Технология проектирования учебной информации

Цель конструирования учебной информации во многом аналогична цели конструирования учебного предмета: формирование системы знаний, развитие психических познавательных процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи; развитие интеллектуальных способностей, в том числе антиципации – предвидения, предвосхищения событий и интеллекта в целом.

Полагая, что развитие мышления, прогнозирования, антиципации и других интеллектуальных способностей является важнейшей задачей обучения в любой образовательной системе, особенно в вузе, отметим те особенности этих процессов и свойств, которые следует учитывать (с целью их развития) при конструировании учебной информации.

Возникновение проблемной ситуации является начальным моментом мыслительного процесса. «Мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-то понять», – отмечает С.Л. Рубинштейн /100/.

Мышление как процесс представляет перевод информации с языка образов (симультанно-пространственных гештальтов) на язык знаков (символически-операторский язык ) представленный одномерными сукцессивными структурами речевых сигналов /Л.М. Веккер, 12, с. 136/.

Известны виды мышления: теоретическое (понятийное и образное), практическое, подразделяемое на наглядно-образное и наглядно-действенное. При этом теоретическое понятийное мышление позволяет решать задачи мысленно, опираясь на имеющиеся знания, выраженные в понятиях, суждениях, заключениях. Теоретическое образное мышление использует при решении задач представления и образы, которые или непосредственно формируются при восприятии действительности, или извлекаются из памяти. Оба вида теоретического мышления дополняют друг друга и способствуют более глубокому и разностороннему восприятию человеком действительности /Р.С. Немов, 74, с. 160/.

Практическое мышление направлено в основном на решение конкретных, практических задач, когда необходимо принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно с ними не взаимодействуя, наглядно-образное мышление (хорошо развито у руководителей и у людей операторских профессий). Наглядно-действенное мышление развивается при непосредственном взаимодействии человека с реальными предметами, в результате чего появляется какой-либо конкретный материальный продукт /74, с. 161/.

С нашей точки зрения, профессиональное мышление инженера любой специальности должно определяться двумя составляющими: теоретическим и практическим мышлением, причем при высоко развитом понятийном – логическом, образном и практическом мышлении, наиболее соответствующем

профессиональной направленности инженера.

Из сказанного выше следует, что для развития мышления в процессе обучения, формирования профессионального мышления при конструировании

учебной информации необходимо:

1) представлять учебную информацию, как в сукцессивной форме – в виде цепочки знаков, так и наглядно-образной (симультанной – одномоментной) – крупноблочной; помня при этом, что большинство студентов лучше воспринимают информацию зрительно, а другие – и зрительно и на слух;

2) представлять учебную информацию по различным разделам и темам учебного предмета, следуя логике преподаваемой дисциплины в целом, при этом желательно следовать, в большей степени, дедуктивному (от общего к частному) и, в меньшей степени, индуктивному (от частного к общему) принципу передачи информации обучающимся;

3) включать задачи, решение которых требует перевода информации с одного языка на другой, а именно: образ–образ (О–О), знак–знак (З–З), образ–знак (О–З), знак–образ (З–О);

4) сначала представлять наиболее общие понятия и закономерности, установленные с привлечением материала предыдущих дисциплин на основе междисциплинарных связей, а затем на этой понятийной базе разрабатывать конкретные, практические приложения полученных закономерностей;

5) с целью формирования профессионального мышления специалиста желательно проектировать учебные задания – задачи, при решении которых используются теоретические положения изучаемой дисциплины (общенаучной, общетехнической или специальной);

6) выделить информацию проблемного характера для проведения проблемных лекций, практических занятий, семинаров, дискуссий;

7) сконструировать учебную информацию таким образом, чтобы было удобно проводить лекции – диалоги.

Выясним теперь, как следует конструировать учебную информацию, чтобы при ее освоении у студентов развивалась способность к антиципации – предвидению, которая наиболее связана с мышлением и памятью.

Определяя антиципацию как психический процесс, обеспечивающий возможность принимать решения с некоторым временно-пространственным упреждением событий, с «забеганием вперед», Б.Ф. Ломов совместно с Е.Н. Сурковым экспериментально установили пять уровней антиципации: подсознательный, сенсорный, перцептивный, представленческий и рече-мыслительный (наиболее развитый). Они выяснили, что развитию антиципации способствуют обобщения и абстракции, логические приемы и счетные операции /61, с. 95/. На высоком уровне развития антиципации ее процессы могут «разворачиваться» в направлении как от настоящего к будущему, так и от будущего к настоящему (прошлому); от начального момента деятельности к конечному и наоборот.

На наш взгляд, особенности конструирования информации, способствующие

развитию всех форм мышления, могут обеспечить и развитие антиципации. К

ним следует добавить еще необходимость обобщения информации при ее предъявлении студентам в процессе обучения. Видимо, поэтому исследования ряда авторов свидетельствуют о необходимости обобщения учебной информации, ее абстрагирования и структуризации. Понимание структуры материала, обладание этой структурой, а не просто усвоение фактов, установление ближайших логических связей должно занимать центральное место в обучении /Дж. Брунер, 10/.

Абстрагированию и структуризации учебной информации с раскрытием связей между элементами знания, по нашему мнению, способствует ее крупноблочное представление, целесообразность которого определяется тем, что соответствует

· особенностям целостного (одномоментного – симультанного) восприятия информации у представителей «художественного» или «смешанного» типов (соответственно – доминирование правополушарных и первосигнальных функций, или право-левой асимметрии полушарий головного мозга), т.е. личностями с преобладанием синтетического стиля мышления;

· лучшему запечатлению информации обладателями сильной и инертной нервной системы;

· обработке по смысловому принципу обладателями подвижной и инактивированной нервной системы, т.е. личностями с преобладанием аналитического стиля мышления;

· синтетикам помогает анализировать детали, элементы блока учебной информации, а аналитикам – увидеть целое по его элементам,

Крупноблочное представление информации по какому либо вопросу, теме учебной дисциплины можно рассматривать, с нашей точки зрения, как своеобразную модель изучаемого объекта. Это дает возможность выделить исследуемые связи (отношения), сконцентрировать на них внимание, показать общность отношений для разных разделов учебного материала, разных учебных предметов /А.М. Сохор, 1977/.

Метод обучения на моделях способствует систематизации знаний, т.к. сама модель предполагает абстрагирование от частного и выделение общего, существенного, в разном (Ю.С. Савченко, 1988).

Особого внимания заслуживает мнение Н.Ф. Тищенко о том, что проблема формирования целостного знания связана с более общей проблемой конструирования информации. «Информация же как множество сигналов комплементарна интеллекту как воспринимающему ее систему. Информация сконструирована наилучшим образом, если лучшим образом под ее воздействием функционирует воспринимающий ее интеллект» /127/.

В соответствии с нашей концепцией интеллект является одной из значимых составляющих качества обучения, качества подготовки специалистов, а его развитие в образовательных системах следует осуществлять, ориентируясь на структуру интеллекта, разработанную М.А.Холодной /138/. Ею выделено в этой структуре четыре компонента: интеллектуальные способности, интеллектуальный контроль, интеллектуальные критерии и когнитивный опыт. О развитии этих составляющих интеллекта кратко было сказано в 1.3.1. Здесь же остановимся на конструировании учебной информации, обеспечивающем развитие интеллектуальных способностей студентов. Для этого учебная информация

должна представляться крупными блоками и конструироваться таким

образом, чтобы способствовать

· улучшению характеристик и развитию у обучающихся психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, т.е. развитию уровневой составляющей конвергентных способностей;

· возможности установления учащимися, студентами связей и отношений между понятиями, представлениями, между различными темами и разделами изучаемой дисциплины и, следовательно, развитию комбинаторной компоненты конвергентных способностей;

· осуществлению учащимися различных мыслительных операций и приемов интеллектуальной деятельности, т.е. развитию процессуальной составляющей конвергентных способностей;

· развитию у студентов способностей к структурированию, кодированию информации, что способствует развитию высшего уровня интеллектуальных способностей – психических понятийных структур;

· развитию креативности – творческих способностей учащихся, чему, в большей степени, способствуют проблемные методы обучения (в школе, вузе), проведение лекций проблемных и в форме диалога.

Сопоставляя требования к конструированию учебной информации для развития всех форм мышления, антиципации, интеллектуальных способностей личности, видим, что эти требования примерно одинаковы и аналогичны. Это вполне закономерно, ибо мышление и антиципация неотъемлемые составляющие интеллектуальных способностей.

С нашей точки зрения, наиболее удовлетворяет требованиям к конструированию информации, обеспечивающим развитие мышления, антиципации и других интеллектуальных способностей личности, крупноблочное представление этой информации в виде структурно- логических схем (СЛС).

Теперь нам предстоит доказать, что конструирование учебной информации в виде структурно-логических схем удовлетворяет требованиям к конструированию информации, при выполнении которых в процессе обучения наиболее интенсивно развивается мышление и в целом интеллект студентов, но сначала поясним особенности этих схем, представленных в приложениях 2,3,7.

Наши рекомендации