Руководство курсовыми проектами

Троицкий филиал

Н.В. Лежнева

Методические рекомендации по выполнению

курсового проекта в вузе

для направления 44.03.02 – «Психолого-педагогическое

образование»

Троицк 2018

Лежнева, Н. В. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта в вузе (для направления 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование») / Н.В. Лежнева. – Троицк: ТФ ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», 2018. – 39 с.

Особенности информационного общества предопределяют необходимость реформирования высшего образования. В современных условиях роль курсового проектирования, как самостоятельной творческой работы существенно повышается. Однако организация курсового проектирования нуждается в основательном методическом обеспечении. Данные методические рекомендации призваны частично решить эту проблему.

Методическое пособие предназначено для студентов направления «Психолого-педагогическое образование» и их научных руководителей.

© Челябинский

государственный

университет, 2018

Содержание

Введение……………………………………………………………
1. Требование к курсовому проекту………………………………
2. Выбор темы исследования………………………………………
3. Структура курсового проекта…………..……………………..
5. Руководство курсовыми проектами…………………………..
6. Техническое оформление курсового проекта……………….
7. Технологические аспекты выполнения курсового проекта….
8. Работа с литературой……………………………………………
12. Изложение изученного материала……………………………
13. Оформление курсового проекта………………………………
14. Защита курсового проекта……….……………………………
15. Статистическая обработка экспериментальных данных……
Заключение…………………………………………………………
Приложения ……………………………………………….……….
   
   
   

Введение

Подготовка педагога-психолога, способного мобильно и гибко, в режиме реально­го времени, откликаться на требования социума, изменения в экономичес­кой, образовательной, духовной сферах жизни общества, реализовывать свои профессиональные интересы, учитывая особенности образовательного уч­реждения, во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самосто­ятельной познавательной деятельности студента.

Выполнение за период обучения ряда самостоятельных научных работ, в том числе курсовых и дипломных ра­бот, отличающихся возрастающей степенью трудности, помогают студен­там овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятель­ности, определиться в своей психолого-педагогической позиции и сформировать уме­ние ее отстаивать и защищать. Но особенно важен первый курсовой проект, так как именно в рамках его выполнения складывается стиль научно-исследовательской деятельности студента. Обращение к психологической и педагогической наукам в рамках курсовой работы предполагает не только использование научных знаний, но и в определенной степени их производство. Такое умение составляет содер­жание методологической культуры педагога-психолога, то есть специфической для сферы образования культуры мышления, предполагающей знание педагогом определенных методологических норм, правил научного познания, а также умение их применять в процессе решения педагогических задач.

В стенах учебного заведения студенты делают первые шаги в овладе­нии основными исследовательскими подходами и умениями. Опыт руко­водства курсовыми работами показывает, что студенты ис­пытывают затруднения при их разработке и написании. Причины этого – в отсутствии специальной подготовки будущих педагогов-психологов к исследовательс­кой деятельности, а также в том, что нет единых требований к курсовым работам и проектам по психолого-педагогическому направлению.

Предлагаемые методические рекомендации по выполнению курсовых проектов помогут студентам в её подготовке, выполнении, оформлении и защите.

Требование к курсовому проекту

Для студентов направления 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование предусмотрено курсовое проектирование.

Курсовой проект – учебный проект, ограниченный предметной областью учебной дисциплины и дисциплин, логически предшествующих ей, направленный на решение задач, связанных с созданием продукции, предполагающий анализ проблемной ситуации, генерацию возможных путей ее разрешения, обоснование рационального варианта решения, выполнение экспериментальных и технологических работ.

Студент выполняет последовательно курсовые проекты (2 и 3 курс)

Темы курсовых и дипломных проектов, как правило, связаны между собой.

В результате выполнения курсового проекта в вузе студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам-психологам необходимо:

- научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;

- изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;

- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современ­ной литературе на основе ее анализа;

- собрать, проанализировать и обобщить передовой опыт в области психологии, определенный темой исследования;

- оформить результаты теоретического исследования, согласно принятым требованиям.

Во время выполнения курсового проекта кроме перечисленного выше, студенту необходимо:

- выполнить экспериментальную работу, об­работать полученный эмпирический материал, проанализиро­вать, систематизировать, интерпретировать его, сделать вы­воды;

- оформить результаты экспериментального исследования, согласно принятым требованиям.

Выбор темы исследования

Темы курсовых проектов определяются и утверждаются на заседа­нии кафедры педагогики и психологии с учетом исследовательских интересов и по­требностей практической психолого-педагогической деятельности студентов.

Тематика курсовых проектов должна отвечать следующим требованиям:

1. Соответствовать задачам подготовки бакалавров по направлению психолого-педагогическое образование.

2. Отвечать потребностям современного общества.

3. Учитывать направление и проблематику современных психолого-педагогических исследований.

4. Приобщать студентов к работе над проблемами, которые иссле­дуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры педагоги­ки в целом.

5. Учитывать разнообразие интересов студентов в области психологической и педа­гогической теории и практики, а также результаты работы в сту­денческом научном обществе.

Темы курсовых проектов могут быть выбраны различными способами:

1. Преподаватель определяет тему курсового проекта студента, при­влекая студентов к разработке определенной проблемы в рам­ках своей исследовательской работы.

2. Студент выбирает тему, отражающую тот аспект воспитатель­но-образовательной, методической работы, который является при­оритетным направлением для филиала. Это даст возможность теоретически обосновать прово­димую практическую работу, проанализировать ее, способствовать ее распространению. Не менее интересно выбрать такую тему проекта, которая «западает» в вузе: проведенное исследование поможет преодолеть этот недостаток, пробел в учебной или воспитательной работе.

3. Студент выбирает тему, соответствующую его интересам. Опре­делению темы в этом случае содействуют приемы, помогающие са­мостоятельно выбрать тему исследования:

- просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделан­ных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);

- выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных ис­следований, с использованием новых, более совершенных ме­тодов;

- проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;

- ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;

-консультации с ведущими учеными для выявления малоизу­ченных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.

Выбирая тему, необходимо учесть, что современное исследова­ние в рамках курсового проекта носит междисциплинарный характер. Поэтому, выбрав, например, психологическую тему целесообразно завершить ее педагогическими рекомендациями, а в любой теме по педагогике, методике требуется психологическое обоснование.

Примерный перечень тем приведен в Приложении 1, однако точное повторение темы не приветствуется. Так как для каждого студента тема должна быть выбрана индивидуально с учетом уровня его подготовки и интересов.

Выбор тем курсовых проектов должен быть ориентирован на дипломный проект. В связи с этим в выборе тем курсовых и дипломных проектов активно участвует научный руководитель, который помогает студенту справиться с анализом большого объема информации, необходимого для выбора темы.

После того, как тема выбрана, согласована с научным руководи­телем и утверждена на заседании кафедры, составляется календар­ный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсового проекта. План облегчает контроль за ходом выпол­нения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовой проект.

Структура курсового проекта

Курсовой проект имеет следующую примерную структуру:

1. Титульный лист оформляется по образцу, приведенному в Приложении 2.

Название работы должно быть по возможности кратким и точно соответствовать ее содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляется небольшой (4–6 слов) подзаголовок.

2. Содержание – это перечень пунктов и подпунктов плана курсового проекта в той последовательности, в какой они представлены в работе. При этом формулировки должны точно соответствовать со­держанию работы, быть краткими, последовательно и четко отражать логику работы. В содержании указывается номер страницы, на кото­рой начинается каждый пункт или подпункт (Приложения 3А, 3Б).

3. Во введении студент обосновывает тему исследования и её актуальность, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, строит рабочую гипотезу (Приложение 4).

На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе. Рекомендуется отметить также практическую значимость исследования. В качестве базы исследования (для курсового проекта) могут выступать детские сады, школы, колледжи, техникумы, вузы, предприятия, фирмы.

4. Основная часть для каждой из курсовых проектов имеет свою специфику:

1) первый курсовой проект (2 курс) состоит из двух глав и его объем равен 25–30 страницам.

Первая глава посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы. Глава, как правило, содержит два параграфа, связанных с историей развития проблемы и раскрытием сущности исследуемых явлений.

Вторая глава отводится психолого-педагогическому практикуму. В ней студент представляет результаты своего исследования на основе проведённых с испытуемыми психологических и педагогических диагностических процедур. Она содержит два параграфа:

2.1. Организация и методика проведения эксперимента.

2.2. Анализ результатов эксперимента

3) второй курсовой проект (3 курс) основывается на результатах первых научных работ и является основой дипломного проекта. Он состоит из двух глав и его объем равен 35–40 страницам.

Первая глава, как и в предыдущих курсовых проектах (работах), посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы. При этом может быть использован материал, освоенный студентом при написании предшествующих курсовых проектов. Это материал, связанный с историей развития проблемы и раскрытием сущности исследуемых явлений. Основное внимание во втором курсовом проекте (3 курс) уделяется вновь вводимому параграфу 1.3, в котором должно быть обосновано использование тех или иных принципов (правил), на которых строится психолого-педагогическое содействие формированию (развитию, коррекции) исследуемого параметра. Обоснование, как правило, происходит на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения педагогического опыта. Для наиболее успешных студентов, ориентированных на научно-исследовательскую работу, рекомендуется для обоснования средств, используемых для воздействия на исследуемый предмет (субъект), использовать корреляционный анализ.

Вторая глава традиционно отводится психолого-педагогическому практикуму. Во втором курсовом проекте (3 курс) вторая глава содержит два параграфа. В п.2.1. студент описывает предлагаемый способ (методики, технологии) воздействия на изучаемый параметр и особенности его реализации.

В п.2.2 описывается организация и методика проведения эксперимента по оценке эффективности предлагаемого в п.2.1. способа (методики, технологии) воздействия на изучаемый параметр; приводит результаты стартового тестирования. Допускается введение п.2.3, в котором студенты приводят промежуточные результаты эксперимента по оценке эффективности разработанного им способа (методики, технологии) воздействия на изучаемый параметр. Окончательный анализ полученных в ходе эксперимента данных будет содержаться в п.2.3 дипломного проекта, который является продолжением второго курсового проекта.

Каждая из глав курсового проекта заканчивается выводами (Приложения 5, 6). В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы студента. Количество пунктов в выводах соответствует количеству параграфов в главе, т.е. каждый пункт выводов пишется по конкретному параграфу.

5. В заключении (Приложение 7) приводятся основные результаты исследования, отмечается степень достижения цели и задач исследования. При необходимости отмечается перечень нерешённых вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования. Количество пунктов в заключении строго соответствует количеству задач: каждый пункт – это анализ того выполнена поставленная задача или нет.

6. После заключения пишется список используемой литературы (Приложение 8).

7. Приложения к курсовому проекту оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой темати­ческий заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

В приложении помещаются анкеты или тесты, с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материа­ла, протоколы наблюдений и др.

Работа с литературой

Выбрав тему, следует начать подбор литературы по теме иссле­дования. Выделяются три типа источников библиографической ин­формации:

- первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);

- вторичные (библиография, реферативные журналы, сигналь­ная информация и т. д.);

- третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).

Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно науч­ную – о самом содержании уже известных знаний.

При написании курсового проекта следует просмотреть журналы:

«Вопросы психологии», «Педагогика», «Народное образование», «Мир образования», «Классный руководитель», «Среднее профессиональное образование», «Специалист» и другие журналы психолого-педагогической направленности.

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей про­следить подходы к постановке и решению определенной проблемы раз­личными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обоб­щений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.

Всю найденную информацию целесообразно фиксировать в виде записей разного рода.

Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было одно­значным. В педагогике то или иное понятие различными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах). В тексте же данной работы от начала до конца понятие должно иметь одно, четко определенное автором значение. После того, как определены опорные понятия, начинается поиск их толкований в информационно-справочной литературе: общих и спе­циальных энциклопедиях, толковых словарях; а также в оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по те­мам исследования.

Энциклопедия – научное справочное издание, дающее систематический свод знаний либо совокупность сведений в одной какой-либо отрасли зна­ния. Почти во всех энциклопедиях статьи расположены в алфавит­ном порядке. Здесь же находится внутристатейная или постатейная библиография – она отсылает к базовым трудам по соответствующе­му вопросу.

Расширить сферу поиска помогают специализированные словари и справочники, среди них: философский словарь, педагогический сло­варь, словарь иностранных слов и др. Сведения в словарях и спра­вочниках, как и в энциклопедиях, расположены в алфавитном поряд­ке. Если в статье имеется слово, выделенное курсивом, ищите более подробное разъяснение в той же книге. Справочные издания помога­ют привести наши знания в систему. Зачастую они становятся наши­ми наставниками в самообразовании.

Найденные определения понятий фиксируются на отдельных кар­точках и подвергаются мыслительной обработке с помощью опера­ций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.

Курсовой проект требует анализа только необходимой литерату­ры и выборки из нее наиболее важного материала. Одни источники содержат исключительно важные сведения и поэтому требуют вни­мательного изучения и конспектирования, другие, где затрагиваются лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме курсовой, могут быть представлены отдельными выписками.

Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, осмысления, системати­зирования полученного материала выяснить современное состояние вопроса.

В ходе работы с литературой рекомендуется:

1. Все свои замечания, выводы по поводу работы с источниками тут же фиксируйте письменно.

2. Записи должны быть краткими и обозримыми, ведите их на от­дельных листках или в тетради, но на одной стороне.

3. Записи могут иметь форму плана, тезисов, конспектов, выпи­сок, а также картотеки идей, цитат, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной инфор­мации.

Оформление курсового проекта

Оформление курсового проекта начинается с компо­новки подготовленных текстов по пунктам, в соответствии с пример­ной структурой работы. Следует внимательно прочитать разделы ра­боты, отредактировать, написать выводы к каждому пункту основ­ной части работы, в которых излагается сущность вопроса, обобща­ются результаты проделанного анализа.

Затем пишется заключение по всей работе, то есть, подводится итог теоретического и практического исследования, и только после этого приступают к написанию введения. Затем составляется выверенный список литературы и список приложений, уточняется соответствие но­меров литературных источников, на которые имеются ссылки, в основ­ном тексте работы и в списке литературы. После окончания компонов­ки работы делается оглавление и оформляется титульный лист.

Курсовой проект после его завершения представляется студентом ру­ководителю, который оценивает ее по пятибалльной системе. Курсовой проект про­ходит публичную защиту в сроки, установленные кафедрой.

Защита курсового проекта

Примерный порядок защиты курсового проекта выг­лядит следующим образом.

Студент делает краткое сообщение (не более 7 минут), в кото­ром излагаются мотивы выбора темы проекта, его актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, дает­ся характеристика теоретической и практической части исследования, используемых методов, полученных результатов и их практической ценности, демонстрируется наглядный материал.

По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Они мо­гут быть заданы любым присутствующим на защите.

Поскольку устная речь требует мгновенного понимания в про­цессе ее восприятия, то получает и своеобразное лексико-грамматическое оформление: она должна быть, прежде всего, правильной с точ­ки зрения законов и норм языка, яркой и образной по форме, внут­ренне эмоциональной, отличаться большим разнообразием языковых средств.

Правила устной речи требуют, чтобы фразы и предложения были немногословны и хорошо интонированы. Необходимо верно расста­вить логические и психологические паузы, продумать выразительность речи. Особую актуальность приобретает проблема произношения слов, дикции. Хорошая дикция – необходимый элемент устной речи.

Постоянная обращенность к аудитории накладывает своеобраз­ный отпечаток и на синтаксис устной речи: выступающий чаще ис­пользует различные типы простых предложений.

Целесообразно написать полный текст выступления. Полное от­сутствие письменной основы речи даже у опытного оратора вызывает излишнее волнение, которое может отрицательно сказаться на каче­стве выступления.

1. Пишите так, как вы говорите, а не так как вы пишете.

2. Составьте каждый абзац из 3–5 предложений. Если абзацы бу­дут длиннее, при чтении вы можете потерять то место, на кото­ром остановились.

3. При написании чаще используйте глаголы в активной форме, чем в пассивной, а так же местоимения первого и второго лица («Мы предполагаем...», «Вы знаете...» и др.).

4. Количество слов в предложении не должно превышать 20. Ауди­тории трудно будет слушать вас, если предложения будут более длинными.

5. Напечатайте речь через два интервала или аккуратно и ясно на­пишите.

6. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение.

7. Оставьте справа и слева широкие поля для пометок.

После того как текст речи готов, полезно рассказать его вслух. Важно научиться произносить речь при минимальном использовании написанного текста. Необходимо уточнить время звучания, ориенти­руясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100–200 слов в минуту).

Во время репетиции обратите внимание на технику произношения, дикцию, темп, громкость голоса. Важно уметь слышать себя и слушать, чтобы иметь возможность корректировать свою речь. Последите за позой, жестами, мимикой. Все это должно усиливать впечатление от речи, помочь донести до слушателей ваши мысли и чувства.

Заключение

Вы ознакомились с общими требованиями, предъявляемыми к курсовому проекту и рекомендациями по её подготовке и защите. Выполнение этих рекомендаций представляет необходимое, хотя и недостаточное условие успешной, методологи­чески грамотной научной работы. Данные рекомендации остаются актуальными и при выполнении курсовых работ (проектов) и по другим дисциплинам.

Приложение 1

Примеры формулировки тем курсовых проектов

1. Исследование уровня тревожности первоклассников на начальной стадии их обучения в школе. (курсовой проект-2 курс)

2. Сказкатерапия как средство снижения школьной тревожности первоклассников (курсовой проект-3 курс).

3. Исследование уровня притязаний личности выпускников Троицкого филиала «ЧелГУ». (курсовой проект-2 курс)

4. Педагогическое содействие развитию адекватной самооценки старшеклассников в рамках системы самоуправления. (курсовой проект-3 курс)

5. Исследование профессиональной мотивации безработных, находящихся на учете в службе занятости. (курсовой проект-2 курс)

6. Тренинг как средство развития профессиональной мотивации безработных. (курсовой проект-3 курс)

7. Исследование готовности к профессиональной мобильности у студентов Троицкого филиала «ЧелГУ». (курсовой проект-2 курс)

8. Развитие готовности к профессиональной мобильности у студентов в рамках психологических дисциплин. (курсовой проект-3 курс)

9. Исследование уровня адаптации современных выпускников вуза на предприятии. (курсовой проект-2курс)

10. Психолого-педагогическое содействие адаптации молодых специалистов. (курсовой проект-3 курс)

11. Исследование уровня мотивации трудовой деятельности у детей с ограниченными возможностями умственного раз­вития. (курсовой проект-2 курс)

12. Развитие мотивации трудовой деятельности у детей с ограниченными возможностями умственного раз­вития. (курсовой проект-3 курс)

13. Исследование уровнясоциальной адаптивности у воспитанников детских домов. (курсовой проект-2 курс)

14. Учебная игра как средство повышения социализации воспитанников детских домов. (курсовой проект-3 курс)

15. Исследование уровня готовности к предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей вуза. (курсовой проект-2 курс)

16. Развитие мотивации предпринимательской деятельности у студентов вуза в рамках психолого-педагогических дисциплин. (курсовой проект- 3 курс)

17. Исследование уровня агрессивности у подростков. (курсовой проект-2 курс)

18. Снижение агрессивности подростков в рамках внеклассной деятельности. (курсовой проект-3 курс)

Приложение 2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)

Троицкий филиал

Кафедра педагогики и психологии

КУРСОВАЯ РАБОТА

Содержание

Введение………………………………………………………………... Глава 1. Логическое мышление старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………… 1.1. Проблема развития логического мышления старших дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………….. 1.2. Раскрытие сущности понятия «логическое мышление» применительно к теме исследования …………………………………………… Выводы по первой главе……………...……………………………….. Глава 2. Эксперимент по исследованию уровня развития логического мышления у старших дошкольников………………………. 2.1. Организация и условия проведения эксперимента…………… 2.2. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы.…… Выводы по второй главе……………….…...……………………….......... Заключение……………………………………………………………. Список использованной литературы…………………………….... Приложения…………………………………………………………..            

Приложение 3Б

(курсовой проект-3 курс)

Содержание

Введение……………………………………………………….
Глава 1. Логическое мышление старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………… 1.1. Проблема развития логического мышления старших дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………….. 1.2. Раскрытие сущности понятия «логическое мышление» применительно к теме исследования …………………………………………… 1.3. Принципы развития логического мышления у старших дошкольников……………………………………………..……………………..… Выводы по первой главе……………...……………………………….. Глава 2. Эксперимент по реализации психолого-педагогического содействия развитию логического мышления старших дошкольников…….……………………………………………... 2.1. Комплекс занятий по развитию логического мышления старших дошкольников…………………………………………………… 2.2. Организация и методика эксперимента по оценке эффективности комплекса занятий по развитию логического мышления старших дошкольников………………………………………………………… Выводы по второй главе……………….…...……………………….......... Заключение……………………………………………………………. Список использованной литературы…………………………….... Приложение…………………………………………………………..              

Приложение 4

Введение

(для тем: А- Исследование уровня адаптации студентов младших курсов вуза / Б- Психолого-педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов вуза)

Актуальностьисследования. Современные условия развития общества ставят перед системой высшего профессионального образования большинства стран новые приоритеты и задачи, заставляют искать пути существенного повышения его качества. Как показывают многие исследования (И.И. Петров, А.Г. Гузеев) качество подготовки выпускников вуза во многом зависит от начального этапа их обучения в высшей школе.

Однако проведенное нами анкетирование среди студентов показало, что около 85 % первокурсников испытывают существенные затруднения при на начальной стадии обучения в вузе: 68 % не умеют планировать самостоятельную работу; 64 % плохо владеют технологиями самостоятельного освоения материала; 76 % испытывают дискомфорт от постоянной ситуации оценивания; 55 % не видят преимуществ новой системы обучения; 79 % студентов указывают на необходимость усиления психолого-педагогической поддержки на начальной стадии обучения в вузе, так как учебно-профессиональная деятельность в вузе существенно отличается от учебной деятельности в школе. Однако следует признать, что целенаправленной работы по адаптации студентов к условиям вуза практически не ведется.

Тем не менее, в истории педагогики и психологии накоплен определенный опыт, анализ и теоретическое осмысление которого поможет решить обозначенную нами проблему

Разработанность проблемы исследования:

- проблеме социальной адаптации молодежи посвящены исследования Н.А. Березовина, М.В. Левченко, И.А. Милославовой, Н.С. Офицеркиной, Г.И. Постоваловой, Н.А. Савотиной, А.Н. Утехиной и др.: в исследованиях Н.А. Березовина, М.В. Левченко, Г.И. Постоваловой, А.Н. Утехиной анализируются психологические особенности начального этапа адаптации при переходе от среднего образования к высшему, изучаются факторы, определяющие адаптационную способность человека; в работах И.А. Милославовой Т.Б. Соломатиной нашли отражение проблемы последовательности и стадий адаптационного процесса;

- адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе исследовалась в работах С.В. Бондаренко, С.В. Васильевой, Т.Ю. Волгиной, В.В. Емельяновой, Г.А. Мелекесовой, И.А. Сыромицкой. В них описываются специфические и общие факторы адаптации студентов, стадии адаптации, методы содействия адаптации, критерии адаптированной личности.

Вместе с тем переход на новые государственные стандарты предопределяет необходимость рассмотрения адаптации студентов младших курсов вуза с новых позиций. Таким образом, возникают противоречие между:

- необходимостью организации психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза и недостаточная разработанность этой проблемы в теории и практике педагогики высшей школы.

4А (курсовой проект – 2 курс) Данные противоречия определили проблемуисследования: экспериментальным путем выявить уровень адаптации студентов младших курсов вуза.

4Б (курсовой проект – 3 курс) Данные противоречия определили проблемуисследования: какие изменения необходимо внести в образовательный процесс вуза, чтобы обеспечить оптимальную адаптацию студентов младших курсов?

4А(2 курс) Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в психологии и педагогике обусловили выбор темы исследования: «Исследование уровня адаптации студентов младших курсов вуза».

4Б Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в педагогике и психологии обусловили выбор темы исследования: «Психолого-педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов вуза».

4А: Объект исследования– личность студентов вуза.

4Б: Объект исследования– образовательный процесс в вузе.

4 А, Б: Предмет исследования – адаптация студентов младших курсов к условиям вуза.

4А: Целью исследования является выявление уровня адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

4Б: Целью исследования является разработка содержания и технологии психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

4А:Гипотеза исследования. Уровень адаптации студентов-девушек на первом курсе выше, чем у студентов-юношей.

4Б. Гипотеза исследования. Адаптация студентов младших курсов вуза будет проходить успешно, если организовано психолого-педагогическое содействие этому процессу на основе принципов….

4А:Исходя из цели и гипотезы были определены задачи исследования:

1. На основе анализа психологической и специальной литературы исследовать состояние проблемы адаптации студентов к условиям вуза.

2. Раскрыть сущность понятия «адаптация» применительно к теме исследования.

3. В ходе эксперимента провести гендерное сравнение уровня адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

4Б:Исходя из цели и гипотезы были определены задачи исследования:

1. На основе анализа психологической и специальной литературы исследовать состояние проблемы адаптации студентов к условиям вуза.

2. Раскрыть сущность понятия «адаптация» применительно к теме исследования.

3. Выявить и обосновать принципы организации психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

4. Разработать модель психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

5. Провести стартовое тестирование по оценке уровня адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.

4А. Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, методы математической статистики.

4Б. Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование полученных результатов способствует адаптации студентов к условиям вуза.

4А,Б:База исследования. Педагогический эксперимент проводился в Костанайском государственном университете им. А. Байтурсынова.

Приложение

Наши рекомендации