Существование и исчезание ассоциации (запоминание и забвение)

Если какие-нибудь душевные образования, запечатленные в душе опытом жизни или намеренным заучиванием, предоставить на некоторое время самим себе и затем снова вызвать, насколько это еще возможно, в сознании, то оказывается, что за это время в них произошли двоякого рода изменения. Во-первых, некоторые отдельные члены запечатленных связей постепенно изменились; воспроизведенные представления не со­ответствуют вполне первоначальным переживаниям, место которых они тем не менее занимают. И во-вторых, образовавшиеся между ними ассо­циативные связи ослабели: взаимное воспроизведение членов не проис­ходит с прежней быстротой и умеренностью, а оно оказывается спутан­ным пли совсем прекращается. И о том, и о другом процессе мы имеем уже некоторые более подробные сведения.

Изменения отдельныхчленов. 1. Кто из нас не знает того, что обра­зы воспоминания постепенно становятся все более и более неясными и смутными. Вы вспоминаете, что вчера встретили господина и каком-то красном жилете, бросавшемся и глаза. Но какой .что был красный цвет, с оттенком ли желтого или голубоватого цвета, вы уже не помните. Никто не станет покупать ноной материи к существующему уже платью, опира­ясь только на спою намять: он всегда может ошибиться в известных пре­делах. <...> Первые стадии этого процесса стирания, как его можно назвать, были изучены и многочисленных исследованиях и для различного рода впечатлений. Так1, например, Вольфе сравнивал тоны средней высо­ты с тонами того же числа колебаний или на четыре единицы отличного с различным промежутком времени между ними и нашел, что после двух секунд число случаев, объективное равенство которых было правильно узнано, составляло 94% , после 10 секунд – 78 и после 60 секунд около 60%. Леман пользовался для этого серыми дисками, яркость которых различалась на 1/15; после 5 секунд различие это было одним наблюда­телем узнано во всех случаях, после 30 секунд только в 5/6, а после 2 ми­нут – только к 1/2 числа случаев. < ...>

Не было, конечно, недостатка и попытках распространить эти ис­следования и на большие промежутки времени, чем секунды и минуты. Но здесь получился совершенно неожиданный результат: исследования не указывали дальнейшего изменения, т.е. с дальнейшим увеличением времени неуверенность сравнения едва изменялась. Более того, и неко­торых случаях при оценке, например, различных величин на глазомер или промежутком времени не удалось установить никакой зависимости вообще между сравнивающим суждением и, следовательно, образом вос­поминания. мыслимым в известной связи с ним, с одной стороны, и вре­менем – с другой. < ...> Очевидно, что здесь играют известную роль некоторые осложняющие моменты, затушевывающие при известных усло­виях процесс возрастающей неточности наших образов воспоминания, так что мы не можем больше установить его при помощи наших методов исследования. Какого рода эти условия, в общих и существенных чертах выяснено точным наблюдением над тем, как может быть, в большинстве случаев происходит запоминание различных впечатлений и сравнение их с родственными впечатлениями, данными впоследствии. Если я хочу за­метить себе цвет лежащей передо мной красной ленты, то точный отте­нок и яркость этого красного цвета я запомню лишь на очень короткое время; и чем больше пройдет после этого времени, тем большую неуве­ренность я обнаружу, когда придется выбирать именно этот красный цвет среди других различных оттенков. Но если я сознательно воспринял толь­ко цвет как красный и, может быть, еще назвал его мысленно, то неуве­ренность позднейшего сравнивающего суждения тем самым введена в определенные тесные границы; до самого отдаленного будущего мне не грозит опасность, поскольку я помню еще о цвете, смешать его с корич­невым или розовым цветом. Общее значение этого факта может быть выражено следующим образом: данное отдельное и сохранившееся в па­мяти впечатление не остается в моей душе как некоторое изолированное образование, которое с течением времени становится только все более и более неопределенным; нет, оно сейчас же. становится в известное от­ношение к какому-нибудь более общему представлению, вследствие уп­ражнения ставшему нам более привычным. Оно воспринимается в опре­деленной категории и большей частью обозначается также соответствую­щим словом. Данное впоследствии сходное впечатление сравнивается затем не столько с образом воспоминания о первом впечатлении — обра­зом, потерявшим уже до известной степени свою определенность, — сколько с той категорией, к которой я отнес это впечатление; второе впе­чатление я тоже отношу к известной категории и затем сравниваю обе категории. Различные оттенки серого цвета я прямо воспринимаю как яр­кий, очень яркий и т.д.; различные цвета — как травянисто-зеленый, лимонно-желтый и т.д.; грузы — как тяжелые, не очень тяжелые, очень легкие; пространственные величины я оцениваю по отношению их, на­пример, к сантиметрам, величины времени я оцениваю с точки зрения отношения их к секундам или к какому-нибудь темпу, и т.д. Эти же руб­рики, если только они сохраняются в памяти, нисколько не меняются с течением времени. Поэтому мы, при сравнении с ними позднейших впе­чатлений, находим как будто всегда одну и ту же неопределенность прежнего переживания, т.е. именно широту того общего представления, благодаря которому оно было воспринято. <...>





Ослабление ассоциационной связи. Все когда-либо созданные ассоци­ации постепенно исчезают. Это значит, что вызванные в сознании по тем или другим причинам члены ассоциационной связи с течением времени вызывают все более и более скудные и полные пробелов представления об остальных членах этой связи; иначе говоря, с течением времени требуется все большая и большая затрата труда, чтобы поднять эту связь на опреде­ленную духовную высоту, чтобы она могла быть, например, безошибочно воспроизведена. По общему своему характеру процесс этот протекает со­вершенно так, как только что описанный, в котором отдельные члены ста­новятся все более и более определенными: сначала чрезвычайно быстро, затем медленнее и, наконец, очень медленно. Но никогда, по-видимому, процесс не прекращается совершенно, а развивается, конечно, если не про­исходит повторения впечатлений, вполне правильно, до полного разруше­ния ассоциационной связи. Развитие этого процесса в подробностях очень легко проследить с помощью метода экономии: устанавливают, какой ми­нимум повторений необходим в различные позднейшие времена, для того чтобы снова выучить заученные когда-либо вещи.

Как это особенно наглядно выражено в нашей графической схеме (рис. 1), ассоциационная связь, созданная процессом заучивания, снача­ла круто падает с достигнутой высоты, а затем продолжает падать весьма медленно: по истечении одного часа необходимо уже более половины первоначальной работы для воспроизведения ряда, а по истечении одно­го месяца эта работа возрастает лишь до 4/5.

 
  Существование и исчезание ассоциации (запоминание и забвение) - student2.ru

Рис. 1 . Кривая забывания

Ц. Флорес

Наши рекомендации