Душа, Дрёма, Кемы, Укемь, Кемарь
(Расшифровка лекции с семинара НКПС, сентябрь 2003 г., поэтому учитывайте особенности живого языка. Эта лекция была разослана участникам семинара.)
Понятие о душе намеренно уничтожалось и вырубалось в последние века в России, да и во всем мире. И мы сейчас берём и делаем то, что должна была сделать наука, если она действительно та сила, которая ищет истину: однажды — взять это понятие и пройти до конца, чтобы убедиться, что там действительно ничего нет. Или убедиться, что там в действительности что-то есть. Это должно когда-то быть сделано. Мы просто делаем то, что неизбежно когда-то случится. И мы берём то, как это видел народ, пока ещё не поздно, пока видение ещё хоть как-то живо, и проходим этим путём.
И у них, по крайней мере, у мазыков, было понятие о том, как посмотреть душу, как её, условно говоря, пощупать пальцами. Потому что на самом деле так пальцами и будем щупать, в каком-то смысле. Для этого душа просто выводилась из тела наружу.
Что значит, выводилась из тела? А можно ли душу вывести из тела? Ну, естественно, можно хотя бы предположить, что это возможно, потому что считается, что когда ты умираешь однажды, душа уходит из тела. Правильно? Значит, она туда входит и выходит. По крайней мере, если мы исследуем язык — это понятно.
Теперь следующее. А что с тобой происходит, когда ты спишь? У них была целая глубочайшим образом разработанная мифология сна.
Если ты понаблюдаешь за собой, что ты делаешь, когда засыпаешь? Вспоминайте. Вот ты лёг. И какое то время ты не спишь, потому что ты слишком устал за день. Если б не устал, ты б не лёг. Если ты не устал — ты вообще не уснёшь. Ты будешь болтаться там. Рано лёг. Ты ложишься, когда устал. Но затем ты какое-то время набираешь силу, отдыхая лёжа, для того, чтобы перейти в первое изменённое состояние, в Дрёму. Ты задремал. И вы сами помните, что сначала задрёмывают. Что потом происходит? Потом ты ещё не заснул, но вдруг начинаешь видеть какие то образы. Вот это первое состояние называлось Дрёма. И Дрёма очень чистое состояние. Никаких образов. Дрёма — это лучшее состояние для думанья. И утром, просыпаясь, не вскакивайте сразу.
Не верьте физиологам научно-технического прогресса, которые говорили, что надо спать как можно меньше и, пробудившись, сразу вскакивать. Нет. Не вскакивайте. Задержите себя с скрытыми глазами в том состоянии, в каком были. И вдруг вы доймёте, что в этом состоянии вы можете продумать весь будущий день, понять, что вы будете делать, за краткий миг, в общем-то. Но так чисто, что действительно день потом пойдёт так, как вы задумали. Это самое чистое время для думанья. Удержите это ясное сознание. Утренняя Дрема называлась Устань
Это вы в теле Дрёмы. Это значит, что вы срезали всё лишнее мышление. И, в сущности, сохранили даже из разума только саму способность развиваться по вилам. То есть какой-то его очень узкий нижний слой. Плюс, естественно, истоты. То есть основные, простейшие понятия разума. И если вы запускаете мысль в Дрёме, Дрёма её будет думать только одну. Дрёма может думать только ту мысль, которую она думает. У меня есть мысль, и я её думаю — это про Дрёму. Как в мультфильме про попугаев, где удав думает. Он списан с какого-то человеческого состояния, как бы детского. Но если вы вдумаетесь, то списан-то он с детского, но в Дрёме. Вот в Дрёме именно так: у меня есть мысль, я её думаю, и она только одна.
Так вот Дрёма — очень чистое состояние. И когда вы засыпаете, это тоже такое же чистое состояние. Вы не замечаете, что это Засыпание ещё без образов, потому что быстро проскакиваете в следующее состояние перехода в сон. Называется это состояние Укемь. А образы, которые в нем пошли, назывались Кемы. Как только Кемы, образы сна, пошли, ты начинаешь проходить за Дрёму в сам сон.
Сон назывался Кёмар. Как видите, в самом переходе в сон как минимум три состояния: Дрёма, Укемь и Кемар. Или Кемарь, с мягким знаком. Иногда без мягкого знака звучало.
Когда ты сохраняешь созерцание того, как уходишь из тела в сон, ты видишь, что состояние меняется. Сначала это некое изменённое состояние, можно сказать, чуть ли не тела. Тела точно потому что, меняя свое состояние, оно мягчает и теплеет. При этом, это и изменённое состояние сознания. Потому что ты как-то по-другому начинаешь думать. Затем пошли образы. И эти образы странные. Они не обычные, не такие, как ты думаешь. Они вроде бы об этом, но идут по-другому. Вспоминайте, когда входите в Кемарь, у вас появляется иная «логика». Логика сна. А это совсем странно.
0 чём это говорит. О том, что душе всё равно, сквозь какие образы проходить. Она течет сквозь, и если протекла, то и протекла. То есть вы можете ощущать себя кем угодно. Но Я себя отождествляет только с Я. И ему всё равно, сквозь какие слои образов пропускать свой свет.
Если мы хотим с вами научиться познавать себя как душу, вам придётся постоянно работать с такими тонкими сложными разотождествлениями, расслоениями того, что вы видите, на понятия.
…Что делает душа, когда она вошла в собь? Она видит какие-то образы. Как ты чувствуешь при этом? Ты же себя отождествляешь с собой, самоосознавание осталось, ты всё время Я. Но ты можешь оказаться в таких местах, где ты точно знаешь, что это был не ты.
Ты не теряешь осознавание себя как себя, как Я. Ты теряешь оболочки. И если вы приглядываетесь к снам, там душа путешествует как бы по мирам образов, когда вы спите и видите сны. А какие-то периоды не видите снов.
Старики говорили об этом. Чтобы принять жизнь в этом мире, в этом теле, надо отдыхать душой. И душа каждый день должна сбегать из тела туда, где её родина. Куда-то, как можно ближе к тем средам, к тем состояниям, в которых она должна жить. Потому что здешняя жизнь неестественна для неё. Как и для этой обезьяны, для тела, которую ты захватил и мучаешь… Вообще очень неприятно всё, что ты с ним делаешь. У этой обезьяны, у тела, своё сознание. И ты её мучаешь. И очень часто оно сопротивляется и кричит: я всё! я устало, мне надо отдохнуть, полежать, поспать! Эта обезьяна ложится спать. А ты в это время оправляешься путешествовать и видеть сны. Ты вообще не спишь. И путешествовать отправляешься в душе, в теле души. Ты выхолишь для этого из него, выходишь из тела…
Иногда вы заставали себя вне тела. Выходы из тела для кого-то на уровне данности, очевидности, для кого-то: может быть, а может, нет. А вот сон у каждого был, каждый засыпал. Когда мы засыпаем, мы, проходя все три состояния, выходим душой куда-то в пространство образов. Мы не будем говорить сейчас, что выходим из тела. Возможно, мы в теле и не были. Кто его знает, откуда ты ощущаешь себя в теле. Если вы поглядите сейчас из себя наружу, то вы не сможете сказать, где вы. Потому что ощущения себя, что вы где-то за глазами между ушами — искусственно наработанное ощущение из-за восприятия. У нас глаза направлены как ось зрения куда-то сзади вперёд; плюс ещё оси ушей. Отсюда и ощущение что я где-то там в черепе. Из-за этого рождаются всякие заблуждения, что мы думаем умом в голове, мозгом. Мозг не более чем процессор, который распределяет управление. Но если вы сейчас прямо из себя поглядите наружу — то вы не сможете определить, из какого далека вы глядите. Если вы хорошо распахнёте глаза — вы потеряете место, откуда глядите. Откуда эта точка присутствует у нас, точка самоосознавания, нам знать не дано. Мы можем ею стать. Но вопрос: откуда я? — второй главный вопрос после вопроса — кто я?
Но, может, душа и не выходит из тела. Мы ощущаем, что куда-то путешествуем. И если мы приглядимся к образам, которые идут, мы увидим, что они разные. Как и Кемы. Кемы, образы засыпания, могут быть просто тем, что мы днём сегодня делали, они самовыплывающие, но они другие по скорости, если вы приглядитесь. Как бы всё по-другому, и ты с удивлением замечаешь, что ты успел во сне наворотить столько всего. И когда только успел. Это уже другое состояние думанья. Когда вы входите в сон, то вы замечаете, что иногда вы видите полноценные сны. А иногда вы оказываетесь как бы связанными с этой жизнью и оказываетесь в этом же доме, с этими же людьми. Иногда вы видите очень странные места. Иногда вы видите вообще иные миры.
Деды объясняли так. Когда ты уходишь в сон, то душа по тем огромным пространствам сознания, которыми ты заполнен, сбегает туда, где плотность или давление меньше. В лёгкие, мягкие миры. В духовные миры. И чтобы добраться до них, душа проходит сквозь множество образов. Причём, возможен вопрос: как, по-вашему, если вы жили душою и раньше, а душа — она управляет сознанием, то раньше у вас образы миров не возникали, как сейчас?.. Возникали. Выдумаете, они пропали? Они, конечно, недоступны, когда ты воплощаешься, потому что ты воплощаешься в чистом куске сознания, но сознание едино, среда едина. Как вы думаете, душа может нащупать образы ваших прежних миров? Да.
Поэтому, возможно, то, что снится, это вовсе не миры. Просто душа сначала путешествует по образам этого мира, когда вы видите вещи, вполне ему соответствующие. Потом по ТЕМ мирам, которые лишь ОБРАЗЫ твоих прежних миров. Твоя память о прошлых жизнях. А может, потом и вообще попадает на свою родину. Это неважно. Важно другое. Как по-вашему, если вы сейчас не можете вспомнить ТЕ миры, какое до них расстояние, до этих миров?
Для того, чтоб вам было понятно, пример. Всем ясно такое выражение: скорость мысли. Спрашивается: Что самое быстрое на свете? Говорят — Мысль.
Теперь попробуйте мыслью долететь до конца Вселенной. Это не сложно — мгновенно там. Если конец есть, то ты мгновенно там. Условно мгновенно. Со скоростью мысли. А теперь ей же позвольте долететь до вашего аппендикса. Та же скорость, не правда ли. О чём это говорит? Если скорость перемещения одинакова, а она равна скорости мысли, и время одинаково, значит, аппендикс находится от вас на таком же расстоянии, как и конец Вселенной. Иначе говоря, объём — сопоставим. Только тело вы собрали около себя, а те образы миров, они далеко, вы их отпустили.
Так вот мысль может двигаться вот с такой скоростью, а душа летает с той скоростью, с какой летает она. И так объясняли мазыки, почему мы иногда видим сны, а потом бывают промежутки без снов: пока ты путешествуешь по пространству заполненным образами, ты видишь эти образы, присутствуя в каждом, неважно, твой это или чужой образ. Ты осознаёшь себя, как Я. А вот кто ты при этом и что ты делаешь, зависит от тех образов, которые легли на тебя как одежда. Условно говоря, если ты себя осознал автомобилем, то ты едешь. Если проснулся как локомотив, то ты давишь и гудишь. Если ты осознал себя портфелем, го тебя несут. Но это ты, всё время ты.
А потом ты вырываешься из пространства образов и летишь до следующего образа мира, который является путём к себе или дорогой домой… Образы миров, которые ты когда-то создал и в которых когда-то жил, являются вехами на твоём пути к себе, к твоему истоку. Ты же по ним шёл сюда. Творя один за другим образы миров. Неважно, это тот мир, в котором ты сейчас, или это вообще иные миры. Этого мы не знаем. По крайней мере, пока. Важно другое. Это есть твоя дорога домой, дорога припоминания — анамнезис. Промежутки — тёмные пустоты без образов.
Что мы здесь видим? Что душа может двигаться во время сна куда-то. Старики считали, что она действительно выходит из тела. И значит, её можно вывести из тела хотя бы в сон. Но если её можно вывести хотя бы в сон, тогда, может, её вообще можно вывести из тела? А куда её можно вывести из тела так, чтобы это было защищённо? Естественно в то, что ещё является неким расширением тела, то есть в защищенные места — в Собь или в Жило, Пузырь.
И они давали такое упражнение: попробовать понаблюдать за тем, как ты засыпаешь. Просто наблюдать и всё. И вот прямо сейчас вы сядете как вам удобно, не обязательно это делать лёжа. Раз нет места; то сидя, если кому-то удобно лёжа, то лёжа. Вы сейчас попробуете сделать это, но быстро.
Как можно ускорить что-то, что мы делаем? Только добавив в это силу. А сила добывается дыханием.
Вы уже подышали сегодня. И значит, вы примерно представляете, как надо дышать. Что вы сделаете? Вы начнёте, как и в прошлый раз, наблюдать за тем, как течёт ваше дыхание. Довольно быстро вы почувствуете, что вам не надо дышать много. Но вы услышите, что у вас дыхание свищет. Оно где-то там, в дыхательных путях, за что-то как-то задевает. В этот миг вы поймёте, что у вас где-то напряжение в дыхательных путях. В бронхах или в гортани, это не важно.
Вы берёте ладошки и складываете крестиком, и кладёте на то место, которое по вашим ощущениям чуть-чуть болит. И начинаете дышать так, чтобы дыхание как бы ударялось о ладонь и возвращалось обратно. Это место начнёт тут же прогреваться. И как только оно начнёт прогреваться, у вас отпустит то напряжение, которое там было. Дыхание помягчает, и тогда вы опустите или подымите руки в те места, которые у вас опять дают шипение, свистят при дыхании. Хотя бы это был лёгкий звук, или только ощущение звука. Свищет — это не обязательно действительный свист, это ощущение, что вы хоть как-то слышите дыхание или оно хоть как-то напряжено, хоть как-то тяжело. И у вас начнёт мягчать дыхание. Это и называлось делать дыхание мягким.
Сделайте дыхание мягким. Оно станет не просто полностью беззвучным, оно погрузится в тело, оно перестанет быть только лёгочным. Это начала дышать душа. Душа может дышать только мягким дыханием. Как только она начала дышать сама — дыхание потечёт по телу. Оно начнёт течь в ноги, и вы почувствуете, как холодок пробегает и как будто что-то тянется из ног. В руки потом пойдёт. И по всему телу начнёт гулять какая-то волна.
Как только это придёт — вы, спокойно наблюдая за этим, начинаете как бы прислушиваться не ушами. И вы почувствуете, как будто что-то выйдет из груди. И разольётся как некий слой над телом. Вот это что-то и есть Дрёма. Вы наблюдаете за собой. И вроде бы у вас ясное сознание. Но вдруг пойдут образы. Тут сразу себя остановите — это Укемь. Ты проскочил за Дрёму. Удерживайтесь здесь.
Но в какой-то миг вы вдруг всхрапнёте. Это называлось Рывком. Это значит, сквозь Кемы вы проскочили к засыпанию, и вот это место — и есть место выхода души из тела. Всхрапывание, которое происходит, любое, самое тонкое, означает, что душа ушла из тела, или уходит из тела, и тело начало дышать само, без души.
Понаблюдайте за этим, и вы почувствуете — тело дёрнется, сменится дыхание, оно станет резче и грубее. Миг всхрапывания, миг засыпания меняет дыхание. И это всегда значит, что наконец-то бедная замученная обезьяна получила возможность подышать сама. Всё остальное время вы дышите — душой. Оставляя телу только то, что ему остаётся. Мы всегда дышим мягче, чем это нужно.
Ваша задача: научиться удерживать себя в Дрёме. Сила накапливается только в Дрёме. Как только в Кемарь проскочили — сила пошла на движение по образам. Не будет силы, если вы не в Дрёме. Сила только в Дрёме. Удерживать себя здесь.
Поэтому следите за тем, как пролетаете в Кемарь. А Кемарь начинается с всхрапывания, с лёгкого вздрагивания дыхательных путей. То есть лёгкие дёргаются. Даже у тех, кто не храпит, но если вы лежите на спине, всё равно произойдёт это дёрганье в дыхательных путях. Как будто резкий вдох. Это тело стало дышать само.
Давайте так. Сейчас вы опять начинаете делать дыхание мягким. И руки держать до тех пор, пока дыхание не стало мягким. Если всё смягчили и чувствуете, что дыхание потекло, — это значит, что состояние у вас поменялось. Как только оно потекло, руки лучше с груди снять и положить вдоль тела.
Вот вы прогрели себя, и у вас потекло мягкое дыхание. Как только оно смягчилось, вы почувствуете довольно быстро, что оно начинает исчезать. А вы осознанно наблюдайте за тем, как оно уменьшается. И тогда вы почувствуете, что дыхание течёт отнюдь не по дыхательным путям, а через всё тело, как через жабры. Подсасывая силу из пространства, подсасывая Режу. Это значит, вы начали дышать режей, бусать её.
Как только вы её почувствовали — её надо бусать, то есть пить. Чем? Тем, что несколько минут назад у вас выходило из тела как Дрёма. Вот теперь почувствуйте — оно вроде бы ещё внутри, я не даю ему выйти. И при этом дыхание на диафрагме, то есть на болоне, всего лишь как бы мерцает. Брезжит. Вот то, как оно брезжит, должно ощущаться у вас как само состояние дыхания. То, что мы говорили про Дрежу. Вот оно и есть.
Вот кто-то сделал у нас звук пуффф. Это значит, он идёт уже не в душе, уже проскочил в тело. Вру. Как раз наоборот, он идёт уже не в теле — он улетел.
Но как только вышло, что вы начали засыпать, — всё, вы упустили наблюдение. Но этого состояния вы сейчас должны научиться достигать. Достигли эту пограничную точку, после которой улетите из тела, тут же открыли глаза, для того чтоб понять, что вы не спите. Проснулись, вернулись. И вы научились осознавать миг перехода в Кемар. Вот кто-то всхрапнул — сразу проснулся, открыл глаза. Всем, кто всхрапнул, открыть глаза для себя. Открыл на миг и опять закрыл. Чтоб не терять состояние. Но вы поняли — вот с этого мига вы в Кемаре. Если только вы себя не вернёте резко, то вы уснёте по-настоящему.
Ещё раз, поднялись. Разбудили себя. Глотнули воздуха. Почему? Вам уже не хватает душевного состояния, чтоб питать тело. Вы воздухом не дышали, а телу нужен кислород и углекислый газ.
Легли снова. Сделали дыхание мягким. Тем, что прогрели его. И почувствовали что препона вот та, что зовется диафрагма или болонь, которая проходит где-то по границам рёбер, начинает трепетать. И в груди у вас — брезжит. То есть режа начинает слегка-слегка мерцать. Нет больше дыхания, нет вдоха-выдоха. Доведите до того, чтобы она только брезжила. А по ногам и животу снизу, также и по рукам, с ладоней особенно, начал течь или как бы колебаться холодок.
Вот. Теперь вы начинаете использовать тело как жабры и сквозь него бусать режу. То есть втягивать в себя силу. Теперь почувствуйте, я вам пока не даю, и вы сами не вылезайте пока наружу, только почувствуйте то, что сейчас готово выйти. Оно сейчас и заполняет грудь там, где Дрежа. И брезжит. И туда и надо всё это бусать.
Как только вы втянули туда достаточный объем этого, условно говоря, холода, глядите туда. Как только вы туда втянули достаточное количество режи, то есть этого холодка, вам стоит только чуть-чуть развести грудную клетку, как бы расслабить её, раскрыться, и вы почувствовали, что что-то вышло из тела и у вас сменилось состояние. Вы заполнили собой собь.
И если вы позволите и дальше этому происходить, вы почувствуете, как вы проваливаетесь в сон. Если вы удержитесь ото сна и ещё дальше будете раскрываться, вдруг вы почувствуете, что выходите в Жило, и у вас пойдут образы. Вы сейчас не давайте им уловить себя, отслеживайте их. Но если вы бы отпустились, они бы полились и захватили вас. И в какой-то миг вы почувствуете, что проваливаетесь в сон. В Кемар входите. У вас сразу дёрнется дыхание.
Отследите себя. То, что было у вас над грудью как теплый комок, занимает сейчас пространство почти до границы жило. Тот самый комок, что был на груди. Заметьте, если он убежал внутрь, значит, спряталась душа. Смотрите туда.
Раскройтесь ещё раз. Тепло выйдет, выйдет еще больше за собь. Но ещё останется в пузыре, в Жило. Почувствуйте, что ваше тепло пошло дальше, чем Собь. Не полтора пальца (толщина соби). Почувствуете, как подымается этот комочек выше, выше и выше.
Всё. Хорошо. Вернулись.