Структурно-логических схем (СЛС)

Структурно-логические схемы кратко и наглядно отражают содержание основных разделов и тем учебной дисциплины, логику курса в целом и

методику его изложения. На каждой из таких схем изучаемый материал представлен в конкретной и структурированной форме, отражая содержание отдельных вопросов темы или раздела, в виде графиков, чертежей, схем, формул, уравнений. Каждая схема имеет опорный сигнал – символ, точнее обобщенный образ восприятия, который, с одной стороны, объединяет вопросы, представленные на СЛС, а с другой – помогает учащемуся увидеть

особенности отдельных вопросов, тем или разделов изучаемого курса.

Проведенный анализ показывает, что применение СЛС при работе со студентами позволяет преподавателю:

· реализовать принцип крупноблочного представления теоретических знаний, сократить время на изложение теоретического материала;

· установить более тесные контакты с аудиторией и активизировать работу студентов, контролировать качество изучаемого материала.

Использование СЛС учащимися при изучении теоретических разделов курса, решении задач, выполнении заданий обеспечивает:

· систематизацию знаний, возможность видеть логические связи между вопросами, темами и разделами изучаемой дисциплины;

· развитие мышления, в том числе творческого, активизацию познавательной деятельности в целом;

· сокращение времени на изучение теоретической части курса, а следовательно, возможность индивидуальной самостоятельной работы учащегося по более углубленной проработке отдельных тем изучаемой дисциплины.

Проведенные исследования показали, что применение СЛС в учебном процессе способствует активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов, значительно повышает ее эффективность. Так, например, чтение лекций с применением СЛС в виде слайдов позволяет преподавателю, объясняя материал вести диалог со студентами, вовлекая их в дискуссию, побуждая к рассуждениям, совместному доказательству и выводам. Преподаватель может пояснить или доказать наиболее сложные вопросы, а более простые выводы поручить учащимся сделать самостоятельно.

Обобщение и структуризация изучаемого материала, представленного на СЛС, способствует активизации психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, что, в свою очередь, активизирует познавательную деятельность учащихся, студентов в целом (см. далее в 4.4.1).

Нами экспериментально установлено, что применение СЛС обеспечивает эффективность мыслительных операций дифференциации, нахождения сходства, сравнения. Это согласуется с исследованиями Н.Ф. Тищенко (127), который эмпирически доказал, что при применении СЛС

· сокращается время обученияпри одном и том жекачестве знаний;

· увеличивается количество изучаемой информациипри одном и том жеуровне знанийи тех жевременных затратах;

· повышается качество знанийпри одном и том же времени обучения;

· сильными студентами обязательный программный материал

осваивается в три раза быстрее, а остальное время используется для решение исследовательских, творческих задач.

Наши наблюдения показали, как по-разному студенты воспринимают и занимаются с информацией, представленной на СЛС. После определения индивидуально-психологических особенностей студентов, их темперамента было выяснено, что для интровертов (по темпераменту это – флегматики и меланхолики) СЛС является хорошим стимулирующим материалом. Схемы способствуют активизации их познавательной деятельности и вдумчивому изучению тех или иных вопросов, тем или разделов курса. Эмоционально-неустойчивые экстраверты (холерики) часто задают вопросы по последующей теме, рассматривая предыдущую. Несколько преувеличивают свои возможности в понимании того, что изображено на СЛС без дальнейшей самостоятельной проработки этого материала эмоционально устойчивые экстраверты (сангвиники). Анализ влияния других индивидуально-психологических особенностей студентов на восприятие и переработку информации, представленной на СЛС, представлен в 4.4.2.

Таким образом, структурно-логические схемы (СЛС), обеспечивая формирование системного знания, активизацию психических познавательных процессов и познавательной деятельности в целом, требуют такой организации учебного процесса, при которой наиболее полно реализовывались бы потенциальные возможности студентов. Это возможно при индивидуализации обучения, когда учитываются индивидуально-психологические особенности студентов, их склонности к определенной профессиональной инженерно-технической или инженерно-гуманитарной деятельности, а также учитываются психологические особенности учебной информации по той или иной теме курса, численный состав аудитории и ее общая активность.

Отмеченное вносит разнообразие в методику преподавания дисциплины на лекциях и других занятиях с применением СЛС. Это требует высокой психолого-педагогической квалификации преподавателей, знание ими индивидуально-психологических особенностей студентов, способностей разрабатывать задания – задачи, которые содействовали бы развитию соответствующих интеллектуальных, предметных и профессиональных способностей обучающихся (см. в 4.4.2 и 4.4.4).

Наши рекомендации