Понятие и сущность социальных прогностических разработок. Место и функции прогнозов в современной концепции развития общества.
Слово «прогнозирование» происходит от греческого слова, означающего предвидение или предсказание. Однако, социальное прогнозирование — не один из видов предвидения, а следующий этап, который связан с управлением процессом.
В самом общем смысле прогнозирование означает разработку прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.
В узком значении прогнозирование означает специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления.
Прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действии.
Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное утверждение о будущем с относительно высокой степенью достоверности. Его отличие от предвидения заключается в том, что последнее трактуется как невероятностное утверждение о будущем, основанное на абсолютной достоверности, или (другой подход) представляет собой логически сконструированную модель возможного будущего с пока не определенным уровнем достоверности. Легко выяснить, что в качестве основания для разграничения терминов используется степень достоверности высказываний о будущем. Вместе с этим очевидным является то, что прогнозирование исходит из многозначности развития.
Прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с определенными количественными оценками. В соответствии с этим автор относит ожидаемое количество преступлений в следующем календарном году к разряду прогнозов, а досрочное освобождение заключенного при известных условиях — к категории предсказаний.
Можно сделать вывод, что предсказание – это качественные оценки будущего, а прогноз - количественные оценки будущего.
Социальное прогнозирование — определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию. Социальное прогнозирование — это работа с альтернативами, глубокий анализ степени вероятности и многовариантность возможных решений.
Вместе с этим необходимо отметить отличительные, специфические особенности социального прогнозирования. Их можно выделить следующим образом.
Во-первых, формулировка цели здесь носит сравнительно общий и абстрактный характер: она допускает большую степень вероятности. Цель прогнозирования — на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения возможных тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить вероятностные количественные и качественные параметры ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется система.
Во-вторых, социальное прогнозирование не обладает директивным характером.
В заключение можно сказать, что качественное отличие вариантного прогноза от конкретного плана состоит в том, что прогноз дает информацию для обоснования решения и выбора методов планирования. Он указывает на возможность того или иного пути развития в будущем, а в плане выражено решение о том, какую из возможностей общество реализует.
Существует заметная разница между прогнозированием в рамках естественных и технических наук, с одной стороны, и в рамках общественных наук, с другой. Прогноз погоды, например, может быть установлен с высокой степенью вероятности. Но при этом его нельзя отменить управленческим решением. В небольших пределах человек может сознательно изменить состояние погоды (так, возможна расчистка неба от туч в связи с проведением крупного общественного праздника или стимулирование схода снежных лавин в горах), но это очень редкие случаи противодействия прогнозу. В основном человеку приходится приспосабливать свои действия к погоде (брать зонтик, если ожидается дождь; надевать вещи потеплее, если обещано похолодание, и т. д.).
Специфика же социального прогноза состоит в том, что предвидение социальных явлений и процессов и управление ими тесно связаны. Спрогнозировав нежелательный социальный процесс, мы можем его остановить или так видоизменить, что он не проявит своих отрицательных качеств. Спрогнозировав позитивный процесс, мы можем активно содействовать его развитию, способствовать его расширению по территории действия, охвату людей, длительности проявления и т. д.
Социальное нововведение обладает спецификой в ряду других нововведений: если в научно-технической, экономической сферах смысл нововведения — достижение большей эффективности, то в социальной сфере установление эффективности проблематично. Чем это определяется?
1. В социальной сфере улучшение положения одних людей может создавать напряженность (иногда — только психологическую) у других. Социальное нововведение оценивается через призму ценностно-нормативной системы.
2. Успешное решение одних социальных проблем может порождать другие проблемы или оказаться успехом не в том смысле, в котором понималась задача.
3.Социальное прогнозирование. Сущность, основные понятия.
Термин «прогнозирование» применительно к социальным процессам понимается в своем традиционном виде:формулирование на основе информации о современном состоянии (уровне) социальных процессов и истории их развития обоснованных предположений об их дальнейшем развитии.При этом в зависимости от конкретных целей исследования, наличной информации и степени ее формализуемости могут формулироваться как качественные, так и количественные прогнозы. Соответственно могут использоваться и различные методы прогнозирования, сводимые в три основных класса: экстраполяция, моделирование и экспертные методы.
Значительно сложнее дело обстоит с понятием «социальное». Понятно, что прогнозировать необходимо социальные явления. Вопрос лишь в том, что к ним относить. Краткий словарь иностранных слов дает такое определение прилагательному «социальный» (от лат. socialis): «общественный, связанный с обществом, с общественными отношениями». Таким образом, «социальное прогнозирование» следует понимать как прогнозирование всего общественного, всего связанного с обществом, с общественными отношениями или, по меньшей мере, какой-то части этого широчайшего круга явлений.
В самом деле, что же связано с обществом? Природа и та связана. Вместе с тем очевидно, что прогнозировать все, связанное с обществом и общественными отношениями, в рамках одной учебной дисциплины или даже науки в наше время уже практически невозможно. Поэтому представляется целесообразным сосредоточить основное внимание на прогнозировании тех аспектов, связанных с обществом и общественными отношениями, которые, во-первых, наиболее тесно связаны с ними и, во-вторых, не прогнозируются в рамках иных социальных, экономических и прочих дисциплин, а также на рассмотрении, изучении и формулировании общих и специфических подходов и закономерностей в прогнозировании общественных отношений.
Представляется целесообразным в качестве основного подхода к социальному прогнозированию сформулировать цели прогнозирования:
1. изменение самого общества;
2. изменение общественных отношений;
3. изменение всех социальных отношений, связанных (вызываемых) с изменением двух первых базовых моментов.
Практическое назначение прогнозирования — подготовка заблаговременных обоснованных предложений, проектов, программ, рекомендаций и оценок о том:
- в каком направлении желательно развитие объектов в исследуемой области (социальная защита, культура, здравоохранение, образование, молодежные проблемы, духовно-нравственные процессы и др.);
· как действительно может протекать развитие;
· с помощью каких механизмов можно преодолеть негативные потенции.
В обобщенном плане можно говорить о двух типах задач: об определении и мотивировании цели развития и об определении средств, способов, путей достижения целей.
Полный цикл прогнозного исследования включает в себя: изучение проблемной ситуации в теории и практике; анализ предпрогнозного и прогнозного фона; определение цели и задач; выдвижение гипотез; выбор методов и приемов исследования, обладающих необходимым прогностическим потенциалом; проведение опытно-экспериментальной проверки гипотез и верификации результатов исследования; формулирование выводов и предположений.
Прогноз есть многовариантная гипотеза о возможных результатах и путях развития исследуемого объекта (сферы, отрасли, вида деятельности и т.д.).
В основе методологии прогнозного исследования находятся принципы целостного, системного, комплексного рассмотрения объекта, учета его иерархической соподчиненности, его взаимосвязи как по вертикали (по уровню), так и по горизонтали (со смежными областями), с учетом зависимости от внешних факторов и внутренних изменений.
С одной стороны, от правильности выбора метода прогнозирования зависит качество результата. С другой стороны, анализ объекта подготавливает этот выбор. Полный и правильный анализ объекта прогнозирования содержит в себе указания на выбор метода, хотя зачастую и завуалированный. Например, если анализ поведения объекта позволяет количественно описывать его состояние, то можно говорить о пригодности статистических методов прогнозирования. В случае сложного, но однородного объекта, который можно описать несколькими основными свойствами, а множество других его свойств признать менее существенными, можно предположить пригодным для прогнозирования метод морфологического анализа.
Кроме того, указанием на выбор метода является и цель прогнозирования, служащая источником для анализа объекта. «Метод» может быть отнесен к разряду научных категорий, изучение которых является одной из актуальных задач современной науки, социального прогнозирования и моделирования.