Так называемый закон специфической энергии

Д.Н.Узнадзе Общая психология М., Смысл-Питер, 2004

В связи со сказанным естественно возникает вопрос: если ощущение едино, то какова роль различия органов чувств? Можно предположить, что все возможные различия между ощущениями полностью зависят от различия органов чувств. Преж­де за ответом на данный вопрос обращались к теории физиолога Иоганнеса Мюл­лера. Исходный пункт данной теории составляет то бесспорное наблюдение, что ощущение каждой отдельной модальности связано с совершенно определенным органом чувств, что не существует ни одного случая в рамках ни нормы, ни аномалии — перемещения ощущения какой-либо модальности на другой орган чувств. Короче говоря, никогда не случалось так, чтобы человек слышал глазом и видел ухом. Одним словом, каждый орган чувств способен дать только собственное специфическое ощущение. От чего это зависит? Воздействуя на один и тот же орган чувств совершенно различными раздражителями, получаем всегда один и тот же результат — в любом случае мы будем иметь дело с одним и тем же ощущением, чем бы оно ни было вызвано; например, результатом раздражения органа зрения всегда будет зрительное ощущение. Следовательно, модальность ощущения совершенно не зависит от объек­тивного раздражителя. Но тогда остается единственная возможность — она зависит от органа чувств. Складывается такое впечатление, будто бы зрительный нерв обладает особой способностью специфического действия, то есть специфической энергией, и в ответ на любое раздражение может выявить только эту энергию; например, зрительный нерв может только видеть. Аналогичное следует сказать и об остальных органах чувств. Что вытекает из этого? Получается, что, имея, например, ощущение цвета, я тем самым получаю сведения не о вызвавшем данное ощущение объекте, а об особенностях самого органа чувств, его способности действия. Одним словом, ощущение вовсе не является отражением объективной действительности, а всего лишь выявляет специфику действия органов чувств. По данной теории Мюллера (теории специфической энергии органов чувств) получается, что ощущение отнюдь не отображает объективную действительность; то, что представляется объективной реальностью, на самом деле зависит лишь от строе­ ния органов чувств. Следовательно, чувственно данный нам мир полностью иллю­зорен, и наша активность протекает в этом иллюзорном мире. То, насколько многообразен этот мир или какими признаками он обладает, полностью зависит от наших органов чувств — любое качественное различие ощущений основывается на разли­ чии соответствующего органа чувств. Следовательно, в конечном счете любое качественное различие должно быть сведено на модальные различия. То, что видим глазами разные цвета, слышим ушами различные тона, или поверхностью нашего тела, кожей чувствуем как прикосно­ вение, так и тепло и холод, в соответствии с данной теории указывает на то, что ни глаз, ни ухо и ни один другой орган чувств, дающий качественно различные ощуще­ ния, не являются по существу одним органом — каждый из них должен включать в себя целую группу отдельных органов. Согласно теории Мюллера, достаточно выявить какое-либо качественно отличное ощущение, чтобы предположить и существо­ вание соответствующего ему органа и с полным правом начать его поиск. Влиянием данной теории объясняется то, что одно время в психофизиологии органов чувств велся интенсивный поиск отдельных органов, в результате чего был открыт целый ряд таких органов. В частности, в глазе были обнаружены отдельные органы для ощу­ щения света (так называемые «палочки») и ощущения цвета (так называемые «кол­ бочки»), а на коже — отдельные точки ощущения тепла и холода, давления и т.д. Несомненно, что этот факт свидетельствует в пользу данной теории. Но, тем не ме­ нее, он все-таки не оправдывает ее главную мысль, согласно которой ощущение представляет собой не отражение объективной действительности, а своеобразие организации органов чувств. В чем же правильна теория Мюллера? Наблюдение, на которое она опирает­ ся, представляет собой несомненный факт, игнорировать который невозможно. Оче­видно и то, что органы чувств взрослого человека безусловно обладают специфической энергией, то есть глаз может только видеть, а ухо — слышать. Однако это не означает, что сам раздражитель не имеет никакого значения. Напротив, будь органы чувств полностью индифферентны по отношению к качественному различию раз­дражителей, то было бы совершенно непонятно, почему у каждого органа чувств появилось свое специфическое строение и, следовательно, специфическая энергия. Не вызывает сомнений, что формирование органов чувств произошло в результате длительного процесса развития, и организация каждого органа чувств является след­ ствием этого развития. Это с очевидностью подтверждает даже краткое рассмотре­ ние истории развития органов чувств. В самом начале развития никакого различия между органами чувств не существовало — единственным органом живого существа была вся масса протоплазмы, весь организм, и интересно, что он одновременно был и органом чувств, и двига­ тельным органом, то есть тем, чем организм и воспринимал, и отвечал на воздей­ ствие раздражителя. Размежевание органов чувств и движения и возникновение за­ тем многочисленных, отличных друг от друга органов чувств является следствием последующего развития. Этот путь развития нужно представить следующим образом: первичная, диф­фузная двигательная и чувственная, то есть сенсомоторная, функция отделяется от тела в целом, увязывая с его отдельными частями; на теле вычленились отдельные части, на которые было возложено выполнение этих двух функций. Таким образом, общая функция всего тела превратилась в функцию его отдельных частей. Так возник первый специальный орган, выполняющий сенсомоторные функции. Следует особо подчеркнуть, что примитивная чувствительность живого организма, стало быть, непосредственно связана с движением — ощущение не существует отдельно, вместе с ним возникает и соответствующее движение организма. Размежевание этих функций произошло на более высокой ступени развития. Далее развитие пошло по пути дифференциации самостоятельных органов чувств. Во-первых, для нахождения и идентификации пищевых объектов, производящих химическое воздействие на организм, в этом последнем выделились отдельные части, наделенные особой химической чувствительностью, и потому легче и точнее справлявшиеся с этой функцией. Так возник орган вкуса, строение которого со временем все больше и больше соответствовало возложенной на него функции. Также возник и орган обоняния, воспринимающий химическое воздействие пищи и на расстоянии, облегчая, тем самым, организму ее поиск. К этому добавилось зарождение и последующее развитие аппаратов, специально устроенных для получения механических и микромеханических раздражителей, — органов осязания, зрения и слуха. Если прежде эти раздражители воспринимались всем организмом, то теперь положение изменилось; для их отражения вычленились отдельные части организма, наилучшим образом приспособленные для решения данной задачи. Таким образом, становится ясным, что выделение отдельных органов в процессе развития служило лучшему приспособлению организма к среде. Потому-то и появились органы с различным строением, что существовали различные раздражители, к которым организму приходилось приспосабливаться. Потому-то и выполня­ет каждый отдельный орган соответствующую своему строению специфическую функцию, что его развитие происходило в условиях воздействия специфического раздражителя. Итак, можно заключить, что отмеченные Мюллером факты специфического действия органов чувств доказывают не их независимость от природы раздражителей, а, напротив, полную зависимость от последних; стало быть, ощуще­ния дают нам не иллюзию действительности, а представляют собой ее отражение. Таким образом, мы можем остановиться на следующем положении: наша активность протекает во взаимосвязи с объективной действительностью; для ее успешного осуществления необходимо правильное отражение объективной действительности, и субъективно такое отражение дает наше чувственное восприятие.





А. Мишотт

ВОСПРИЯТИЕ ПРИЧИННОСТИ

Хрестоматия по ощущению и восприятию / Под ред. Ю.В.Гиппенрейтер, М.Б.Михаяевской. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. С. 390- 392.

Бельгийский психолог А. Мишотт провел серию лабораторных экспериментов с целью выяснить условия восприятия физической причинности при движения.

На картонный диск наносятся две толстые кривые линии: одна черная, другая серая (рис. 1, А). Диск закрепляется на горизонтальной оси. Перед ним помещается большая ширма со щелью, обозначенной на рисунке пунктирной линией. Таким образом, испытуемый может видеть только два маленьких квадратика: один — черный, другой — серый. Медленно вращая диск против часовой стрелки, экспериментатор за­ставляет двигаться два квадрата вдоль щели; характер движения опре­деляется особенностями кривизны линий, нанесенных на диск. Пунк­тирные линии и буквы от а до е по краям диска указывают на шесть различных фаз движения квадратов при повороте диска. На рис. 1,Б показана последовательность событий, воспринимаемых испытуемым. Сначала (фаза а) оба квадрата неподвижны; черный находится на некотором расстоянии слева от серого. Затем черный квадрат начинает двигаться по направлению к серому (фаза b). Затем в течение секунды (фаза с) оба квадрата, соединившись, остаются неподвижными. После этого (фаза d) серый квадрат движется вправо, а черный остается на месте. Наконец, серый квадрат останавливается на некотором расстоянии от черного (фаза е).

так называемый закон специфической энергии - student2.ru

Рис 1. В. 1—«толкание», 2 —«торможение», 3—«высвобожде­ние»; 1+2 — «толкание» + «торможение» ось ординат — количество ответов каждой категории, ось абсцисс — отношение скоростей (черный, серый)В этом основном эксперименте испытуемые говорят о том, что они ясно видят, как черный объект толкает серый, т.е. является причиной его движения:. Это впечатление носит характер не умозаключения, а непосредственного восприятия.

Мишотт систематически варьировал стимульные условия, меняя характер линий, нанесенных на диске. Таким образом, он мог изучать влияние изменений скорости движения черного квадрата, расстояния, проходимого до столкновения с серым квадратом, длительности контакта между обоими квадратами, последующей скорости серого квадрата и т.п.

Основываясь на отчетах испытуемых в этих различных условиях, Мишотт обнаружил два четко различных типа видимой причинности. К первому типу — «толканию» — он отнес случаи, когда испытуемым казалось, что черный объект приводит в движение серый, передавая ему свою энергию. Ко второму — «высвобождению» — случаи, когда черный объект вызывает движение серого, как бы высвобождая или включая скрытую энергию, уже имевшуюся у него; здесь не было впечатления передачи энергии черного объекта серому.

Переход от «толкания» к «высвобождению» зависит прежде всего от соотношения скоростей двух объектов. Когда скорость черного значительно больше последующей скорости серого, испытуемые почти всегда видят «толкание»; наоборот, когда скорость серого меньше скорости черного, воспринимается «высвобождение». Если скорости приблизительно одинаковы, испытуемые примерно с одинаковой частотой дают оба типа ответов.

Нацулас считает, что когда сообщенная скорость меньше предше­ствующей, может восприниматься «торможение» как результат некоторой дополнительной силы. Мишотт, чьи испытуемые спонтанно сообщали о своих впечатлениях, не упоминал о такой категории. Нацулас же ставил своих испытуемых перед выбором между «толканием», «высвобождением» и «торможением». Он обнаружил, что последний ответ чаще выбирается при увеличении отношения скоростей (см. рис. 1 В). Очевидно, что «торможение» является частным видом более общего ответа «толкание», по Мишотту. Таким образом, объединяя эти два типа ответов с данными Нацуласа, мы можем дать количественную картину относительной частоты эффектов «высвобождения» и «толкания» в зависимости от пропорции скоростей.

В.Олум провел аналогичные эксперименты с детьми и нашел, что семилетки при уменьшении пропорции скоростей также переходят в своих ответах от «толкания» к «высвобождению», однако «толкание» они воспринимают гораздо дольше, т.е. при значительном увеличении отно-сительной скорости второго объекта. Эффект «высвобождения» является более сложным, чем «толкание» (так как предполагает присутствие некоторой скрытой силы). Таким образом, результаты Олума показывают, что дети предпочитают сводить к минимуму изменения в перцептивной организации: они сохраняют образ «толкания» так долго, как только могут.

М.Д. Хоровитц

ВИДЫ ОБРАЗОВ

Horowitz M.J. Image Formation and Psychotherapy. N.Y., L.: Janson Aronson, Inc. 1983

Прежде чем перейти к психологии формирования образов, нам необходимо разобраться во всем многообразии этих явлений. С этой целью я сгруппировал различные виды образов в четыре класса (см. табл. 1). Эти классы соответствуют четырем разным подходам к образным явлениям, а именно, в зависимости от того, что предполагается наиболее важным ас­пектом образа, может подчеркиваться или его яркость, или условия его формирования, или влияние на него восприятия, или его содержание. Важность зависит от объяснения, которое мы даем образу, пережитому конк­ретным человеком в определенный момент. Теория образных явлений и основания для выбора названия образа (т.е. то, как наблюдатель опреде­ляет, какой аспект образа он хочет подчеркнуть) будут обсуждаться позже. В этой главе определяется и поясняется специальная клиническая терми­нология, а также проводится краткий обзор вопросов, связанных с указан­ными общими классами.

Клиницисты должны знать нижеследующую классификацию и феноменологию образов, так как понимание многообразия образных переживаний играет важную роль в их расспросах о недомоганиях и проблемах, о которых пациенты сообщают во время обследования и психотерапевти­ческих сеансов. Публично о переживаниях эпизодов образных явлений, как правило, не говорят, они остаются при себе, поэтому их трудно описать словами. Человек может думать, что уникальное для него, но вообще-то сравнительно обычное переживание, возможно, является первым сигналом приближающегося сумасшествия или, по меньшей мере, признаком потери контроля над умственными функциями.

Тщательный опрос, правильное опознание и наименование подобных эпизодов проясняют переживания и являются, сами по себе, довольно сильной вспомогательной техникой психотерапии. Разграничение действительной картины пережитого образа и связанных с ней фантастических домыслов уменьшает вторичную тревожность, которая может составлять изрядную долю синдрома. Кроме того, у пациента появляется уверенность, что его лечит человек, профессионально разбирающийся в психологических переживаниях. В процессе такого обследования надо расспросить пациента о состоянии психики, в котором возник данный образ, уделив при этом особое внимание начальным ситуациям его появления и степени рефлексивного самоконтроля (произвольности) в его начале и продолжении.

Таблица 1

Классы и виды образов

Образы, классифицированные по яркости

1. Галлюцинация 3. Мысленный образ

2. Псевдогаллюцинация 4. Бессознательный образ

Образы, классифицированные по условиям формирования

1. Гипнагогический 3. Психоделический образ

образ 4. Обратный кадр

2. Образ сновидения; ночной кошмар 5. Проблесковый образ

Образы, классифицированные по взаимодействию с восприятием

1. Иллюзия 4. Deja vu

2. Искажение восприятия 5. Негативная галлюцинация

3. Синестезия 6. Послеобраз

Образы, классифицированные по содержанию

1. Образ памяти; эйдетический образ 5. Фантомная конечность

2. Образ воображения 6. Паранормальная галлюцинация

3. Энтоптический образ 7. Воображаемый собеседник

4. Образ тела; переживание схемы тела 8. Числовые и графические формы

Наши рекомендации