Методы и результаты исследования памяти

Флорес Ц. Память // Экспериментальная психология. Вып. IV / Под ред. П.Фресса, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1973.

Методы исследования памяти

Мирные экспериментальные методы изучения мнемических про­цессом были предложены Германом Эббингаузом (1850-1909). Эббингауз нашел однажды у одного парижского букиниста Elemente der Psychophysik Густана Фехнера. Чтение этой книги натолкнуло его на мысль о воз­можности изучения высших психических процессов, и особенно памяти, используя количественные методы по аналогии с теми, которые были уста­новлены Фехнером при исследовании ощущений. Спустя несколько лет, в 1885 г., Эббингауз опубликовал фундаментальный труд, озаглавленный Uber das Gedachtnis, в котором он описывал метод заучивания (или метод последовательных воспроизведений) и метод сбережения, равно как и ос­новные результаты, полученные при применении этих методов при изуче­нии памяти. Незадолго до своей преждевременной смерти Эббингауз обо­гатил методологию психологии, разработав в 1902 г. также метод антици­пации, или метод «подсказки».

В дальнейшем к этим классическим методам прибавились новые методы в духе экспериментальной традиции, начало которой положил Эббингауз. <...>

Метод заучивания Эббингауза

Цель его состоит в том, чтобы добиться полного усвоения испытуе­мым материала, который требуется заучить. Наиболее часто применяе­мым критерием усвоения является первое безошибочное воспроизведение материала или, при более строгом подходе, два безошибочных последо­вательных воспроизведения. В такой форме этот метод применяется ис­следователями и в настоящее время, однако его следовало бы называть методом последовательных воспроизведений, поскольку он состоит в многократном предъявлении в постоянном темпе определенного материа­ла, чередующегося в период между двумя последовательными предъяв­лениями воспроизведением удержанных в памяти элементов.

При этом методе можно получить два показателя, характеризующих скорость заучивания: количество проб и время, необходимое для полного заучивания материала. При этом становится возможным установить кри­вую научения: на абсциссе откладывают число проб, а на ординате — чис­ло элементов, правильно воспроизведенных при каждой пробе.

В области памяти этот метод является адекватным при исследовании различных мнемических процессов, охватывающих длительный период времени и требующих строгих критериев научения. Однако здесь следует сделать два замечания: 1) как показал Джиллетт, этот метод ставит в бо­лее благоприятные условия субъектов, медленно обучающихся, ввиду того что для достижения критерия усвоения им требуется большее число проб по сравнению с быстро обучающимися субъектами, что дает первым воз­можность дополнительно повторить некоторые элементы материала; 2) применение его в коллективных условиях при наличии группы испытуе­мых поднимает иногда трудноразрешимые практические проблемы. <...>

Метод антиципации Эббингауза

Испытуемому один или несколько раз предъявляются элементы материала, сгруппированного в ряды а —> b—> c —> d и т.д., после чего он должен постараться воспроизвести их, соблюдая установленный порядок. В случае ошибки экспериментатор поправляет испытуемого; если же ис­пытуемый не может воспроизвести нужный элемент, экспериментатор «подсказывает» ему его. Эта процедура обычно продолжается до первого безошибочного воспроизведения данного ряда.

В настоящее время при применении этого метода используется при­бор, обеспечивающий постоянную экспозицию всех элементов ряда и одинаковый временной интервал между двумя какими-либо последова­тельными элементами; предположим, предъявляются два следующих друг за другом элемента — x и y, при появлении х испытуемый должен назвать у, предвосхищая его появление.

Какая бы разновидность методики ни применялась, получают 4 сле­дующих показателя: 1) общее время заучивания; 2) число проб, необхо­димых для достижения критерия усвоения; 3) число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе; 4) число ошибок в каждой пробе.

Этот открывающий богатейшие возможности метод представляет большой интерес для изучения ассоциативных механизмов памяти.

Наши рекомендации