определению доз облучения населения, напряженности им­мунитета, защитным, санитарно-эпидемиологическим и меди­цинским мероприятиям при угрозе воздействия радиоактивных и опасных химических веществ или биологических средств пора­жения;

- по размерам санитарных потерь от воздействия поражающих факторов войны, обоснованию объема радиационно - гигиениче­ских, химико-аналитических, метеорологических и микробиоло­гических исследований поражающих факторов сформировав­шихся очагов, мер к их ликвидации.

- по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дерати­зационных мероприятий, специальной и санитарной обра­ботки, соблюдению правил охранительного и санитарно - проти­воэпидемического режима на этапах медицинской эвакуации;

- по сбору и удалению твердых и жидких отходов, загрязнен­ных радиоактивными, опасными химическими либо биологиче­ски опасными веществами, агентами биологического оружия;

- по соблюдению санитарных правил и гигиенических нормати­вов при приготовлении, хранении, выдаче и доведении готовой пищи, добыче и улучшении качества запасов питьевой воды, банно-прачечном обслуживании, размещении перемещае­мого населения в зданиях, палатках и полевых фортификацион­ных и временных сооружениях, сборе и удалении отходов;

- по опасности передачи поражающего фактора (радиоактив­ных и опасных химических веществ, возбудителей опасных ин­фекций) за пределы зоны их применения;

- по выполнению правил личной и общественной гигиены, вы­явлению лиц, подвергшихся риску загрязнения (заражения), ор­ганизации медицинского наблюдения за ними;

- по мерам профилактики заражения населения в природных очагах, заноса инфекционных заболеваний с перемещаемыми контингентами населения, прибывающими из зоны боевых дей­ствий беженцами и личным составом войск (сил).

Наши рекомендации