Руководство курсовыми проектами
Троицкий филиал
Н.В. Лежнева
Методические рекомендации по выполнению
курсового проекта в вузе
для направления 44.03.02 – «Психолого-педагогическое
образование»
Троицк 2018
Лежнева, Н. В. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта в вузе (для направления 44.03.02 – «Психолого-педагогическое образование») / Н.В. Лежнева. – Троицк: ТФ ФГБОУ ВПО «ЧелГУ», 2018. – 39 с.
Особенности информационного общества предопределяют необходимость реформирования высшего образования. В современных условиях роль курсового проектирования, как самостоятельной творческой работы существенно повышается. Однако организация курсового проектирования нуждается в основательном методическом обеспечении. Данные методические рекомендации призваны частично решить эту проблему.
Методическое пособие предназначено для студентов направления «Психолого-педагогическое образование» и их научных руководителей.
© Челябинский
государственный
университет, 2018
Содержание
Введение…………………………………………………………… | |
1. Требование к курсовому проекту……………………………… | |
2. Выбор темы исследования……………………………………… | |
3. Структура курсового проекта…………..…………………….. | |
5. Руководство курсовыми проектами………………………….. | |
6. Техническое оформление курсового проекта………………. | |
7. Технологические аспекты выполнения курсового проекта…. | |
8. Работа с литературой…………………………………………… | |
12. Изложение изученного материала…………………………… | |
13. Оформление курсового проекта……………………………… | |
14. Защита курсового проекта……….…………………………… | |
15. Статистическая обработка экспериментальных данных…… | |
Заключение………………………………………………………… | |
Приложения ……………………………………………….………. | |
Введение
Подготовка педагога-психолога, способного мобильно и гибко, в режиме реального времени, откликаться на требования социума, изменения в экономической, образовательной, духовной сферах жизни общества, реализовывать свои профессиональные интересы, учитывая особенности образовательного учреждения, во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности студента.
Выполнение за период обучения ряда самостоятельных научных работ, в том числе курсовых и дипломных работ, отличающихся возрастающей степенью трудности, помогают студентам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить некоторые методы научно-исследовательской деятельности, определиться в своей психолого-педагогической позиции и сформировать умение ее отстаивать и защищать. Но особенно важен первый курсовой проект, так как именно в рамках его выполнения складывается стиль научно-исследовательской деятельности студента. Обращение к психологической и педагогической наукам в рамках курсовой работы предполагает не только использование научных знаний, но и в определенной степени их производство. Такое умение составляет содержание методологической культуры педагога-психолога, то есть специфической для сферы образования культуры мышления, предполагающей знание педагогом определенных методологических норм, правил научного познания, а также умение их применять в процессе решения педагогических задач.
В стенах учебного заведения студенты делают первые шаги в овладении основными исследовательскими подходами и умениями. Опыт руководства курсовыми работами показывает, что студенты испытывают затруднения при их разработке и написании. Причины этого – в отсутствии специальной подготовки будущих педагогов-психологов к исследовательской деятельности, а также в том, что нет единых требований к курсовым работам и проектам по психолого-педагогическому направлению.
Предлагаемые методические рекомендации по выполнению курсовых проектов помогут студентам в её подготовке, выполнении, оформлении и защите.
Требование к курсовому проекту
Для студентов направления 44.03.02 – Психолого-педагогическое образование предусмотрено курсовое проектирование.
Курсовой проект – учебный проект, ограниченный предметной областью учебной дисциплины и дисциплин, логически предшествующих ей, направленный на решение задач, связанных с созданием продукции, предполагающий анализ проблемной ситуации, генерацию возможных путей ее разрешения, обоснование рационального варианта решения, выполнение экспериментальных и технологических работ.
Студент выполняет последовательно курсовые проекты (2 и 3 курс)
Темы курсовых и дипломных проектов, как правило, связаны между собой.
В результате выполнения курсового проекта в вузе студент должен показать готовность к владению основными умениями вести исследовательскую деятельность. С этой целью будущим педагогам-психологам необходимо:
- научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;
- изучить определенный минимум литературы по теме и уметь зафиксировать нужную информацию;
- грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;
- собрать, проанализировать и обобщить передовой опыт в области психологии, определенный темой исследования;
- оформить результаты теоретического исследования, согласно принятым требованиям.
Во время выполнения курсового проекта кроме перечисленного выше, студенту необходимо:
- выполнить экспериментальную работу, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его, сделать выводы;
- оформить результаты экспериментального исследования, согласно принятым требованиям.
Выбор темы исследования
Темы курсовых проектов определяются и утверждаются на заседании кафедры педагогики и психологии с учетом исследовательских интересов и потребностей практической психолого-педагогической деятельности студентов.
Тематика курсовых проектов должна отвечать следующим требованиям:
1. Соответствовать задачам подготовки бакалавров по направлению психолого-педагогическое образование.
2. Отвечать потребностям современного общества.
3. Учитывать направление и проблематику современных психолого-педагогических исследований.
4. Приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и коллектив кафедры педагогики в целом.
5. Учитывать разнообразие интересов студентов в области психологической и педагогической теории и практики, а также результаты работы в студенческом научном обществе.
Темы курсовых проектов могут быть выбраны различными способами:
1. Преподаватель определяет тему курсового проекта студента, привлекая студентов к разработке определенной проблемы в рамках своей исследовательской работы.
2. Студент выбирает тему, отражающую тот аспект воспитательно-образовательной, методической работы, который является приоритетным направлением для филиала. Это даст возможность теоретически обосновать проводимую практическую работу, проанализировать ее, способствовать ее распространению. Не менее интересно выбрать такую тему проекта, которая «западает» в вузе: проведенное исследование поможет преодолеть этот недостаток, пробел в учебной или воспитательной работе.
3. Студент выбирает тему, соответствующую его интересам. Определению темы в этом случае содействуют приемы, помогающие самостоятельно выбрать тему исследования:
- просмотр аналитических обзоров достижений науки, сделанных ведущими специалистами (в конце таких обзоров часто указываются нерешенные проблемы);
- выбор темы, близкой к проблематике ранее выполненных исследований, с использованием новых, более совершенных методов;
- проверка одной из гипотез, выдвинутых, но не проверенных ранее исследователями;
- ознакомление со специальной литературой и периодическими педагогическими изданиями;
-консультации с ведущими учеными для выявления малоизученных проблем и вопросов, имеющих актуальное значение.
Выбирая тему, необходимо учесть, что современное исследование в рамках курсового проекта носит междисциплинарный характер. Поэтому, выбрав, например, психологическую тему целесообразно завершить ее педагогическими рекомендациями, а в любой теме по педагогике, методике требуется психологическое обоснование.
Примерный перечень тем приведен в Приложении 1, однако точное повторение темы не приветствуется. Так как для каждого студента тема должна быть выбрана индивидуально с учетом уровня его подготовки и интересов.
Выбор тем курсовых проектов должен быть ориентирован на дипломный проект. В связи с этим в выборе тем курсовых и дипломных проектов активно участвует научный руководитель, который помогает студенту справиться с анализом большого объема информации, необходимого для выбора темы.
После того, как тема выбрана, согласована с научным руководителем и утверждена на заседании кафедры, составляется календарный план, в котором определяются сроки выполнения этапов курсового проекта. План облегчает контроль за ходом выполнения исследования и помогает студенту самостоятельно и осознанно выполнять курсовой проект.
Структура курсового проекта
Курсовой проект имеет следующую примерную структуру:
1. Титульный лист оформляется по образцу, приведенному в Приложении 2.
Название работы должно быть по возможности кратким и точно соответствовать ее содержанию. Иногда для большей конкретизации к названию добавляется небольшой (4–6 слов) подзаголовок.
2. Содержание – это перечень пунктов и подпунктов плана курсового проекта в той последовательности, в какой они представлены в работе. При этом формулировки должны точно соответствовать содержанию работы, быть краткими, последовательно и четко отражать логику работы. В содержании указывается номер страницы, на которой начинается каждый пункт или подпункт (Приложения 3А, 3Б).
3. Во введении студент обосновывает тему исследования и её актуальность, определяет цель, объект и предмет исследования. Исходя из цели и предмета исследования, строит рабочую гипотезу (Приложение 4).
На основе рабочей гипотезы выдвигаются задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе. Рекомендуется отметить также практическую значимость исследования. В качестве базы исследования (для курсового проекта) могут выступать детские сады, школы, колледжи, техникумы, вузы, предприятия, фирмы.
4. Основная часть для каждой из курсовых проектов имеет свою специфику:
1) первый курсовой проект (2 курс) состоит из двух глав и его объем равен 25–30 страницам.
Первая глава посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы. Глава, как правило, содержит два параграфа, связанных с историей развития проблемы и раскрытием сущности исследуемых явлений.
Вторая глава отводится психолого-педагогическому практикуму. В ней студент представляет результаты своего исследования на основе проведённых с испытуемыми психологических и педагогических диагностических процедур. Она содержит два параграфа:
2.1. Организация и методика проведения эксперимента.
2.2. Анализ результатов эксперимента
3) второй курсовой проект (3 курс) основывается на результатах первых научных работ и является основой дипломного проекта. Он состоит из двух глав и его объем равен 35–40 страницам.
Первая глава, как и в предыдущих курсовых проектах (работах), посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы. При этом может быть использован материал, освоенный студентом при написании предшествующих курсовых проектов. Это материал, связанный с историей развития проблемы и раскрытием сущности исследуемых явлений. Основное внимание во втором курсовом проекте (3 курс) уделяется вновь вводимому параграфу 1.3, в котором должно быть обосновано использование тех или иных принципов (правил), на которых строится психолого-педагогическое содействие формированию (развитию, коррекции) исследуемого параметра. Обоснование, как правило, происходит на основе анализа психолого-педагогической литературы и обобщения педагогического опыта. Для наиболее успешных студентов, ориентированных на научно-исследовательскую работу, рекомендуется для обоснования средств, используемых для воздействия на исследуемый предмет (субъект), использовать корреляционный анализ.
Вторая глава традиционно отводится психолого-педагогическому практикуму. Во втором курсовом проекте (3 курс) вторая глава содержит два параграфа. В п.2.1. студент описывает предлагаемый способ (методики, технологии) воздействия на изучаемый параметр и особенности его реализации.
В п.2.2 описывается организация и методика проведения эксперимента по оценке эффективности предлагаемого в п.2.1. способа (методики, технологии) воздействия на изучаемый параметр; приводит результаты стартового тестирования. Допускается введение п.2.3, в котором студенты приводят промежуточные результаты эксперимента по оценке эффективности разработанного им способа (методики, технологии) воздействия на изучаемый параметр. Окончательный анализ полученных в ходе эксперимента данных будет содержаться в п.2.3 дипломного проекта, который является продолжением второго курсового проекта.
Каждая из глав курсового проекта заканчивается выводами (Приложения 5, 6). В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы. Выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы студента. Количество пунктов в выводах соответствует количеству параграфов в главе, т.е. каждый пункт выводов пишется по конкретному параграфу.
5. В заключении (Приложение 7) приводятся основные результаты исследования, отмечается степень достижения цели и задач исследования. При необходимости отмечается перечень нерешённых вопросов по исследуемой проблеме, которые требуют дальнейшей проработки и исследования. Количество пунктов в заключении строго соответствует количеству задач: каждый пункт – это анализ того выполнена поставленная задача или нет.
6. После заключения пишется список используемой литературы (Приложение 8).
7. Приложения к курсовому проекту оформляются на отдельных листах, причем каждое из них должно иметь свой тематический заголовок и в правом верхнем углу надпись: «Приложение» с указанием его порядкового номера; если приложений несколько, то: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.
В приложении помещаются анкеты или тесты, с помощью которых осуществляется сбор эмпирического материала, протоколы наблюдений и др.
Работа с литературой
Выбрав тему, следует начать подбор литературы по теме исследования. Выделяются три типа источников библиографической информации:
- первичные (статьи, диссертации, монографии и т.д.);
- вторичные (библиография, реферативные журналы, сигнальная информация и т. д.);
- третичные (обзоры, компилятивные работы, справочные книги и т.д.).
Необходимо различать библиографическую информацию (где, в каких источниках содержатся нужные сведения) и собственно научную – о самом содержании уже известных знаний.
При написании курсового проекта следует просмотреть журналы:
«Вопросы психологии», «Педагогика», «Народное образование», «Мир образования», «Классный руководитель», «Среднее профессиональное образование», «Специалист» и другие журналы психолого-педагогической направленности.
Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить подходы к постановке и решению определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, систематизации, осмысления полученного материала выяснить современное состояние вопроса.
Всю найденную информацию целесообразно фиксировать в виде записей разного рода.
Перед составлением обзора необходимо определить основные понятия по теме исследования, чтобы использование их было однозначным. В педагогике то или иное понятие различными авторами может трактоваться по-разному (например, воспитание в «широком» и «узком» смыслах). В тексте же данной работы от начала до конца понятие должно иметь одно, четко определенное автором значение. После того, как определены опорные понятия, начинается поиск их толкований в информационно-справочной литературе: общих и специальных энциклопедиях, толковых словарях; а также в оглавлениях и предметных указателях основных учебников и монографий по темам исследования.
Энциклопедия – научное справочное издание, дающее систематический свод знаний либо совокупность сведений в одной какой-либо отрасли знания. Почти во всех энциклопедиях статьи расположены в алфавитном порядке. Здесь же находится внутристатейная или постатейная библиография – она отсылает к базовым трудам по соответствующему вопросу.
Расширить сферу поиска помогают специализированные словари и справочники, среди них: философский словарь, педагогический словарь, словарь иностранных слов и др. Сведения в словарях и справочниках, как и в энциклопедиях, расположены в алфавитном порядке. Если в статье имеется слово, выделенное курсивом, ищите более подробное разъяснение в той же книге. Справочные издания помогают привести наши знания в систему. Зачастую они становятся нашими наставниками в самообразовании.
Найденные определения понятий фиксируются на отдельных карточках и подвергаются мыслительной обработке с помощью операций анализа, сравнения, классификации, обобщения и др.
Курсовой проект требует анализа только необходимой литературы и выборки из нее наиболее важного материала. Одни источники содержат исключительно важные сведения и поэтому требуют внимательного изучения и конспектирования, другие, где затрагиваются лишь некоторые вопросы, относящиеся к теме курсовой, могут быть представлены отдельными выписками.
Изучение литературы по избранной теме имеет своей задачей проследить характер постановки и решения определенной проблемы различными авторами, ознакомиться с аргументацией их выводов и обобщений, с тем, чтобы на основе анализа, осмысления, систематизирования полученного материала выяснить современное состояние вопроса.
В ходе работы с литературой рекомендуется:
1. Все свои замечания, выводы по поводу работы с источниками тут же фиксируйте письменно.
2. Записи должны быть краткими и обозримыми, ведите их на отдельных листках или в тетради, но на одной стороне.
3. Записи могут иметь форму плана, тезисов, конспектов, выписок, а также картотеки идей, цитат, методик, что в дальнейшем облегчит классификацию и систематизацию полученной информации.
Оформление курсового проекта
Оформление курсового проекта начинается с компоновки подготовленных текстов по пунктам, в соответствии с примерной структурой работы. Следует внимательно прочитать разделы работы, отредактировать, написать выводы к каждому пункту основной части работы, в которых излагается сущность вопроса, обобщаются результаты проделанного анализа.
Затем пишется заключение по всей работе, то есть, подводится итог теоретического и практического исследования, и только после этого приступают к написанию введения. Затем составляется выверенный список литературы и список приложений, уточняется соответствие номеров литературных источников, на которые имеются ссылки, в основном тексте работы и в списке литературы. После окончания компоновки работы делается оглавление и оформляется титульный лист.
Курсовой проект после его завершения представляется студентом руководителю, который оценивает ее по пятибалльной системе. Курсовой проект проходит публичную защиту в сроки, установленные кафедрой.
Защита курсового проекта
Примерный порядок защиты курсового проекта выглядит следующим образом.
Студент делает краткое сообщение (не более 7 минут), в котором излагаются мотивы выбора темы проекта, его актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, дается характеристика теоретической и практической части исследования, используемых методов, полученных результатов и их практической ценности, демонстрируется наглядный материал.
По окончании сообщения студент отвечает на вопросы. Они могут быть заданы любым присутствующим на защите.
Поскольку устная речь требует мгновенного понимания в процессе ее восприятия, то получает и своеобразное лексико-грамматическое оформление: она должна быть, прежде всего, правильной с точки зрения законов и норм языка, яркой и образной по форме, внутренне эмоциональной, отличаться большим разнообразием языковых средств.
Правила устной речи требуют, чтобы фразы и предложения были немногословны и хорошо интонированы. Необходимо верно расставить логические и психологические паузы, продумать выразительность речи. Особую актуальность приобретает проблема произношения слов, дикции. Хорошая дикция – необходимый элемент устной речи.
Постоянная обращенность к аудитории накладывает своеобразный отпечаток и на синтаксис устной речи: выступающий чаще использует различные типы простых предложений.
Целесообразно написать полный текст выступления. Полное отсутствие письменной основы речи даже у опытного оратора вызывает излишнее волнение, которое может отрицательно сказаться на качестве выступления.
1. Пишите так, как вы говорите, а не так как вы пишете.
2. Составьте каждый абзац из 3–5 предложений. Если абзацы будут длиннее, при чтении вы можете потерять то место, на котором остановились.
3. При написании чаще используйте глаголы в активной форме, чем в пассивной, а так же местоимения первого и второго лица («Мы предполагаем...», «Вы знаете...» и др.).
4. Количество слов в предложении не должно превышать 20. Аудитории трудно будет слушать вас, если предложения будут более длинными.
5. Напечатайте речь через два интервала или аккуратно и ясно напишите.
6. Подчеркните те слова или фразы, которым необходимо придать особое значение.
7. Оставьте справа и слева широкие поля для пометок.
После того как текст речи готов, полезно рассказать его вслух. Важно научиться произносить речь при минимальном использовании написанного текста. Необходимо уточнить время звучания, ориентируясь на соответствующий нормам публичного выступления темп (примерно 100–200 слов в минуту).
Во время репетиции обратите внимание на технику произношения, дикцию, темп, громкость голоса. Важно уметь слышать себя и слушать, чтобы иметь возможность корректировать свою речь. Последите за позой, жестами, мимикой. Все это должно усиливать впечатление от речи, помочь донести до слушателей ваши мысли и чувства.
Заключение
Вы ознакомились с общими требованиями, предъявляемыми к курсовому проекту и рекомендациями по её подготовке и защите. Выполнение этих рекомендаций представляет необходимое, хотя и недостаточное условие успешной, методологически грамотной научной работы. Данные рекомендации остаются актуальными и при выполнении курсовых работ (проектов) и по другим дисциплинам.
Приложение 1
Примеры формулировки тем курсовых проектов
1. Исследование уровня тревожности первоклассников на начальной стадии их обучения в школе. (курсовой проект-2 курс)
2. Сказкатерапия как средство снижения школьной тревожности первоклассников (курсовой проект-3 курс).
3. Исследование уровня притязаний личности выпускников Троицкого филиала «ЧелГУ». (курсовой проект-2 курс)
4. Педагогическое содействие развитию адекватной самооценки старшеклассников в рамках системы самоуправления. (курсовой проект-3 курс)
5. Исследование профессиональной мотивации безработных, находящихся на учете в службе занятости. (курсовой проект-2 курс)
6. Тренинг как средство развития профессиональной мотивации безработных. (курсовой проект-3 курс)
7. Исследование готовности к профессиональной мобильности у студентов Троицкого филиала «ЧелГУ». (курсовой проект-2 курс)
8. Развитие готовности к профессиональной мобильности у студентов в рамках психологических дисциплин. (курсовой проект-3 курс)
9. Исследование уровня адаптации современных выпускников вуза на предприятии. (курсовой проект-2курс)
10. Психолого-педагогическое содействие адаптации молодых специалистов. (курсовой проект-3 курс)
11. Исследование уровня мотивации трудовой деятельности у детей с ограниченными возможностями умственного развития. (курсовой проект-2 курс)
12. Развитие мотивации трудовой деятельности у детей с ограниченными возможностями умственного развития. (курсовой проект-3 курс)
13. Исследование уровнясоциальной адаптивности у воспитанников детских домов. (курсовой проект-2 курс)
14. Учебная игра как средство повышения социализации воспитанников детских домов. (курсовой проект-3 курс)
15. Исследование уровня готовности к предпринимательской деятельности у студентов экономических специальностей вуза. (курсовой проект-2 курс)
16. Развитие мотивации предпринимательской деятельности у студентов вуза в рамках психолого-педагогических дисциплин. (курсовой проект- 3 курс)
17. Исследование уровня агрессивности у подростков. (курсовой проект-2 курс)
18. Снижение агрессивности подростков в рамках внеклассной деятельности. (курсовой проект-3 курс)
Приложение 2
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Челябинский государственный университет»
(ФГБОУ ВО «ЧелГУ»)
Троицкий филиал
Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Содержание
Введение………………………………………………………………... Глава 1. Логическое мышление старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………… 1.1. Проблема развития логического мышления старших дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………….. 1.2. Раскрытие сущности понятия «логическое мышление» применительно к теме исследования …………………………………………… Выводы по первой главе……………...……………………………….. Глава 2. Эксперимент по исследованию уровня развития логического мышления у старших дошкольников………………………. 2.1. Организация и условия проведения эксперимента…………… 2.2. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы.…… Выводы по второй главе……………….…...……………………….......... Заключение……………………………………………………………. Список использованной литературы…………………………….... Приложения………………………………………………………….. |
Приложение 3Б
(курсовой проект-3 курс)
Содержание
Введение………………………………………………………. | |
Глава 1. Логическое мышление старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема…………………………………………… 1.1. Проблема развития логического мышления старших дошкольников в психолого-педагогической литературе………………………….. 1.2. Раскрытие сущности понятия «логическое мышление» применительно к теме исследования …………………………………………… 1.3. Принципы развития логического мышления у старших дошкольников……………………………………………..……………………..… Выводы по первой главе……………...……………………………….. Глава 2. Эксперимент по реализации психолого-педагогического содействия развитию логического мышления старших дошкольников…….……………………………………………... 2.1. Комплекс занятий по развитию логического мышления старших дошкольников…………………………………………………… 2.2. Организация и методика эксперимента по оценке эффективности комплекса занятий по развитию логического мышления старших дошкольников………………………………………………………… Выводы по второй главе……………….…...……………………….......... Заключение……………………………………………………………. Список использованной литературы…………………………….... Приложение………………………………………………………….. |
Приложение 4
Введение
(для тем: А- Исследование уровня адаптации студентов младших курсов вуза / Б- Психолого-педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов вуза)
Актуальностьисследования. Современные условия развития общества ставят перед системой высшего профессионального образования большинства стран новые приоритеты и задачи, заставляют искать пути существенного повышения его качества. Как показывают многие исследования (И.И. Петров, А.Г. Гузеев) качество подготовки выпускников вуза во многом зависит от начального этапа их обучения в высшей школе.
Однако проведенное нами анкетирование среди студентов показало, что около 85 % первокурсников испытывают существенные затруднения при на начальной стадии обучения в вузе: 68 % не умеют планировать самостоятельную работу; 64 % плохо владеют технологиями самостоятельного освоения материала; 76 % испытывают дискомфорт от постоянной ситуации оценивания; 55 % не видят преимуществ новой системы обучения; 79 % студентов указывают на необходимость усиления психолого-педагогической поддержки на начальной стадии обучения в вузе, так как учебно-профессиональная деятельность в вузе существенно отличается от учебной деятельности в школе. Однако следует признать, что целенаправленной работы по адаптации студентов к условиям вуза практически не ведется.
Тем не менее, в истории педагогики и психологии накоплен определенный опыт, анализ и теоретическое осмысление которого поможет решить обозначенную нами проблему
Разработанность проблемы исследования:
- проблеме социальной адаптации молодежи посвящены исследования Н.А. Березовина, М.В. Левченко, И.А. Милославовой, Н.С. Офицеркиной, Г.И. Постоваловой, Н.А. Савотиной, А.Н. Утехиной и др.: в исследованиях Н.А. Березовина, М.В. Левченко, Г.И. Постоваловой, А.Н. Утехиной анализируются психологические особенности начального этапа адаптации при переходе от среднего образования к высшему, изучаются факторы, определяющие адаптационную способность человека; в работах И.А. Милославовой Т.Б. Соломатиной нашли отражение проблемы последовательности и стадий адаптационного процесса;
- адаптация студентов к учебно-профессиональной деятельности в вузе исследовалась в работах С.В. Бондаренко, С.В. Васильевой, Т.Ю. Волгиной, В.В. Емельяновой, Г.А. Мелекесовой, И.А. Сыромицкой. В них описываются специфические и общие факторы адаптации студентов, стадии адаптации, методы содействия адаптации, критерии адаптированной личности.
Вместе с тем переход на новые государственные стандарты предопределяет необходимость рассмотрения адаптации студентов младших курсов вуза с новых позиций. Таким образом, возникают противоречие между:
- необходимостью организации психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза и недостаточная разработанность этой проблемы в теории и практике педагогики высшей школы.
4А (курсовой проект – 2 курс) Данные противоречия определили проблемуисследования: экспериментальным путем выявить уровень адаптации студентов младших курсов вуза.
4Б (курсовой проект – 3 курс) Данные противоречия определили проблемуисследования: какие изменения необходимо внести в образовательный процесс вуза, чтобы обеспечить оптимальную адаптацию студентов младших курсов?
4А(2 курс) Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в психологии и педагогике обусловили выбор темы исследования: «Исследование уровня адаптации студентов младших курсов вуза».
4Б Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы в педагогике и психологии обусловили выбор темы исследования: «Психолого-педагогическое содействие адаптации студентов младших курсов вуза».
4А: Объект исследования– личность студентов вуза.
4Б: Объект исследования– образовательный процесс в вузе.
4 А, Б: Предмет исследования – адаптация студентов младших курсов к условиям вуза.
4А: Целью исследования является выявление уровня адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.
4Б: Целью исследования является разработка содержания и технологии психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.
4А:Гипотеза исследования. Уровень адаптации студентов-девушек на первом курсе выше, чем у студентов-юношей.
4Б. Гипотеза исследования. Адаптация студентов младших курсов вуза будет проходить успешно, если организовано психолого-педагогическое содействие этому процессу на основе принципов….
4А:Исходя из цели и гипотезы были определены задачи исследования:
1. На основе анализа психологической и специальной литературы исследовать состояние проблемы адаптации студентов к условиям вуза.
2. Раскрыть сущность понятия «адаптация» применительно к теме исследования.
3. В ходе эксперимента провести гендерное сравнение уровня адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.
4Б:Исходя из цели и гипотезы были определены задачи исследования:
1. На основе анализа психологической и специальной литературы исследовать состояние проблемы адаптации студентов к условиям вуза.
2. Раскрыть сущность понятия «адаптация» применительно к теме исследования.
3. Выявить и обосновать принципы организации психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.
4. Разработать модель психолого-педагогического содействия адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.
5. Провести стартовое тестирование по оценке уровня адаптации студентов младших курсов к условиям вуза.
4А. Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, методы математической статистики.
4Б. Для решения поставленных задач применялся следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования, изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что использование полученных результатов способствует адаптации студентов к условиям вуза.
4А,Б:База исследования. Педагогический эксперимент проводился в Костанайском государственном университете им. А. Байтурсынова.
Приложение