Развитие восприятия и деятельность

Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.Б.Михалевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С.197-204.

Восприятие, ориентируя практическую деятельность субъекта, вме­сте с тем зависит в своем развитии от условий и характера этой деятель­ности. Вот почему в изучении генезиса, структуры и функции перцептив­ных процессов важное значение приобретает «праксеологический», как выражается Ж.Пиаже, подход к проблеме. Взаимосвязь восприятия и де­ятельности долгое время фактически игнорировалась в психологии и либо восприятие изучалось вне практической деятельности (различные направ­ления субъективной менталистской психологии), либо деятельность рас­сматривалась независимо от восприятия (строгие бихевиористы).

Лишь в последние десятилетия генетические и функциональные связи между ними становятся предметом психологического исследова­ния. Основываясь на известных философских положениях диалектичес­кого материализма относительно роли практики в познании окружаю­щей действительности, советские психологи (Б.Г.Ананьев, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Б.М.Теплов и др.) в начале 30-х гг. присту­пили к изучению зависимости восприятия от характера деятельности субъекта. В этом направлении шло и онтогенетическое исследование восприятия, проводившееся нами совместно с сотрудниками в Институте психологии и в Институте дошкольного воспитания АПН.

Особенности практической деятельности ребенка и ее возрастные из­менения оказывают, по-видимому, существенное влияние на онтогенез че­ловеческого восприятия. Развитие как деятельности в целом, так и вхо­дящих в ее состав перцептивных процессов происходит не спонтанно. Оно определяется условиями жизни и обучения, в ходе которого, как справед­ливо указывал Л.С.Выготский, ребенок усваивает общественный опыт, на­копленный предшествующими поколениями. В частности, специфически человеческое сенсорное обучение предполагает не только адаптацию пер­цептивных процессов к индивидуальным условиям существования, но и усвоение выработанных обществом систем сенсорных эталонов (к числу которых относится, например, общепринятая шкала музыкальных звуков, решетки фонем различных языков, системы геометрических форм и т.д.). Отдельный индивид использует усвоенные эталоны для обследования вос­принимаемого объекта и оценки его свойств. Такого рода эталоны стано­вятся оперативными единицами восприятия, опосредуют перцептивные действия ребенка, подобно тому, как его практическая деятельность опос­редуется орудием, а мыслительная - словом.

Согласно нашему предположению, перцептивные действия не толь­ко отражают наличную ситуацию, но в известной мере предвосхищают те ее преобразования, которые могут произойти в результате практических действий. Благодаря такому сенсорному предвосхищению (существенно отличающемуся, конечно, от предвосхищения интеллектуального) перцеп­тивные действия способны выяснить ближайшие перспективы поведения и регулировать его в соответствии с условиями и стоящими перед субъек­том задачами.

Хотя мы изучали главным образом процессы зрения и осязания у ребенка, однако установленные закономерности имеют, по-видимому, бо­лее общее значение и своеобразно проявляются, как показывают иссле­дования наших сотрудников, и в других сенсорных модальностях (в об­ласти слуха, кинестетических восприятий и т.д.). Мы изучали зависи­мость восприятия от характера деятельности:

а) в плане онтогенетического развития ребенка и б) в ходе развития функционального (в процессе формирования тех или иных перцептивных действий под влиянием сенсорного обучения).

Исследования онтогенеза восприятия, проведенные нами, а также другими авторами, свидетельствуют о том, что между восприятием и дей­ствием существуют сложные и изменяющиеся в ходе развития ребенка взаимоотношения.

В первые месяцы жизни ребенка, по данным Н.М.Щелованова, раз­витие сенсорных функций (в частности, функций дистантных рецепторов) опережает онтогенез соматических движений и оказывает существенное влияние на формирование последних. М.И.Лисина обнаружила, что ори­ентировочные реакции младенца на новые раздражители очень рано до­стигают большой сложности и осуществляются целым комплексом раз­личных анализаторов.

Несмотря на то, что на данной стадии ориентировочные движения (например, ориентировочные движения глаза) достигают относительно вы­сокого уровня, они согласно нашим данным выполняют лишь ориентиро­вочно-установочную функцию (устанавливают рецептор на восприятие оп­ределенного рода сигналов), но не функцию ориентировочно-исследователь­скую (не производят обследования предмета и не моделируют его свойств).

Как показали исследования Л.А.Венгера, Р.Фантца и других, с по­мощью такого рода реакций уже в первые месяцы жизни достигается довольно тонкое «ориентировочное» различение старых и новых объек­тов (отличающихся друг от друга величиной, цветом, формой и т.д.), но еще не происходит формирования константных, предметных перцептив­ных образов, которые необходимы для управления сложными изменчи­выми формами поведения.

Позднее, начиная с 3-4 месяца жизни, у ребенка формируются про­стейшие практические действия, связанные с захватыванием и манипули­рованием предметами, с передвижением в пространстве и т.д. Особеннос­тью этих действий является то, что они непосредственно осуществляются органами собственного тела (ртом, руками, ногами) без помощи каких-либо орудий.

Сенсорные функции включаются в обслуживание этих практических действий, перестраиваются на их основе и сами приобретают постепенно характер своеобразных ориентировочно-исследовательских, перцептивных действий.

Так, исследования Г.Л.Выготской, Х.М.Халеверсона и других обнару­живают, что начинающееся примерно с третьего месяца жизни формирова­ние хватательных движений оказывает существенное влияние на развитие восприятия формы и величины предмета. Подобно этому, обнаруженный Р.Уоком и Э.Гибсон прогресс в восприятии глубины у детей 6-18 мес. свя­зан, по нашим наблюдениям, с практикой передвижения ребенка в про­странстве.

Своеобразный, непосредственный характер практических действий младенца определяет особенности его ориентировочных, перцептивных дей­ствий. По данным Л.А.Венгера, последние предвосхищают главным обра­зом динамические взаимоотношения между собственным телом ребенка и предметной ситуацией. Это имеет место, например, при зрительной анти­ципации младенцем маршрута своего перемещения в данных условиях, перспектив захватывания видимого предмета своей рукой.

На данной стадии развития ребенок выделяет в первую очередь те свойства предмета, которые непосредственно к нему обращены и на кото­рые непосредственно наталкиваются его действия, в то время как сово­купность других, не имеющих прямого к нему отношения, воспринимает­ся глобально, нерасчлененно.

Позднее, начиная со второго года жизни, ребенок под влиянием взрослых начинает овладевать простейшими орудиями, воздействует од­ним предметом на другой. В связи с этим изменяется его восприятие. На данной генетической ступени становится возможным перцептивное предвосхищение не только динамических взаимоотношений между соб­ственным телом и предметной ситуацией, но и известных преобразова­ний межпредметных отношений (например, предвидение возможности протащить данный предмет через определенное отверстие, переместить один предмет при помощи другого и т.д.). Образы восприятия теряют ту глобальность и фрагментарность, которые были характерны на преды­дущей стадии, и вместе с тем приобретают более четкую и более адек­ватную воспринимаемому предмету структурную организацию. Так, на­пример, в области восприятия формы постепенно начинает выделяться общая конфигурация контура, которая, во-первых, ограничивает один предмет от другого, а во-вторых, определяет некоторые возможности их пространственного взаимодействия (сближения, наложения, захватыва­ния одного предмета другим и т.д.).

Переходя от раннего к дошкольному возрасту (3-7 лет), дети при со­ответствующем обучении начинают овладевать некоторыми видами специ­фически человеческой продуктивной деятельности, направленной не толь­ко на использование уже имеющихся, но и на создание новых объектов (простейшие виды ручного труда, конструирование, рисование, лепка и т.д.). Продуктивная деятельность ставит перед ребенком новые перцептивные задачи.

Исследования роли конструктивной деятельности (А.Р.Лурия, Н.Н.Поддъяков, В.П.Сохина и др.), а также рисования (З.М.Богуславская, Н.П.Сакулина и др.) в развитии зрительного восприятия показывают, что под влиянием этих деятельностей у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, способность расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Соответственно и перцептивные образы формы приобретают новое содержание. Помимо дальнейшего уточнения контура предмета начинает выделяться его струк­тура, пространственные особенности и соотношения составляющих его частей, на что ребенок раньше почти не обращал внимания.

Таковы некоторые экспериментальные данные, свидетельствующие о зависимости онтогенеза восприятия от характера практической деятель­ности детей различных возрастов.

Как мы уже указывали, развитие ребенка происходит не спонтанно, а под влиянием обучения. Онтогенетическое и функциональное развитие непрерывно взаимодействуют друг с другом. В связи с этим мы можем рассмотреть проблему «восприятия и действия» еще в одном аспекте, в аспекте формирования перцептивных действий при сенсорном обучении. Хотя этот процесс приобретает весьма различные конкретные особеннос­ти в зависимости от прежнего опыта и возраста ребенка, однако на всех стадиях онтогенеза он подчиняется некоторым общим закономерностям и проходит определенные этапы, напоминающие в некоторых отношени­ях те, которые были установлены П.Я.Гальпериным и другими при изу­чении формирования умственных действий и понятий.

На первом этапе формирования новых перцептивных действий (т.е. в тех случаях, когда ребенок сталкивается с совершенно новым, неиз­вестным ему ранее классом перцептивных задач) процесс начинается с того, что проблема решается в практическом плане, с помощью внешних, материальных действий с предметами.

На втором этапе сенсорные процессы, перестроившись под влия­нием практической деятельности, сами превращаются в своеобразные перцептивные действия, которые осуществляются с помощью движений рецепторных аппаратов и предвосхищают последующие практические действия. <...>

На третьем этапе перцептивные действия свертываются, время их протекания сокращается, их эффекторные звенья оттормаживаются, и восприятие начинает производить впечатление пассивного, бездействен­ного процесса.

Факты, закономерности и результаты исследований ощущений и восприятия

Восприятие цвета. Теории цветового зрения.

Наши рекомендации