Этап – расширение объема предложения, сложное предложение

Цель: развивать связную речь на основе выполнения практических зданий в учебно-коммуникативных ситуациях.

Содержание работы Задачи Задания и упражнения
1. Понимание речи 1. Закреплять навык координации речи с движением. Психогимнастика. 2. Управлять в основных видах словоизменения. 3. Расширять элементарные математические представления посредством формирования многогранных образов. 4. Развивать понимание предложно-падежных конструкций, межпредметных и временных связей. 5. Расширять и укреплять словарный запас на понятийной и образной основе. · «Кошачья зарядка», «Капуста» и т.д. Осторожно, словно кошка, От дивана до окошка, На носочках я пройдусь, Лягу и в кольцо свернусь. А теперь пора проснуться, Распрямиться, потянуться. Я из блюдца молочко Полакаю язычком. · «Вырастим слова» «Назови ласково», «Назови наоборот», «Из чего что сделано?», «Большой и маленький» и т.д. Лес – лесной, лесник, перелесок, лесок. Сад – садовник, рассада, садочек. Сильный – слабый, день – ночь, большой – маленький. Стул – стульчик Шкаф – шкафчик Дерево – деревянный Резина – резиновый Железо – железный. · Сказки «Три медведя», «Три поросенка». «Сапожки для кошки» (четыре) Сколько сапожек Оля купила, Чтоб кошка лапок не промочила? «Пять пальчиков, пять чуланчиков...» · «Один – много», «Домик тетушки Мудрости» (образовать падежное окончание) «Где это находится?» (предлоги) «Кто где спрятался?» (предлоги) «Чей хвост, чья голова?», «Что забыл нарисовать художник?», «Что перепутал художник?» · Доскажи словечко «Найди ошибки», «Нелепицы», «Бывает – не бывает», «Что собрала Катя, а что собрал Ваня?», «Кто где живет»  
2. Общеречевые навыки 1. Развивать речевое дыхание и силу голоса. 2. Формировать умение говорить постоянно в спокойном темпе, координируя речь с движением. 3. Формировать умение определять повествовательную, вопросительную и восклицательную интонации. 4. Развивать эмоциональную выразительность речи и мимики в играх и диалогах. 5. Совершенствовать четкость дикции, используя чистоговорки и потешки с отработанными звуками. · Произнеси потешку (скороговорку, чистоговорку) на выдохе, делая ударение каждый раз на другом слове. Тише, мыши! Кот на крыше, а котята еще выше! Везет на горку Саня за собою сани. · Произнеси медленно, отчетливо, подчеркивая голосом выделенные слова, предложения. Было весело на горке Сане, Соне и Егорке. · Заучивание стихов (двустиший и четверостиший) Мельница крыльями машет вдали. Будет мука, чтоб пирог испекли. Рыбка плавает в воде, Плещется, играет. · Заучивание рассказов, сказок: «Репка», «Колобок» и т.д. Песенки-долгоговорки: «Бесконечные стихи» Сеф Р.С. Кто вечно хнычет и скучает, Тот ничего не замечает, Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает. Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает. (Если скучно стало, начинай сначала). - «Точка, точка, запятая...» (подбор различных по интонации предложений) Лида читает интересную книгу. Лида читает интересную книгу? Лида читает интересную книгу! · Прочти стихотворение весело, прочти грустно. «Развесели Пьеро», «Рассмеши Мальвину». Урожай с полей убрали, Листья пожелтели, Птицы в теплые края Снова улетели. (уточнить, какое прочтение эмоционально уместно). · Речевые упражнения с отработанными звуками Мы подуем высоко с – с – с – с - с... Мы подуем низко. с – с – с – с - с... Мы подуем далеко. с – с – с – с - с... Мы подуем близко. с – с – с – с - с...
3. Фонематические представления 1. Формировать умение различать звуки близкие по артикуляции 2. Формировать умение преобразовывать слова путем замены или добавления звука. 3. Формировать умение находить слово, отличающееся от остальных по звучанию. 4. Совершенствовать умение выбирать из слов, близких по звуковому составу, нужное в соответствии с данным заданием. 5. Развивать умение находить слово с заданным звуком в определенной позиции (начало, конец, середина слова) · мак – бак – так ком – дом – гном дам – дом – дым бык – бак – бок ток – тук – так · Слова – паронимы точка – дочка – почка – ночка – бочка; коса – коза; игра – икра, крыса – крыша, дом – том, батон – бутон – бетон, ватка – ветка, кот – крот, рак – брак. · «Четвертый лишний» буфет – букет – буфет – буфет билет – билет – балет – билет винт – винт – винт – бинт утенок – котенок – котенок · «Доскажи словечко» Как-то вечером две мышки Унесли у Пети ... (книжки) Не полезет Влад на ель У него в руках ... (портфель) Не дрожи, Сережка, Это ж наша ... (кошка). · Загадки – обманки Скачет наш котенок ловко, Очень любит он ... (морковку?) Все ребята точно знают Кошки очень громко ... (лают?) · Я тебе задачу дам – все расставить по местам Что скатали мы зимой?... Что построили с тобой?.. На крючок в реке попал?.. Может все, хоть ростом мал?... (слова для подстановки: Дом, Ком, Гном, Сом) · Выбрать из рассказа слова со звуком «х» Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. Только на елках осталась хвоя.  
4. Самостоятельная речь 1. Формировать умение образовывать однокоренные слова. 2. Формировать умение образовывать слова при помощи приставок, суффиксов. 3. Развивать умение подбирать антонимы. 4. Подбирать многоязычные слова, с оттенками разных значений, близких по значению слов. 5. Формировать умение образовывать словосочетания с помощью разных частей речи. 6. Упражнять в составлении предложений с однородными членами. 7. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзами (а, и, или) 8. Формировать умение распространять предложение, используя опорные слова, дидактический материал. 9. Управлять в составлении предложений с различными предлогами.   · Образование однокоренных слов. Чай – чайник – чайный – чаевничать – чаепитие. · Образование относительных прилагательных Золото – золотой, шерсть – шерстяной. · Образование прилагательных от наречий. Быстро – быстрый, легко – легкий. · Образование степеней сравнения прилагательных. Холодный – холоднее, сильный – сильнее. · Образование новых слов при помощи приставок. Ехал – уехал – доехал – заехал – переехал – отъехал. · Подбери слова с противоположным значением, используя приставки от-, вы-. принести – вынести, отнести привезти – отвезти, вывезти вложить – выложить, отложить. · Образование новых слов при помощи суффиксов. Человек – человечек – человечище Рука – ручка – ручища Глаза – глазик – глазище · Подбери слова с противоположным значением (с использованием картинного дидактического материала) День – ночь, зима – лето, великан – карлик, полная – пустая, сильный – слабый, мягкое – твердое, открытое – закрытое, надевает – снимает, плачет – смеется. · «Подбери, назови, запомни» Нос (корабля, человека) Крыло (птицы, самолета) Ножка (гриба, стула, ребенка) · Подбери слова, близкие по значению Трасса – дорого – шоссе Идет – бредет – марширует Бежит – мчится – несется. · Согласование прилагательных с существительными Розовая бумага – розовое платье – розовый шарик · Согласование местоимений с существительными Мой дом – моя кукла – мое пальто · Образование словосочетаний со словом много Много карандашей, много цветных карандашей. · Составь предложения, используя данные слова Белка, заяц, медведь, лось. Читают, пишут рисуют, считают. Большое, вкусное, сочное, спелое. На крышах, на земле, на деревьях, на заборе. · Составь предложение с союзом а У Даши груша, а у Коли яблоки. · Составь предложение с союзом и Мама купила хлеб и молоко. · Составь предложение с союзом или Ты будешь рисовать или читать? · Распространи предложение, последовательно прибавляя по одному слову. Дети играют. Дети играют в футбол. Дети играют в футбол на стадионе. Летом дети играют в футбол на стадионе. · Составь предложение с предлогом в (с опорой на наглядный материал). Кирилл и Оля ходили в театр. Кот забежал в дом. · Составь предложение, вставляя пропущенный предлог. Ваза стоит ... столе. Картина висит ... кроватью. Грузовик выехал ... поворота.
5. Моторика 1. Формировать умение удерживать органы артикуляции в заданном положении. 2. Развивать координацию движения рук с положениями языка. 3. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, силу и точность движений. 4. Развивать и совершенствовать речевые и двигательные возможности ребенка. 5. Развивать имитационно-раздражительные движения, используя элементы логоритмики. 6. Совершенствовать точность выполнения движений пальцев рук с речью и согласованность движений. · Вспомни положение языка при произношении звука «р». · Выполни артикуляционную гимнастику, используя следующие упражнения: «Птенчики», «Лопатка», «Чашечка», «Моторчик» и др. · Вспомни «Сказку о Веселом Язычке» · Изобрази кистями рук фигурку «Шарик» (пальчики обеих рук соприкасаются кончиками, изображая надувающийся шарик) Шарик тужился, пыхтел. Лопнул он и засвистел: «с-с-с». · Произнеси стихотворение, выполняя различные фигуры с помощью пальцев рук. «Дом и ворона» На поляне дом стоит, Ну а к дому путь закрыт. Мы ворота открываем, В этот домик приглашаем. · Тренировка у детей умения ориентироваться в собственном теле. Лоб, затылок, голова, Шея, плечи, пальцы, ногти, Кулаки, ладони, локти, Нос, живот, колени, пятки, Губы, бедра и лопатки... · Изобрази движения медведя, лисы, черепахи, кошки. · Музыкальные перевоплощения. · Заучивание стихов на «пальчиковой основе»  





Наши рекомендации