Технический интеллект, его структура и особенности
Исследованиями структуры технического интеллекта занимались: В.П.Захаров, М.Г.Давлетшин, Т.В.Кудрявцев, Н.Д.Левитов, П.М.Якобсон, по его мнению, для технического интеллекта характерна практическая, а не теоретическая направленность, достаточно развитое пространственное воображение, способности к комбинированию, а иногда и способности умело
действовать руками (мануальная ловкость)
Структура технического интеллекта, предложенная В.П. Захаровым, включает:технические знания, математические умения применительно к цифровому и образному материалу; умения и навыки чтения, построения и преобразования чертежей; навыки сенсомоторного манипулирования с техническими устройствами; невербальный интеллект.
М.Г. Давлетшин установил, что инженеру для решения профессиональных задач необходимы такие качества, как наблюдательность, развитие глазомера, пространственное воображение, развитое техническое мышление, рациональный подход к решению задачи, умелость руки.
По мнению Т.В. Кудрявцева, технический интеллект – сплав мысли и действия в их взаимосвязях и взаимопереходах /157/.Для технического мышления характерна понятийно-образно-практическая структура и оперативность его как процесса, проявляющаяся в умении эффективно применять знания в различных условиях при ограничении времени для принятия решений. Кроме того, техническое мышление – это мышление пространственное, а специфика технического мышления заключается в его содержательно-психологической структуре.
Предложенная Н.Д. Левитовым структура технического интеллекта включает: расчет материала во времени и пространстве (глазомер, способность оценить и определить время, быстрая ориентировка в материале, восприятие движения); пространственное воображение (память на формы и расстояния, живость и точность пространственных представлений, конструкторская фантазия); математический расчет (анализ и синтез технических приспособлений).
Таким образом, несмотря на некоторые различия в структуре технического интеллекта, предлагаемой разными авторами, все они единодушны в том, что одной из важных составляющих технического интеллекта является пространственное воображение, а другой – взаимосвязь понятийно-логического и практического мышления, его оперативность. Последняя проявляется в умении эффективно применять знания в различных условиях при ограничении времени для принятия решений.
Э.С. Чугунова справедливо отмечает, что под техническими способностями подразумеваются такие индивидуально-психологические свойства личности, которые определяют профессиональную пригодность к технической деятельности, а также влияют на эффективность деятельности в конкретных условиях /142/.
Разделяя мнения авторов о структуре технического интеллекта и технических способностях, отметим, что для развития технического интеллекта в процессе обучения студентов в вузе необходимо средствами любой дисциплины способствовать развитию их логического, образного, пространственного мышления и воображения; формировать систему знаний, в том числе профессиональных; развивать практическое мышление за счет решения задач различной сложности, проблем, выполнения заданий, соответствующих профессиональным склонностям студентов (при обучении любым дисциплинам), выполнения ими реальных курсовых и дипломных проектов, развивающих способности к принятию решений в различных ситуациях, способностей к антиципации (предвидению), прогнозированию, программированию и т.д. Все это будет обеспечивать и повышение качества подготовки специалистов в техническом вузе.
1.1.3. Критерии качества подготовки специалистов в техническом вузе
Подготовка специалистов в вузе должна осуществляться, что очевидно, в ориентации на критерии, оценивающие качество подготовки. При подготовке инженеров с различной профессиональной направленностью такими критериями могут быть нормативные показатели психологических требований к личности инженера, полученные по результатам исследований Э.С. Чугуновой с коллегами. Эти показатели представлены в работе /142, с. 170–177/ и включают психологические требования к личности инженера: высокого должностного статуса; направленность на творческую деятельность; направленность на инженерно-организаторскую и внедренческую деятельность; направленность на исполнительскую деятельность. В каждом из четырех требований отражены интеллектуальные, личностные, социально-психологические особенности и критерии ГОЛ, характеризующие качества инженера того или иного должностного статуса. Причем общим требованием к инженеру любого должностного статуса является высокий уровень развития общих и специально-технических способностей, оперативность мышления, высокая профессиональная продуктивность и т.д. В качестве примера приведем
«Психологические требования к личности инженера