Межполушарное взаимодействие и индивидуальные различия

Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие — фундаментальные закономерности работы мозга как парного органа. Межполушарная асимметрия является частным случаем межполушарного взаимодействия. Благодаря асимметрии головного мозга осуществляется слаженная работа мозговых структур, путем распределения функциональной нагрузки между двумя полушариями, объединение информации и контроля каждой из гемисфер за присущими ей процессами. Асимметрия полушарий головного мозга позволяет выполнять слаженную работу церебральных структур в основном за счет взаимно тормозящих отношений. Однако возможны распределение функциональной нагрузки между обоими полушариями, объединение информации и контроль одного из полушарий за процессами анализа и синтеза. Особенности распределения функций в полушариях, их взаимодействие дают различную клиническую картину при возникновении патологических состояний. Это является основой топической диагностики ряда неврологических заболеваний. При этом невозможно рассматривать межполушарную асимметрию как работу изолированных структур. Только единство обоих полушарий, их слаженная работа гарантируют полноценную жизнедеятельность организма. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. Важно отметить, что конкретный тип полушарного реагирования не формируется при рождении индивида. На ранних этапах онтогенеза у большинства детей выявляется образный, правополушарный тип реагирования. И только в определенном возрасте (как правило, от 10-ти до 14-ти лет) закрепляется тот или иной фенотип, преимущественно характерный для данной популяции.

Модель «расщепленного мозга»открыла широкие возможности для изучения механизмов межполушарного взаимодействия, а также для работы левого и правого полушарий мозга в условиях их относительно изолированного функционирования. После операций на мозолистом теле нет каких-либо отчетливых изменений темперамента, Личности и общего интеллекта больных, но при специальном исследовании обнаруживаются характерные симптомы нарушений психических функций: сенсорные, речевые, двигательные феномены, которые не встречаются ни при какой-либо другой патологии мозга.

Сенсорные феноменысостоят в том, что зрительные стимулы, предъявленные в левое поле зрения (т.е. проецируемые в правое полушарие) больные (правши) как бы не замечают и не могут их назвать.

Речевые феномены проявляются в невозможности прочесть слово, предъявленное в левое поле зрения или написать его.

Двигательные феномены весьма выражаются в нарушении совместных движений рук или ног, совершаемых по разным программам. При изучении письма и рисунка правой и левой руками у Больного с «расщепленным мозгом» был выявлен симптом дископии – дизграфии. Если до операции Больной мог писать и рисовать обеими руками, то после пересечения мозолистого тела левой рукой он может только рисовать, а правой – только писать.

Межполушарная асимметрия мозга и восприятие

Межполушарная асимметрия мозга —характеристика распределения психических функций между левым и правым полушариями мозга; фундаментальная закономерность работы головного мозга не только человека, но и животных. Функциональная специфичность больших полушарий —это специфика того вклада, которое вносит каждое полушарие в любую психическую функцию.

Процесс становления асимметрии называется латерализацией. Например, развитие центральной нервной системы уже у плоских червей сопровождается возникновением билатеральной асимметрии всего тела. Тело оказывается разделенным в продольном направлении на две половинки, каждая из которых представляет собой зеркальное отражение другой, причем левая половина находится под контролем правой стороны мозга, и наоборот.

Восприятие

Правое полушарие имеет отношение к преимуществу левой половины поля зрения, при оценке выражения лица, эмоционального тона голоса, таких проявлений чувств как плач, смех, музыка. Левая половина лица больше выражает отрицательные эмоции, а правая - положительные. Есть мнение, что правое полушарие воспринимает отрицательные эмоции, а левое ответственно за восприятие и экспрессию положительных. При поражении левого полушария депрессивные переживания относятся за счет растормаживания правого и при поражении правого полушария эйфория рассматривается как растормаживание левого полушария.

Также предполагается, что тенденция правого полушария к синтезу и объединению многих сигналов с построением глобального образа стимулирует и эмоциональные переживания. Левое полушарие анализирует во времени сигналы и ослабляет эмоциональные реакции.

Ориентация психики учащихся на восприятие конкретных свойств объектов и явлений формирует у них «деятельностный» стиль мышления. Ориентация психики учащихся на восприятие знаков и символов, представленных в речи, формирует у них «теоретический» стиль мышления. Эти стили восприятия, комбинируясь с различными способами оценки воспринятой информации - логической и чувственной - формируют специфические познавательные стратегии у учащихся, относящихся к разным психофизиологическим типам.

Наши рекомендации