Применение структурно-логических схем в курсе «Прикладная психология»
Методике преподавания психологии – одной из наук о человеке, помогающей личности познавать и понять себя, активно взаимодействовать с окружающим миром, уделяется серьезное внимание психологами и педагогами: Г.В. Акоповым /4/, В.И. Гинецинским /19/, В.Я. Ляудис /62/ и др. Так, В.И. Гинецинский подчеркивая, что ведущими принципами методики преподавания психологии является принцип единства исторического и логического, единства содержания общественного и индивидуального сознания, анализирует влияние учебников по психологии, написанных разными авторами (от Аристотеля до С.Л. Рубинштейна), на развитие психологического образования.
По мнению В.Я. Ляудис цель обучения психологии – теоретическое и практическое овладение знаниями и методами построения общения и взаимодействия с людьми в разных условиях их жизнедеятельности /62, с.9/. Она – сторонник активных методов обучения психологии, которые вводят студентов в сферу смыслополагающей деятельности психолога, приобщают к многообразию видов познания и форм преобразования действительности человеческих отношений и психики. Причем такие методические приемы как письменное высказывание, диалог, коллективные решения проблемных ситуаций, групповые дискуссии способствуют усвоению знаний, развитию «актуализации, воспроизведению, экстериоризации не только усваиваемого содержания предметной деятельности, но и содержания внутреннего мира личности, уже имеющихся планов действий и представлений» (62, с. 6).
Принимая во внимание рекомендации Г.В. Акопова, В.И. Гинецинского, В.Я. Ляудис по методике преподавания психологии педагогам и психологам, отметим особенности разработанной нами методики обучения психологии учащимися старших классах школы и студентами технического вуза.
Основой методики преподавания курса «Прикладная психология» являются разработанные нами структурно-логические схемы (21) по различным разделам этого курса, что позволяет школьникам, студентам увидеть логические связи между темами и логику курса в целом. Проведение лекций в форме диалога и занятий комбинированного типа (лекция, самостоятельная работа, дискуссия и т.п.) способствуют более быстрому освоению теоретических разделов курса и позволяет сразу же применять теоретические знания по практике. Например, получив представление о типологиях темперамента или особенностях характера сразу же определить тип темперамента или черты характера у школьников, студентов группы, используя соответствующие тесты. Познакомившись с особенностями и характеристиками психических познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), представленных на соответствующих СЛС, можно определить степень развития этих процессов у обучающихся и в зависимости от результатов предложить обучающимся решить задачи, способствующие развитию тех или иных процессов и их
характеристик.
Кроме того, структурно-логические схемы способствуют повышению эффективности проведения различных форм семинарских занятий по психологии, к которым относятся следующие.
1. Семинар по типу «малых групп», когда группа разбивается на малые группы по 4–5 человек, которые попеременно выступают в роли докладчиков, оппонентов и жюри при обсуждении различных вопросов по теме семинарского занятия, а организует работу лидер каждой группы.
2. Семинар–интервью, оказывающий большое влияние на развитие у студентов способностей формулировать вопросы, делать заключения и рекомендации по результатам проведенного интервьюирования.
3. Семинар–пресс-конференция помогает студенту быстрее находить интересующую его информацию, опробовать себя в разных ролях.
4. Семинар–творческие задания – направлен на развитие творческого мышления, воображения, фантазии, находчивости за счет выполнения студентами (устно, письменно, совместно с другими) необычных
заданий, качество которых оценивается жюри.
5. Семинар–ответы на вопросы, когда каждый студент группы задает вопросы студенту-докладчику, ответы которого оцениваются по соответствующим критериям.
В целом, структурно-логические схемы к курсу «Прикладная психология помогут студентам при меньших затратах времени более глубоко проработать и разобраться с основными закономерностями и положениями психологии: коллектива, общения, личности, познания, узнать свои индивидуальные особенности, профессиональные склонности
Полученные знания помогут каждому учащемуся, студенту правильно организовать свою умственную деятельность, лучше адаптироваться в изменяющейся среде. Они являются основой самовоспитания и саморазвития личности-индивидуальности обучающегося, основой формирования его психологической готовности к деятельности в последующей образовательной системе или производственной сфере.