Образы, классифицированные по яркости

Человек живет как в мире действительности, так и в мире фантазий, и проблема заключается в знании различий между ними. Иногда образы (images) путают с восприятиями (perceptions), иногда восприятия кажутся воображаемыми. Точное разграничение этих двух источников информации во многом зависит от степени яркости (vividness) переживания.

Когда внутренние образы становятся более яркими, они с большей вероятностью будут локализованы как внешние и признаны действительными. Поскольку в психопатологических состояниях ошибки такого рода происходят довольно часто, определение яркости образа становится центральной клинической проблемой. Нижеследующие описания образов расположены в порядке от наибольшей к наименьшей яркости.

Галлюцинации

Галлюцинация — это образ внутреннего происхождения, который кажется столь же действительным, ярким и внешним, как и восприятие объекта1. Этот эпизод почти всегда считается непроизвольным переживанием, а не результатом преднамеренного процесса мышления. Галлюцинации происходят в любой сенсорной модальности. Больные шизофренией, например, чаще сообщают о слуховых галлюцинациях, чем о зрительных. Не все галлюцинации неприятны, и некоторые люди получают большое удовольствие (и даже приходят в восторг) от своих видений. Галлюцинации возникают в любом состоянии сознания, в том числе при полном бодрствовании.

Термин «галлюцинация» расплывчатый, и, как отмечает Сарбин, нередко употребляется неправильно. Проблема в том, что в языке мало слов или выражений, которые различают восприятия внешних объектов от обра­зов, существующих только в психике. Когда человек говорит, что «видел (saw) свою мать», то не разводит отчетливо, то ли он (1) воспринимал (perceived) свою мать, то ли (2) ошибочно принял некую женщину на улице за свою мать, то ли (3) воскресил в памяти образ своей матери, то ли (4) у него была галлюцинация матери. В повседневном общении мы обходим эту трудность, добавляя какие-то описательные утверждения или задавая вопросы. К сожалению, у людей с психическими расстройствами общение нередко нарушено в такой степени, что они не в состоянии пояснить высказывания, подобные утверждению «я видел свою мать».

Сложности в описании возникают и при постановке психиатрического диагноза. Обычное соединение галлюцинаторных симптомов с психотическими расстройствами, особенно с шизофренией и токсическим психозом, приводит к ошибочным заключениям. Галлюцинирующему человеку, как правило, ставится диагноз «психоз», несмотря на то, что галлюцинации могут быть и у нормальных людей. Например, у челове­ка, потерявшего кого-то из близких, иногда возникают галлюцинации умершего как часть непсихотической реакции горя. С другой стороны, люди, которые, по всей видимости, являются психотиками и сообщают об умственных образах, могут быть ошибочно квалифицированы как име­ющие галлюцинации. Правильное заключение о галлюцинациях может быть сделано только на основе расширенного и ясного описания.

Псевдогаллюцинация

Различение псевдогаллюцинаций и галлюцинаций, с одной стороны, и псевдогаллюцинаций и мысленных образов (thought images), с другой, впервые провел Кандинский и пересмотрел Седман. Часто наблюдается клинический «промежуточный» тип феномена, при котором образы очень реалистичны, но нет того чувства реальности, которым обладают галлюцинации. Некоторые пациенты могут колебаться в описании своего опыта между галлюцинациями и псевдогаллюцинациями или между псевдо-галлюцинациями и мысленными образами. Пока псевдогаллюцинации не будут субъективно локализованы во внешнем окружении или, если они спроецированы вовне, не приобретут чувство реальности, они более интенсивны и непреодолимы, чем мысленные образы. Подходящим кри-терием их различения, возможно, является реакция субъекта: даже когда человек не верит, что образ реален, и даже если образы качественно отличаются от действительного восприятия, эмоционально он реагирует на них так, как если бы они были реальными. Возможно, эта эмоциональная реакция тесно связана с общим свойством псевдогаллюцинаций: они возникают вопреки действиям воли и, несмотря на попытки отогнать их, не рассеиваются сразу же. Псевдогаллюцинация может быть описана примерно следующим образом.

Я вижу фантастический образ моей матери с зеленой змеей, обвившейся вокруг ее шеи. Это пугает ее. Очень жизнеподобно и в цвете. Я знаю, что все это только в моем сознании, но прихожу в ужас. Теперь он возникает каждую ночь. Я хочу, но не могу избавиться от него. Я могу приказать себе предста­вить его сейчас, но это не то, что ночью. Он и сейчас жуткий, но не настолько яркий и страшный.




Мысленный образ

Мысленный образ (thought image) - обычный компонент психичес­кой жизни. Его яркость может варьировать от сравнительно слабой до очень сильной, но, по определению, мысленные образы всегда локализова­ны внутри. Содержание может варьировать от фантазии до визуализации логических задач в геометрии. Поэзия, например, часто вызывает после­довательность ярких мысленных образов.

Память на образы не всегда точная. Эпизод образного переживания, когда он происходит, может быть осознан как мысленный образ, а припо­минание этого эпизода, вновь рассматриваемое позднее, может быть оце­нено как образ, производный от восприятия. Это можно назвать «ретрос­пективной галлюцинацией» или просто ошибкой памяти. В некоторых состояниях сознания память настолько расстроена, что ошибки ретроспек­тивной оценки возникают довольно часто.

Бессознательный образ

Для полноты картины я включил термин, который читатель психо­аналитической литературы может встретить повсюду — бессознательный образ (unconscious image). Это выглядит как противоречие в терминах: если образ не осознается, то как он может переживаться в виде образа? Психоаналитическая теория предполагает, что бессознательный образ когда-то был сознательным, но вследствие своей вовлеченности в психо­логический конфликт намеренно «забывается» посредством процесса вытеснения. Хотя бессознательный образ (возможно, являющийся про­дуктом фантазии) сознанию не доступен, мы предполагаем, что он все-таки может воздействовать на мышление и поведение.

Эти четыре вида образных явлений, отличающиеся по яркости, раз­личаются и по другим параметрам, как это показано в таблице 2. В ней представлены только обобщенные характеристики, а конкретное пережи­вание может меняться, принимая то или иное значение по каждому из параметров.

Наши рекомендации