Научное руководство курсовыми работами

Научный руководитель утверждается кафедрой. В его обязанности входят: определение конкретного задания, помощь студенту в составлении плана, списка источников и литературы, которые необходимо изучить, консультирование во время работы над темой, контроль за работой. В необходимых случаях научный руководитель может предложить своей кафедре пригласить проконсультировать студента специалиста из Национальной Академией наук, других вузов, или специалиста, который занимается разрабатываемой студентом проблемой.

Как правило, студент знакомится со своим будущим научным руководителем до утверждения темы на кафедре. С ним он уточняет выбранную самостоятельно или рекомендованную кафедрой, преподавателями на лекциях, семинарах, спецкурсах проблему, делает ее разбивку по курсовым заданиям, если она достаточно широка и позволяет такое деление, наконец, точно формулирует тему. Если имеется преемственность между курсовыми и дипломными исследованиями, то студент работает под руководством, как правило, одного и того же преподавателя.

В принципе обязанности научного руководителя курсовой работой и научного руководителя дипломной одни и те же - это в первую очередь научное консультирование, методологическая и методическая помощь, контрольные функции. Но, конечно, в работе с дипломником ответственность научного руководителя повышается, несколько расширяется и круг его обязанностей. Научный руководитель, помимо всего прочего, должен помочь студенту в разработке календарного плана подготовки курсовой работы, письменно оформить задание (для дипломной работы), которое утверждается заведующим кафедрой. Он обязан рекомендовать выпускнику все необходимые для исследования источники и литературу, поэтапно проверять его работу. При этом надо заметить, что за принятые решения, выводы и за правильность всех данных отвечает студент.

При работе над курсовыми заданиями студент может с согласия научного руководителя уточнить формулировку темы, сузить или расширить изучаемую проблему. Произвольное изменение темы категорически запрещается.

Руководители курсовых работ назначают не менее 2-х консультаций в месяц, график которых утверждается заведующим кафедрой. На заседании кафедры заслушивается информация научных руководителей о ходе выполнения заданий по курсовым работам.

Следовательно, научное руководство курсовыми работами - это тот же процесс обучения студентов, что и другие формы, и виды учебы. Его успех зависит от деятельности двух сторон - научного руководителя и студента. Неверно думать, что у научного руководителя одни только обязанности, а у студентов - одни права.

Работая над курсовым сочинением, студент должен проявить инициативу, интерес к научным исследованиям, обогащаться опытом старших, своих предшественников. Основа его успеха здесь, как и в других видах учебы в университете, - упорный труд, серьезная самостоятельная работа, предельная ответственность и самоотдача.

Рекомендации по выбору темы и плана

Курсовой работы

Студенту второго курса, впервые столкнувшемуся с проблемой выбора темы курсовой работы, приходится нелегко. Ведь предстоит решить важный вопрос о том, по какой из философских дисциплин писать работу. Отдельные из этих дисциплин он уже изучал на первом курсе, о других - получил представление из прослушанного курса "Введение в специальность" , а также из бесед с куратором, старшекурсниками. Но вот выбор дисциплины (и кафедры) сделан, казалось бы, проблема решена. Но, увы, перед студентом тут же встала новая и, пожалуй, не менее сложная задача. Взяв, скажем, на кафедре истории философии и культуры примерную тематику курсовых и дипломных работ, содержащую сотни различных тем, студент поневоле теряется.

И в самом деле, как из этих тем, охватывающих не одно тысячелетие развития философской мысли, найти единственную, исследованию которой он посвятит несколько лет, и работа, над которой доставит удовлетворение, принесет пользу?

В связи с этим нам хотелось бы дать несколько советов второкурснику.

Прежде всего, надо определить свой интерес к тому или иному разделу философии. Хотелось бы обратить внимание на необходимость учитывать свой уровень знания иностранных языков при выборе темы. Не секрет, что без знания английского, немецкого или французского и других языков довольно трудно написать оригинальную работу по западной философии, культурологии, методологии науки.

Только после предварительного определения своих научных интересов приступайте к внимательному ознакомлению с тематикой курсовых и дипломных работ соответствующих кафедр. Не всегда, и не сразу студенту удается за названием тем уловить содержание, сущность, задачи будущего исследования. Поэтому настоятельно рекомендуем обратиться за консультацией к заместителю заведующего кафедрой по учебной работе, председателю методической секции, к преподавателям. Они помогут конкретизировать интерес к какой-либо теме, они же могут подсказать и предполагаемого научного руководителя.

После предварительного выбора темы (тему, кстати, студент может предложить и свою) вы имеете право на научную консультацию с предполагаемым научным руководителем. В ходе консультации надо уточнить название темы, или же точно определить ее название, предложенной вами самими, уяснить характер предстоящего исследования. После это следует написать заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой утвердить тему курсовой и назначить научного руководителя. ( см. приложение №1)

Тема курсовой работы и научный руководитель утверждаются на заседании кафедры. При утверждении темы может присутствовать и студент. Случается, что на заседании кафедры тема уточняется, или даже отклоняется, как неактуальная (последнее касается преимущественно тех тем, которые заранее не были согласованы с предполагаемым научным руководителем).

Если тема отклонена, студент может просить об утверждении новой темы. Утверждение тем курсовых работ для студентов факультета осуществляется в период с 1 сентября по 15 ноября текущего учебного года. Последний срок утверждения - до 15 декабря. Защита курсовых работ происходит в мае.

Составление плана курсовой работы - это довольно длительный процесс. Общие его очертания вырисовываются уже при выборе темы, ее уточнении, затем в ходе предварительного знакомства с источниками и литературой. Изучение проблемы помогает конкретизировать план, сделать его более логичным и точным. Окончательный вариант плана составляется после овладения необходимым для написания материалом. Но бывает и так, что и во время написания работы ее план может подвергнуться существенной корректировке. Конечно, чем четче и подробнее план, тем легче написать курсовую.

В плане следует заранее определить примерный объем каждой главы или параграфа. Кстати, формулировки вопросов в плане должны отличаться от заглавий разделов будущей работы. В них фиксируются проблемы и задачи, которые предстоит поэтапно решить, чтобы глубоко раскрыть тему.

План курсовой работы утверждается научным руководителем и после этого становится обязательным для студента документом. Его изменение возможно только с согласия руководителя. Студент уточняет со своим руководителем и сроки завершения основных видов и этапов работы (составление библиографии, изучение источников и литературы, написание работы и представление руководителю на просмотр ее разделов). Эти сроки должны быть определены так, чтобы у студентов оставалось достаточно времени для доработки или даже переработки первого варианта, возможность неспешной перепечатки рукописи.

Составление библиографии

Важным этапом работы над курсовой является составление библиографии.

Выявление источников и литературы по теме обычно начинается с ознакомления с имеющимися в библиотеках историографическими обзорами, тематическими справочниками литературы, библиографическими указателями. Студенту при этом необходимо помнить, что нужный ему материал может находиться в справочных библиографических изданиях по смежным темам и даже по смежным дисциплинам. Скажем, занимаясь историко-философской проблематикой вам полезно ознакомиться с обзорами публикаций по аналитической философии, логике, эпистемологии, философской антропологии.

Важным источником библиографии исследуемого вопроса является прикнижная библиография (более или менее развернутая библиография или список использованной литературы в конце книги, ссылки на издания в тексте, подстрочные примечания).

В составлении библиографии квалифицированную помощь вам могут оказать работники библиотеки. Систематические и предметные каталоги имеются во всех крупных библиотеках. В библиотеках есть книжные летописи, летописи журнальных и газетных статей и другие издания.

Далее. Студент должен выявить и изучить относящиеся к его проблеме монографические разработки, книги, научные статьи. В случае необходимости можно обратиться в архивные хранилища, Интернет.

Надо помнить, что работа над библиографией не кратковременный и не изолированный этап подготовки курсового сочинения. Студенту надо постоянно следить за выходящей литературой по его теме, извещениями об издании новых книг и о публикациях научных статей.

Выявленные первоисточники, монографии, статьи, которые необходимы для будущего исследования, заносятся на карточки, по примеру библиотечного каталога. Список литературы на отдельных листах или в тетради менее удобен для пополнения библиографии и тем более систематизации литературы (по вопросам, рубрикам, времени издания и т.п.). Для тех же целей может использоваться и компьютерная техника. Запись данных производится в соответствии с выработанными требованиями.

Приведем типичные примеры библиографического описания научных изданий и публикаций, которые студент должен знать, оформляя научный аппарат работы.

Описание книги:

Берков В.Ф. и др. Логика: Учебное пособие. Мн., 1997.- 416с.

Статья в книге:

Зеленков А.И. Синтетические интенции философии космизма и перспективы нового методологического сознания//Наука в культуре. М., 1998, с. 363-380

Статья в журнале:

Микешина Л.А. Специфика философской интерпретации//Вопросы философии. 1999, № 11, с. 3 - 12.

На примерах покажем некоторые особенности оформления научного аппарата - библиографического описания в сносках и внутри текста.

I. Нередко в одной сноске даются описания нескольких произведений, которые отделяются друг от друга точкой с запятой (это может быть перечень литературы по какому-то вопросу). Например:

В сноске:

1Долгов К.М. От Кьеркегора до Камю. М., 1991; Сумерки богов. М., 1989; Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993

.

II. В сносках библиографическое описание нередко сопровождаются пояснительным текстом. В этом случае библиографическое описание обычно заключается в скобки. Например:

В сноске:

1 Об этой специфике философии заметил Гегель: "В действительности, однако, философия имеет свою истину лишь в понятии, в мысли; лишь в них может быть выражено абсолютное и лишь в них оно также и таково, каково оно в себе" (Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.3. С-Пб., 1994, с.295).

III. В тех случаях, когда описание включено непосредственно в состав текста сноски, фамилия автора может быть приведена в косвенном падеже, заглавие заключено в кавычки, а сведения об источнике или выходные данные книги приведены в скобках. Например:

В сноске:

1Об этом вопросе в связи с анализом концепции человека смотри в статье Э. Финка " Основные феномены человеческого бытия" (Проблема человека в западной философии. М., 1988, с. 357 - 403).

IU. Если ссылка дана на статью, автор и заглавие которой указаны в основном тексте, в сноске могут быть приведены только сведения об источнике (издании или сборнике). Например:

В тексте:

В.В. Соколов в статье "Традиционное и новаторское в гносеологии великих философов ХUII века" писал: "Аналитическое мышление, без которого невозможна, в сущности, никакая наука, в рассматриваемую эпоху достигло и в сфере мировоззрения результатов и масштабов, не известных ни одной из предшествовавших"1

В сноске:

1 Вопросы философии. 1979, №8, с. 139.

Однако при ссылке на собрание сочинений фамилия и инициалы авторов в сноске повторяются. Например:

В тексте:

Ф. Ницше, размышляя в книге "По ту сторону добра и зла" о роли и месте философа в жизни общества, заметил: "Мне все более и более кажется, что философ, как необходимый человек завтрашнего и послезавтрашнего дня, во все времена находился и должен был находиться в разладе со своим "сегодня".1

В сноске:

1 Ницше Ф. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1990, с.336.

U. При неоднократных ссылках на одно и то же произведение в последующих сносках указывается только фамилия и инициалы автора, заглавие произведения и страницы. Длинные заглавия могут быть сокращены, а опущенные слова заменены многоточием. Например:

При первом упоминании:

1 Реале Дж., Дарио А. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. С-Пб., 1994.

В повторных ссылках:

1 Реале Дж., Дарио А. Западная философия… ., с. 143.

UI. При наличии ссылок лишь на одну работу того или иного автора в сносках приводится условное обозначение "Указ. соч." (указанное сочинение). Например:

В сноске:

1 Гегель Г.В.Ф. Указ. соч., с. 50.

При повторных ссылках на произведения, опубликованные на иностранных языках, пользующихся латинским шрифтом, вместо слов "Указ.соч." пишется условное обозначение "Op. cit." (лат.Opus citatum - цитированное сочинение). Например:

В сноске:

1 Hegel G.W.F. Op.cit., s. 163.

UII. В тех случаях, когда на одной странице помещены подряд две или более ссылки на одно и то же произведение, при повторных ссылках вместо описания приводятся слова "Там же " и страницы. Если ссылка дается на одни и те же страницы, при повторной ссылке указание страницы опускается. Например:

В сноске:

1 Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991, с. 300.

2 Там же, с. 331.

3 Там же.

При повторных ссылках на произведения, опубликованные на иностранных языках, пользующихся латинским шрифтом, вместо слов "Там же" пишется "Ibid." (лат. Ibidem - там же). Например:

1 Hegel G.W.F. Einleitung in die Geschiehte der Philosophie. Berlin. 1966, s.5.

2 Ibid., s.3.

3 Ibid.

UIII. Если рядом стоят ссылки на разные произведения, напечатанные в одной и той же книге (или в одном и том же выпуске серийного издания), при повторных ссылках в сноске вместо указания источника приводится обозначение "Там же" или "Ibid" (для произведений на иностранных языках). Например:

В сноске:

1Гайденко П.П. К предистории становления новоевропейской науки.//Философия, наука, цивилизация. М., 1999, с. 6-30.

2Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в структуре и динамике знания.//Там же., с. 145-156.

Кроме обязательных элементов при описании произведений печати, на карточку можно занести и некоторые дополнительные сведения, которые могут понадобиться в процессе работы (другое заглавие и сведения, относящиеся к заглавию, издательство, количество страниц, авторский коллектив и т.п.). Составленная библиография оформляется в виде картотеки. В начале следует собрать ее в алфавитном порядке для более быстрого отыскания нужной работы. В процессе работы библиографическую картотеку можно неоднократно переставлять (например, по годам, по соответствующим разделам, вопросам темы), что может натолкнуть на некоторые собственные размышления.

Составленную в виде картотеки библиографию курсовой работы студент представляет своему научному руководителю, который дает ей общую оценку и замечания по составу, советуя добавить упущенное или исключить лишнее. Оформленный в определенном порядке список использованных источников и литературы (библиография) помещается в конце курсовой и является одним из показателей теоретической зрелости студента.

Не всегда необходимая литература имеется в библиотеках г. Минска. В таком случае вы можете заказать эти книги по межбиблиотечному абонементу (МБА) в других библиотеках.

После изучения первоисточников следует взять для работы (прочтения) опубликованные по теме курсовой монографии, книги, статьи. Советуем использовать исследования не только русскоязычных или белорусскоязычных изданий, но и исследования на иностранных языках.

Хотя в работе с литературой проявляется индивидуальный подход студента, но можно выделить и общие принципы работы с литературой по теме. Мы рекомендуем сначала прочитать книгу (статью) полностью, а затем осмыслить ее содержание.

Следующий этап - конспектирование, руководствуясь при отборе материала основными задачами курсовой работы.

При этом не следует переписывать полностью авторский текст. Это является типичной ошибкой начинающего исследователя. Необходимо максимально точно передавать смысл, основную идею автора. В качестве вспомогательного пособия, в котором анализируются методы работы с литературой, мы вам рекомендуем пособие Г.Г. Гецова Работа с книгой: рациональные приемы. - Мн.: Полымя, 1989 - 176 с.

Наши рекомендации