Образы, классифицированные по условиям формирования

Еще одна важная для объяснения психодинамики и психопатоло­гии проблема — это условия (context), в которых формируется образ. Представьте себе человека, который сообщает о том, что мы определяем как галлюцинацию. Мы бы встревожились, если бы это случилось с хи­рургом во время операции, или с летчиком во время посадки, или с плот­ником за токарным станком. Однако, если они галлюцинировали при засыпании или в результате воздействия наркотиков, мы бы без особых колебаний отнесли бы данное сообщение к сфере нормального опыта. В различных, поясняемых ниже рубриках-названиях, представлена по­пытка пояснить переживания образов путем описания условий их фор­мирования.

Гипногогические образы

Гипногогические (hypnagogic) образы возникают в сумеречном состо­янии сознания, на переходе от бодрствования к сну; гипнопомпические (hypnopompic) образы в точности такие же, но появляются они во время пробуждения. Поскольку эти переживания могут быть очень яркими и казаться реальными, иногда их называют гипногогическими галлюцинаци­ями. Однако такие переживания могут быть и псевдогаллюцинациями и мысленными образами. Гипногогические образы характеризуются чув­ством непреднамеренного управления содержанием и склонны к развитию от разумных к фантастическим представлениям.

Образы сновидений, кошмары

Происходящие каждую ночь сновидения {nightly dreams) — это, пре­имущественно, зрительные переживания. Недавние исследования сна по­казали, что большинство людей видят сны около пяти раз за ночь в пе­риоды, когда происходят быстрые движения глаз (БДГ). В течение этих периодов головной мозг находится в состоянии повышенной активности, что и проявляется в БДГ и в показателях электроэнцефалограммы. Ког­да людей будили во время таких периодов сна, то они довольно часто сообщали о сновидном переживании зрительной модальности. Если же их будили в периоды без БДГ, то они могли дать отчет о мыслях, но эти мысли были представлены в зрительной форме намного реже.

Приведем пример отчета о сновидении после пробуждения в пери­од БДГ.

Я каталась с молодым человеком на багажнике мотоцикла. На мне было новое голубое платье, он был одет во все черное. Затем неожиданно оказалось, что мы сидим на моем заднем дворе и едим большое количество снеди, раз­ложенной на одеяле. В следующей сцене была связка кем-то подписанных писем или что-то в этом роде, но я видела их недостаточно ясно для того, что­бы понять, о чем там говорится.

А вот пример отчета после пробуждения в период без БДГ.

Думал о завтрашнем пикнике. Какую купить еду. И это все.

Кошмары (nightmares) — сновидения особого вида. Обычно кошма­ром мы называем любое крайне неприятное сновидение. Существует, тем не менее, типичный набор переживаний, составляющих классичес­кий кошмар. Три таких компонента выделяет Джоунз: (1) устрашающий зрительный образ; (2) связанное с ним чувство оцепенения; (3) ощуще­ние удушья.

Психоделические образы

Галлюциногенные наркотики (типа ЛСД) обычно вызывают обра­зы, преимущественно галлюцинаторного характера, которые встречаются в нормальном опыте большинства людей крайне редко. Переживание психоделического (psychedelic) образа зачастую начинается с необычных восприятий типа флюоресцирующих цветов или эффектов излучения, и переходит к интенсивным зрительным мысленным образам, иллюзиям, псевдогаллюцинациям или подлинным галлюцинациям. Содержание этих образов нередко кажется новым, сверхъестественным и захваты­вающим. Часто их сопровождает чувство таинственной и даже мисти­ческой значимости. Иногда призрачное чувство «знания свыше» или символический синтез остаются после прекращения действия наркотика, несмотря на то, что действительно пережитые образы могут быть забы­ты1. Содержание и форма не являются специфичными для наркотичес­ких галлюцинаций: аналогичные феномены наблюдаются при бреде, вы­званном высокой температурой или истощением, а также в состояниях транса.

Приведем пример описания психоделического образа.

Сначала я был разочарован — кубик (ЛСД) никак на меня не подейство­вал. Затем я заметил особый нимб света, окружавший темную голову моего наставника. Я закрыл глаза и увидел калейдоскоп сверкающих цветных пя­тен в виде бесконечного потока фантастически сложных, повторяющихся форм. Я был ошеломлен, открыл глаза и увидел на стене меняющийся узор. Это был парад образов и образов внутри образов, целый мир картин, которые я навряд ли смогу припомнить. Действительно хорошо я запомнил ту из них, на кото­рой мы все были облачены в наряды в черную крапинку, как бабочки. Мы сидели высоко на дереве, растущем над обрывом горы, и смотрели вниз на глубокую голубую долину. Мы были величавыми существами из далекого бу­дущего. У каждого были крылья бабочки, и я знал, что могу с полной уверен­ностью летать, порхая крыльями, на любой высоте.

Обратный кадр

Образы, формирующиеся в состоянии, вызванном приемом нар­котика, могут быть пережиты повторно после окончания действия нарко­тика. На жаргоне хиппи словами «обратный кадр», «вспыхивание» и «выброс» (flachback, flaching, and throwback) обозначают субъективное впечатление непроизвольного возвращения зрительных образов, впервые возникших во время интоксикации наркотиком и повторяющихся поз­же, спустя долгое время после того, как наркотики перестали действо­вать. Существует и побочное значение: обратный кадр как повторение воспринятого в далеком прошлом.

На меня пикирует человек с крыльями летучей мыши. Теперь это проис­ходит в любое время — снова и снова. Возможно, несколько чаще, когда я в стельку пьян. Впервые это случилось во время моего путешествия с кислотой, когда человек-летучая мышь действительно очень сильно напугал меня. Тог­да это сопровождалось кучей других вещей. Теперь же в голову накатывает только это — обратный кадр. В первый раз он испугал меня. Теперь-то я при­вык, но предотвратить его появление или убрать его я не могу.

Проблесковые образы

Переживание, называемое проблесковыми образами (flickering ima­ges), состоит из быстрой последовательности образов, вторгающейся в со­знание и с трудом поддающейся запоминанию. Обычно ему предшеству­ет физический стресс, который может возникнуть в состоянии утомления, но не обязательно сонливости. Сознание приходит в сновидное состояние, но без нарушения текущих эмоций и поведения. Форбз ввел термин «сверкание сновидения» (dream scintillation) и постулировал, что причи­ной его являются кратковременные локальные расстройства кровообра­щения (circulatory disturbances)1. Сол заметил, что два опыта его соб­ственных переживаний и те, о которых сообщал Форбз, наблюдались сра­зу же после напряженной физической работы. Я предложил изменить данное им название на термин «проблесковые образы», поскольку чело­век не спит, а значит, не видит снов, а также потому, что это событие может быть преходящим изменением в сознании по причине легкой формой височной эпилепсии или мигрени,

Наши рекомендации