Образы, классифицированные по взаимодействию с восприятием

Иллюзия

Иллюзия возникает тогда, когда воспринимающий субъект трансфор­мирует стимулы до тех пор, пока они не начинают напоминать нечто отлич­ное от соответствующего внешнего объекта. Это переживание субъектив­ное, часто яркое, внешне локализованное, и в нем обычно есть хотя бы крат­ковременное чувство реальности.

Иллюзии — обычное явление повседневной жизни, более частое в определенных состояниях сознания, таких, как страх и предвосхищение. Невнимательность, скука и утомление увеличивают вероятность иллюзии, но в таких состояниях иллюзия быстро рассеивается благодаря усиле­нию или сосредоточению внимания. Многие иллюзии связаны с заучен­ными схемами (learning schemata). Например, выверяя рукопись, чита­тель может видеть слова как написанные правильно, хотя в них встре­чаются ошибки. Иллюзии не всегда переживаются как сюрприз. Многие дети (и взрослые) часами намеренно строят образы из облаков, трещин в потолке или причудливых узоров на спилах дерева.

Включает ли вышеприведенное определение иллюзии миражи? По­скольку несколько человек могут согласованно проверить видение мира­жа, это может дисквалифицировать его в качестве иллюзии. Но будет или нет мираж иллюзией зависит от того, насколько данное субъектив­ное переживание отклоняется от зрительных впечатлений, общих для этих людей. Например, в пустыне или океане, определенные атмосферные условия могут вызвать причудливые световые фигуры, которые можно даже сфотографировать. Видение таких «миражей» является действи­тельным восприятием. Но если человек считает, что видит «минареты затонувшей столицы Атлантиды», то это переживание можно назвать иллюзией.

Перцептивные искажения

К перцептивным искажениям относятся изменения формы и раз­мера, блики (shimmerings), явные искривления в действительности пря­мых линий и изменения переживаний цвета. Иногда вертикальные объек­ты кажутся опрокинутыми и даже перевернутыми. Это может произой­ти во время ауры1 больных эпилепсией или головных болей при мигрени, во время интоксикации наркотиками, а также в обратных кадрах [см. выше. — Ред.-сост.] после длительного или повторного приема галлю­циногенов. Нередко перцептивные искажения наблюдаются в состоянии утомления.

Синестезии

Синестезия — это смесь образов более чем одной модальности3. Например, образы одного из органов чувств переводятся в образы друго­го органа чувств, придавая необычное качество непосредственному опы­ту. Чаще всего сообщают о синестезии «цветного слуха». Это случай, ког­да слуховые стимулы представляются как в слуховой, так и в зрительной форме (обычно в виде ощущений изменяющихся цветов). С наружными версиями этого внутреннего феномена можно познакомиться, посмотрев фильм «Фантазия», или на концерте рок-музыки, сопровождающейся световым шоу. Некоторые люди всегда переживают свои мысли синестетически или постоянно переводят восприятия одного органа чувств в образы другого. Но обычно синестетический опыт происходит не посто­янно, а эпизодически, и люди, не привыкшие к нему, приходят в изумле­ние, когда переживают синестезию.

Переживание deja vu

Упоминание этого вида опыта кажется желательным, несмотря на то, что данное переживание представляет собой по большей части неко­торое настроение или интерпретацию, чем образ. Переживание deja vu [фр. уже виденного. — Ред.-сост.] состоит в том, что человек видит но­вую ситуацию как повторение прошлого опыта, хотя на самом деле это не так. Переживание deja vu не сводится к зрительному восприятию, но поскольку оно включает в себя восприятие, оно является иллюзией осо­бого вида — это не ошибочная интерпретация внешней сцены, а иллю­зия знакомства с ней.

Негативные галлюцинации

Крайне слабые варианты негативных галлюцинаций возникают и в повседневной жизни. Например, человек может искать какую-то вещь, смотреть прямо на нее, но не видеть в сознании. Некоторые позитивные галлюцинации и иллюзии включают в себя аспект негативной галлюци­нации: восприятия действительных стимулов выпадают из сознательно­го представления и замещаются внутренними образами. Как видно из следующего примера, сравнительно фрагментарные негативные галлюци­нации могут быть вызваны в состоянии гипнотического транса и путем постгипнотического внушения.

В состоянии гипнотического транса испытуемого настойчиво заверили, что он не сможет видеть доктора Джоунза, наблюдателя, даже после того, как он выйдет из состояния транса. Если же он посмотрит прямо на доктора Джоун­за, — продолжали внушение, — он будет беспрепятственно смотреть сквозь него. С целью прекращения постгипнотического эффекта, испытуемому сказа­ли, что это «невидение» закончится, когда он сосчитает до десяти.

Затем испытуемый был выведен из состояния транса и как обычно беседо­вал с гипнотизером. Когда его спросили, видит ли он доктора Джоунза, он от­ветил, что не видит. Затем ему задали вопрос, видит ли он кого-нибудь на сту­ле, на котором сидел доктор Джоунз. Испытуемый настойчиво утверждал, что этот стул никем не занят. Тогда гипнотизер спросил испытуемого, не будет ли он столь любезен, поскольку стул пустой, пойти и сесть на него. Испытуемый встал, чтобы выполнить эту просьбу, но затем прошел кругом по комнате. Его спросили, почему он не сел на стул. Испытуемый ответил: «Он кажется таким неудобным*. Затем внушение было прекращено: испытуемого попросили со­считать до десяти. После этого он с явным удивлением отметил, что сейчас на этом стуле сидит доктор Джоунз, который, должно быть, незаметно вошел в комнату. Когда ему задали вопрос о причине его затруднений после инструкции сесть на стул, испытуемый заявил, что доктора Джоунза он не видел в те­чение всего предыдущего периода времени, но у него было крайне тревожное чувство, что от этого явно пустого стула ему надо держаться подальше.

Послеобразы

Послеобраз — остаточное явление, сохраняющееся после удаления внешнего стимула. Возможно, читателю знакомы как «негативные», так и «позитивные» послеобразы (термины, заимствованы из фотографии). Например, если в течение нескольких секунд пристально смотреть на объект красного цвета, а затем перевести взгляд на белую стену, то мож­но «увидеть» спроецированный на эту стену зеленый цвет, противопо­ложный красному на цветовом кругу — это негативный послеобраз. Но может появиться и позитивный послеобраз — остаточное впечатление красноты. Обзор литературы, посвященной соответствующим исследова­ниям, сделал Ричардсон.

Наши рекомендации