Курсовых работ и магистерской диссертации

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВЫХ РАБОТ И МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

по направлению 44.04.01 «Психолого-педагогическое образование»

квалификация выпускника – магистр

Уфа 2015

УДК 378.146.9

ББК Ч481.245

К 20

Методические рекомендации к выполнению курсовых работ и магистерской диссертации по направлению 44.04.01 «Психолого-педагогическое образование» /авт.-сост. Н.Ш. Сыртланова. Уфа, 2015. – 77 с.

Предлагаемое практическое пособие рассмотрения процесса подготовки курсовой работы и магистерской диссертации начиная от выбора темы исследования и заканчивая ее публичной защиты.

Пособие рекомендуется по направлению 44.04.01 «Психолого-педагогическое образование»

Рецензенты:

д.п.н., доц. Л.В. Панова.

к.п.н., доц. Г.Ф. Шабаева

Введение

Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке педагога и его профессиональной культуре. Система образования становится все более важным показателем степени развития любой страны, ее экономического, научно-технического и культурного потенциала, ее международного авторитета. Состояние и перспективы развития образования в огромной мере зависят от педагогов – от их научной квалификации, от их творчества и способности практически решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Подготовка такого педагога, эффективность его профессионального становления во многом зависит от сознательной, целенаправленной, самостоятельной познавательной деятельности в период обучения в вузе. Это объясняется, во-первых – тем, что лекционные и семинарские занятия, не позволяют раскрыть все богатство изучаемых наук, мировой педагогической мысли. Во-вторых, тем, что в современных условиях информации по всем отраслям знаний стало так много, что ее невозможно освоить без умения отбирать и анализировать. В-третьих, меняются методы работы ДОУ, вуза, акцент делается на усиление самостоятельной работы обучающихся. Все это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения научно-исследовательской деятельности.

Учебными планами по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» квалификация (степень) выпускника – магистр предусматривается написание магистерских диссертаций. Последние являются важным звеном в выработке каждым магистрантом навыков самостоятельного изучения науки и практики управления дошкольным образованием, в глубоком усвоении положений, выводов, законов, приобретений опыта накопления и получения знаний, что необходимо будущему управленцу дошкольного профиля.

Одним из видов профессиональной деятельности магистров является научно-исследовательская деятельность. В области научно-исследовательской деятельности магистрами должны решаться следующие задачи: анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач; проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий;

Реализация данных задач направлена на формирование следующих компетентностей: способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5); готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6).

Недостаточное методическое обеспечение по научно-исследовательской деятельности магистров по управлению дошкольным образованием приводит к тому, что зачастую допускаются ошибки в планировании исследований и проведении экспериментальной работы. Цель данного пособия – дать ряд практических советов по подготовке и написанию магистерских диссертаций.

Как выбрать тему магистерской диссертации? Где и как искать необходимые материалы? Какова технология подготовки и оформления работ? Как построить процедуру защиты? Каковы критерии оценки работ? Вот круг вопросов, на которые авторы предлагают ответы, рожденные многолетним опытом работы в вузе и в профессиональной педагогической деятельности.

Мы надеемся, что данное пособие, поможет магистрантам выполнять научно-исследовательские работы эффективно и плодотворно.

I. Содержание и этапы выполнения курсовой работы магистранта

Курсовая работа – это один из видов научно-исследовательской работы, которую выполняет студент за время обучения в вузе. Курсовая работа тематически связана с соответствующими учебными курсами, которые определены государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВО).

Курсовая работа выполняется самостоятельно под научным руководством со стороны преподавателя. В курсовой работе исследуется какая-либо проблема по управлению ДОО. К таким проблемам могут относиться: моделирование образовательного процесса в ДОО в соответствии ФГОС ДО; взаимодействие педагога, детей, родителей; педагогические условия развития, обучения и воспитания детей раннего и дошкольного возраста; развивающая предметно-пространственная среда ДОО, контроль и качество управления ДОО.

Содержание курсовых работ

Курсовые работы условно можно разделить на два основных вида: реферативно-описательные и проектно-практические. В реферативно-описательных курсовых работах представлен историко-логический обзор литературы по исследуемой проблеме, поэтому содержание работы разворачивается примерно следующим образом:

§1. Исторический обзор (изучение проблемы в наследии ученых прошедших лет);

§2. Общий теоретический обзор (Освещение современного состояния проблемы);

§3. Детализация проблемы (выявление и характеристика (ключевых), существенного (существенных) аспектов, изучение практического опыта).

Реферативно-описательная работа, которая обычно пишется на третьем курсе обучения, может (и должна) стать первичным этапом подготовки ВКР.

Следующим видом курсовой работы является проективная деятельность, апробируемая на практике.

В проектно-практической курсовой работе предполагается представление проекта педагогической деятельности, связанной с темой работы; проведение соответствующей диагностики, формирующего (собственно деятельностного этапа опытно-поисковой работы), и, наконец, обобщение результатов. Содержание данной курсовой работы может быть раскрыто следующим образом:

§1. Общая характеристика опытно-поисковой работы (обоснование поведения опытно-поисковой работы, выбор показателей, критериев);

§2. Апробация (описание диагностики, констатирующего и формирующего этапов опытно-поисковой работы (если таковой имеется), интерпретация полученных данных);

§3. Разработка практико-ориентированных рекомендаций по теме исследования.

II Содержание и этапы выполнения магистерской диссертации

Магистерская диссертация представляет собой самостоятельное, завершенное научное исследование, содержание которого включает обобщение теории и практики на конкретную тему с обязательной публичной защитой. Магистерская диссертация представляется в виде рукописи. При защите выпускник должен продемонстрировать соответствие своей подготовки в части теоретических знаний, профессиональных умений и навыков требованиям ФГОС ВПО

3.1. Составление индивидуального и рабочего плана

Приступить к выполнению магистерской диссертация студент должен с момента поступления в магистратуру. Магистерская диссертация выполняется в течение двух лета. Совместная работа магистранта и его научного руководителя начинается с составления индивидуального плана. Научный руководитель помогает составить план работы, а также составить календарный график работы. План начинается с разработки темы, составляется перечень дел, связанных внутренней логикой исследования. Необходимо уяснить очередность и логическую последовательность намеченных работ. План имеет динамический, подвижный характер.

Успешно выполнить магистерскую диссертацию помогает индивидуальный план подготовки, который каждый разрабатывает совместно с научным руководителем. Такой план помогает установить логическую последовательность, очередность и сроки выполнения отдельных этапов магистерской диссертации. К тому же план дисциплинирует, лимитирует время на подбор и изучение литературы, организацию и проведение наблюдений, постановку эксперимента, ознакомление с опытом педагогов, анализ и проработку полученных результатов, написание и оформление самой работы. Можно использовать схему данной Н.А.Виноградовой (см. таблицу 2) [2].

Индивидуальный план подготовки магистерской диссертации

Ф.И.О студента ___________________________________________

Тема_____________________________________________________

Форма обучения___________________________________________

Таблица 2

Содержание работы Срок выпол- нения Отметка о выполне-нии
1 этап – подготовительный
Определение методологических основ исследования: - выбор темы; - составление списка литературы по теме исследования; - определение объекта исследования; - определение предмета исследования; - выделение и анализ базовых понятий по теме исследования    
Подготовка к организации и проведению исследования: - анализ специальной методической литературы и педагогического опыта по теме исследования и написание текста; - уточнение темы;    
- формирование гипотезы, цели, задачи исследования; - выбор методов исследования и конкретной базы для проведения опытно-поисковой работы (ДОО, учреждения дополнительного образования и т.д.).      
2 этап - подготовка и проведение опытно-поисковой работы
Планирование опытно-поисковой работы: - определение экспериментальной и контрольной групп; - подбор диагностических методик и методики наблюдений за изучаемыми объектами и их фиксация; - разработка системы работы с детьми по теме исследования (планов-конспектов, воспитательных мероприятий и других форм опытно-поисковой работы); - разработка методики анализа результатов исследования (уровни, критерии, компоненты); - получение консультаций в целях уточнения диагностических методик и возможности их применения при проведении опытно-поисковой работы. Проведение опытно-поисковой работы: - проведение констатирующего этапа эксперимента; - на основе анализа констатирующего этапа проведение формирующего этапа опытно-поисковой работы, т.е системы работы с детьми (занятия, технология, индивидуальная работа, направленная на проверку гипотезы и осуществление задач опытной работы); - анализ проведения формирующего эксперимента, внесение возможных уточнений гипотезы и содержания опытно-поисковой работы, описание опытной работы с определением возможных позитивных и негативных результатов, определение психолого-педагогических условий ее эффективности и устранение негативных явлений; - проверка выполнения задач исследования и определение психолого-педагогических условий, обеспечивающих их выполнение; - заключительный контрольный эксперимент, анализ, выводы, возможные рекомендации      
3 этап – оформление магистерской диссертации
Завершение написания магистерской диссертации: - компоновка подготовленных текстов; - написание выводов; - составление заключения; - написание введения.    
Оформление списка литературы Составление приложений Составление оглавления Оформление титульного листа        
4 этап - подготовка и защита ВКР
Сдача работы руководителю для получения отзыва и рецензии Ознакомление с рецензиями Подготовка текста для публичной защиты    

Требования к структуре магистерской диссертации

Магистерская диссертация представляет собой самостоятельную и логически завершенную выпускную квалификационную работу, связанную с решением научно-исследовательских, научно-методических, педагогических, организационно-управленческой деятельности, психолого-педагогическому сопровождению дошкольного образования.

Содержание магистерской диссертации должен включать в себя:

анализ профессиональной информации, полученной в ходе лабораторного или естественного эксперимента, или в процессе реального эмпирического обследования, с использованием современной вычислительной техники и адекватно подобранных современных методов математической статистики;

проектирование психолого-педагогических исследований и разработок в основных видах профессиональной деятельности магистра данного направления подготовки, в том числе, разработка проектов коррекционно-развивающих программ, программ профилактики и психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса;

обработка, обобщение и интерпретация результатов психолого-педагогических обследований и исследований;

разработка проектов научно-методических и нормативно-методических материалов, обеспечивающих психолого-педагогическую деятельность.

Магистерская диссертация должна быть представлена в форме рукописи. Содержание диссертации должно включать в себя следующие структурные элементы: введение, 2 (3) главы, заключение, список используемой литературы, приложения.

• Введение. Обоснование проблемы исследования, ее актуальности и практической значимости, формулирование целей и задач работы, определение понятийной базы и методов исследования, базы опытно-экспериментальной работы.

• Глава 1. Теоретическая часть работы. Анализ истории вопроса и его современного состояния, обзор литературы по исследуемой проблеме, представление различных точек зрения и обоснование позиций автора исследования по проблеме. Теоретическое обоснование выдвигаемых положений диссертационного исследования, систематизаций имеющихся данных по проблеме, оригинальные идеи по проблеме.

• Глава 2. Экспериментальная и методическая часть работы. Обоснование выбора методик исследования. Описание хода и результатов проведенного эксперимента, формулирование выводов и рекомендаций. Описание методики применения основных идей диссертации в образовательной практике (Обязательно для магистерских диссертаций, выполняемых выпускниками педагогических направлений).

• Заключение. Перспективы дальнейшей разработки проблемы.

• Список использованной литературы.

• Приложения. Дополнительные материалы (материалы эксперимента, программы опытного обучения и др.)

Актуальность исследования

Противоречия

Проблема исследования

Объект исследования

Предмет исследования

Цель исследования

Задачи исследования

Методы исследования

Теоретическая значимость

Практическая значимость

Этапы исследования

База исследования

Структура исследования

Введение, как правило, заканчивается стандартной фразой: «Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения».

Заключение должно не просто «поставить точку» в конце работы, но кратко обобщить изложенный материал. Учитывая, что содержание научной работы строится в определенной логической связи, то и заключение целесообразно строить в той же логике. Поэтому в заключении, как правило, включаются следующие компоненты:

– прежде всего, подтверждение актуальности выбранной темы (но этот текст не должен повторять слово в слово актуальность введения);

– краткое описание выполненной работы: наиболее приемлемый вариант - обращение к задачам исследования (из введения) и краткое (в одном – двух абзацах) раскрытие каждой задачи;

– отражение наиболее важных практических рекомендаций, получившие обоснование в исследовании;

– несколько слов о перспективах исследования данной проблематики, где можно показать, что исследователь видит многогранность педагогического процесса. Взаимосвязь его темы с другими, не менее важными для науки и практики дошкольного образования.

Результаты излагаются как в позитивном плане (что удалось выявить, раскрыть достаточно полно, в основном, частично), так и в негативном – чего не удалось достичь в силу недоступности определенных источников, либо материалов, либо других причин, связанных с трудностями исследования, недостатком времени, отсутствием необходимой базы. Объем заключения, как правило, 2-3 страницы.

Примерная схема записи понятий

Название источника Основные тезисы, проблемы Комментарии
     

Не забывайте, записи являются лучшим способом накопления и первичной обработки материалов, одной из основных форм организации умственного труда.

Анализ понятия «среда »

Понятие Определение Источник
среда а) воздушная среда – вещество, заполняющее пространство и обладающее какими-нибудь свойствами; б) среда обитания – окружение, совокупность условий существования живых организмов; Ожегов, С.И. Словарь русского языка /под ред. Н.Ю. Шведовой / С.И. Ожегов. – 19-е изд-е, испр. – М., 1987.
  в) окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, влияющая на формирование личности, совокупность людей, связанных общностью этих условий [С.675].  
- совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека [С.31]. Маркович, Д.Ж. Социальная экология /Д.Ж. Маркович.- М.: 1991.
- ось культуры и ось смыслов освоения индивидом [С.73]. Мамардашвили, М.К. Сознание, как философская проблема / М.К. Мамардашвили //Вопросы философии. – 1990. №10. – С. 73-79
- все то, что окружает субъект и посредством чего он реализует себя как личность [С.136]. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании / Ю.С. Мануйлов. – Кустанай, 1997. – 224 с.
Необходимо знать среду, чтобы знать, как нужно на эту среду воздействовать. Но этого мало. Мы видим, что эта среда сама воспитывает [С.492]. Шацкий, Т.С. Педагогические сочинения. М., изд. Академии педагогических наук РСФСР / С.Т. Шацкий. В 4т., 1964. Т 3.  
На условия развития ребенка влияет географическая зона и особенности географического места расположения [С.52]. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-хт. Т1. / под ред. А.В. Петровского /П.П. Блонский, - М., 1974. – 254 с.
Развивающая среда - комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении [С.398]. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии /подьред. С.А. Смирнова. М., 2004. С. 398-416.
Социальная среда - культурно-психологический климат, создаваемый людьми и определяемый их взаимосвязью, взаимоотношением и взаимодействием в процессе жизнедеятельности человека [С.46]. Реймерс, Н.Ф. Экология, Теория, законы, принципы и гипотезы / Н.Ф. Реймерс. М., 1994.
Образовательная среда - система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [С.17]. Ясвин, В.А. образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М. 2001.
Полиэтническая среда - это та часть социальной реальности, которая поддерживает традиционные механизмы решения проблем взаимодействия и единства коллективного существования многих этнических общностей конкретной территории [С.110].   Вертякова, Э.Ф. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве / Э.Ф. Вертякова. – Челябинск: 2006.
- часть образовательной среды какого-либо учреждения, представляющей собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей конкретного региона [С.110]. Теоретико-методологические аспекты регулирования этнокультурных отношений в образовательном пространстве [Текст] / Э.Ф. Вертякова. – Челябинск: ЧГПУ, 2006. – 143 с.  

Среда, в которой живет человек, имеет исторические корни и в этом смысле является частью культуры общества, в которой закреплены национальные, региональные традиции, особенности, обусловленные природой, климатом. Для будущих воспитателей в поликультурной региональной системе образования эта проблема напрямую связана с полиэтнической образовательной средой. Для ее понимания в первую очередь необходимо рассмотреть определение разных исследователей понятия «поликультурная образовательная среда».

Среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. В русском толковом словаре понятие «среда» представлена в трех аспектах: а) воздушная среда – вещество, заполняющее пространство и обладающее какими-нибудь свойствами; б) среда обитания – окружение, совокупность условий существования живых организмов; в) окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, влияющая на формирование личности, совокупность людей, связанных общностью этих условий. В данной работе остановимся на последнем аспекте толкования этого понятия.

Признавая сложный, многокомпонентный характер среды, Д.Ж. Маркович определяет среду как совокупность естественных и искусственных условий, в которых осуществляется жизнедеятельность человека.

Создавая философию свободной личности, М.К. Мамардашвили рассматривал среду как ось культуры и ось смыслов освоения индивидумом. Двигаясь вдоль первой оси, человек осваивает знания и умения, а движение по другой представляет собой их осмысление, дающее возможность человеку проникнуть в связь культуры с его собственным существованием.

Важнейшим фактором формирования личности ребенка П.П.Болонский считал географическую зону и особенности географического места расположения. На воспитательное значение среды, в которой живут дети, указывал С.Т. Шацкий: «Необходимо знать среду, чтобы знать, как нужно на эту среду взаимодействовать. Но этого мало. Мы видим, что эта среда сама воспитывает ребенка».

Н.Ф. Реймерс характеризует социальную среду как культурно-психологический климат, создаваемый людьми и определяемый их взаимосвязью, взаимоотношением и взаимодействием в процессе жизнедеятельности человека.

Ю.С.Мануйлов, разработчик средового подхода, определяет в качестве среды все то, что окружает субъект и посредством чего он реализует себя как личность». Среда может обогащать или обеднять, побуждать, развивать познавательную, творческую мотивацию или подавлять ее. Среда образовательном учреждении формируется педагогическим и детским коллективом. Если в этой среде господствуют ценности, идеи развития личности, индивидуальности и создают условия для их реализации, то такую среду называют развивающей.

Р.Б. Стеркина понимает под развивающей средой «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении».

Образовательная среда привлекала внимание многих известных ученых. Так, например, В.А. Ясвин под образовательной средой понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении».

В многонациональной России характерной чертой образовательной среды является полиэтничность. Полиэтническая среда - эта та часть социальной реальности, которая поддерживает традиционные механизмы решения проблем взаимодействия и единства коллективного существования многих этнических общностей конкретной территории».

Таким образом, мы, как и В.Н. Гуров, под полиэтнической средой понимаем ту часть образовательной среды какого-либо учреждения, представляющей собой совокупность условий, влияющих на формирование личности, готовой к эффективному межэтническому взаимодействию, сохраняющей свою этническую идентичность и стремящейся к пониманию других этнокультур, уважающей иноэтнические общности, умеющей жить в мире и согласии с представителями разных национальностей конкретного региона.

VI.Требования к оформлению магистерской диссертации

Существуют несколько общих положений, требований к оформлению научных работ.

1. Объем.Требования к объему исследовательской работы 80-90 с

2. Страницы текста нумеруются, начиная с третьего листа (1 – титульный; 2 - содержание; 3 – введение). Таким образом, первые два листа учитываются, но нумерация в них не проставляется.

3. Оформление текста. Текст представляется в печатном варианте. Шрифт – Times New Roman, размер – 14; межстрочный интервал – полуторный. Ширина полей: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 1,5 см, левое – 3 см.

4. Главынумеруются римскими, а параграфы и пункты– арабскими цифрами. (Например, глава II; 2.1.)

5. Заголовкисоставляют важную часть работы. Прежде они представлены в содержании (оглавлении) работы и могут свидетельствовать о логике, последовательности, умении выделять главное.

- Заголовки в тексте печатаются заглавными (прописными) буквами и располагаются в середине строки. Точки не ставятся.

- Использование переносов в заголовках крайне не желательно.

- Допустимо выделение заголовков глав и параграфов полужирным шрифтом.

- Если параграфы идут последовательно, один за другим, то заглавия отделяются от текста двумя-тремя интервалами сверху-вниз.

- Стоит обращать внимание и на семантическое членение и соответствующее расположение заголовка на листе.

6. Цитирование. К основным правилам цитирования относятся следующие:

- приведенная цитата должна соответствовать своему источнику;

- цитата отделяется от основного текста кавычками;

- нельзя вырывать из контекста случайные фразы, не относящиеся к сути изучаемого вопроса;

- недопустимы ссылки на хрестоматии, так как цель научной работы заключается в анализе и интерпретации первоисточников;

- нельзя искажать смысл цитаты произвольными сокращениями.

Существуют различные способы указания источников цитат (ссылок):

- Подстрочные замечания (¹).

- Внутритекстовые с указанием источника непосредственно в тексте за цитатой (М.Г.Сорокова. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. Актуальные проблемы и пути развития– М.: МПГУ, 2008. С. 182).

- Затекстовые, связанные с отсылкой к списку литературы, который помещен в конце работы или главы [4, с. 34].

При использовании затекстовых ссылок указывается номер источника по списку использованной литературы в квадратных скобках. Например. П.Ф.Лесгафт создал научно обоснованную систему физического воспитания, где игру он рассматривал как одно из действенных средств физического образования и воспитания. Он считал, что спортивные игры имеют большое образовательное и воспитательное значение, и представляют собой более сложное действие [30].

При ссылке на ряд работ источники перечисляются через запятую. Например. Ряд ученых отмечают важность обучения детей спортивным играм в условиях ДОУ [4, 16, 37, 46].

Если делается ссылка на фрагмент в форме прямого цитирования, то указывается номер источника и через запятую страница. Например. А.С.Макаренко связывал игру и работу: «хорошая игра похожа на хорошую работу, плохая игра похожа на плохую работу» [33, c.183].

При отсутствии ссылок работа не должна допускаться к защите научным руководителем, а отсутствие ссылок в тех случаях, когда они должны быть, ведет к снижению оценки работы.

В курсовой, магистерской диссертации можно использовать только один из видов ссылок: или подстрочную, или внутритекстовую или затекстовую. В самом тексте работы ссылка на фамилию начинается всегда с инициалов: А.А. Вахрушева,С.А. Козлова. При оформлении списка литературы сначала идет фамилия, затем – инициалы.

7 Оформление таблиц и графиков. Обозначение Таблица 7 ставится без кавычек в правом углу. Строкой ниже обязательно прописывается название таблицы (см. образец и оформление таблиц в данном методическом пособии).

Таблица 7

Подготовка защитного слова

В течение 7 минут выпускник должен изложить основные теоретические и практические положения работы.

· Вступительная часть доклада (1 мин) раскрываются актуальность избранной темы, объект, предмет, цель, гипотеза исследования и его практическая значимость.

Бывает, что студент составляет объемное защитное слово. В итоге не укладывается во времени. Он начинает ускорять темп речи, что негативно сказывается на восприятии информации. Чрезмерная эмоциональность или напротив монотонность, без акцентов на значительных сторонах доклада также негативно сказывается на восприятии доклада. Максимально старайтесь избегать в своей речи употребление слов-паразитов: «как бы», «значит», «так сказать», «ну» и т.п.

· Основная часть доклада (5 минут) должна содержать определения ключевых понятий и основные теоретические идеи, а также описание системы методов, форм, средств совершенствования педагогического процесса ДОУ.

Характеристика теоретической и практической частей исследования должны быть представлены соразмерно. Разъяснение теоретических основ проблемы не должно занимать большую часть, так как именно ее содержание позволяет судить о творческих, исследовательских способностях выпускника.

· Заключительная часть доклада (1 минута) должно отражать основные выводы научного исследования, рекомендации по использованию полученных результатов на практике. Во время выступления представляются таблицы, графики, слайды, видеоматериалы, иллюстрирующие результаты работы.

При анализе результатов исследования большое внимание выпускники уделяют сравнению количественных показателей (процентному соотношению детей на высоком, среднем и низком уровнях в начале и конце опытно-поисковой работы), а следует дать характеристику динамике знаний, умений, способностей, компетентности, личностных качеств и т.п. – т.е. дать качественный анализ. Иногда выпускники, старясь сделать доклад более наглядным, вывешивают таблицы, графики, схемы, но забывают обращаться к ним при защите.

ГАК на закрытом заседании обсуждает результаты защиты и большинством голосов выносит решение об оценке работы.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу разрешить выполнить магистерскую диссертацию на тему_____________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

(рабочее полное название темы)

Научный руководитель:____________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, ученая степень ученое звание)

Научный руководитель _________________________________ «Согласен»

(подпись)

Дата:______________________

Подпись студента ________________ _____________

(подпись)

Дата ________________

Решение кафедры:

_______________________ (утвердить, отклонить, доработать)

Зав. кафедрой __________

(подпись)

Дата: _________________

Протокол №_______

Приложение 2

Образец оформления и структуры

автореферата магистерской диссертации

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВО

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.АКМУЛЛЫ»

На правах рукописи

Фамилия Имя Отчество

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

Заведующего кафедрой ____________________________________________

_______________________________________________________________

фамилия, имя, отчество зав.кафедрой

Магистерская диссертация

________________________________________________________________

________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

выполненная на тему _____________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________.

в объеме _______________________ стр., с приложением ________ стр.

соответствует установленным требованиям и допускается кафедрой к защите.

Заведующий кафедрой _________________

«_____» ________________ _____г

Приложение 4

Р Е Ц Е Н З И Я

на магистерскую диссертацию магистранта Института педагогики

________________________________________________________________

________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогический университет им.М.Акмуллы»,

выполненную на тему: ____________________________________________

________________________________________________________________

1.Актуальность, исследования ______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Научная новизна ________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Оценка содержания работы ______________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4. Отличительные, положительные стороны работы ___________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Практическое значение и рекомендации по внедрению_______________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Недостатки и замечания по работе ________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Рекомендуемая оценка __________________________________________

Рецензент __________ __________________________ ( подпись) ( фамилия, имя, отчество

_____________________________________________________________

(ученая степень, звание, должность, место работы)

«____»_________2015г.

Приложение 5

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

Институт педагогики

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Индивидуальный лист консультаций магистранта ____курса, ФИО___________________________________

Тема выпускной магистерской диссертации _________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

Научный руководитель (-ли):______________________________________________________________________________

дата содержание консультации исследовательские задания выполнение подпись студента подпись руководителя

Наши рекомендации