Схема действий в рассуждении помыслов.

Схема действий в рассуждении помыслов. - student2.ru

1. Я на сердце беседую с Богом посвящением, молитвой, рассуждением о том, как мне лучше исполнить волю Его.

2. Вдруг совершенно незаметно для меня произошло помрачение, я уже не знаю – где я и что со мной, я весь в помысле.

3. Благодать через совесть освобождает от помрачения, дарует свободу сознанию, дарует зрение помысла или страсти.

4. Так как я осознал себя находящимся в голове, и поняв, что со мной, я осознанно, добровольно спускаюсь на сердце к Богу, и уже там, перед очами Божиими вспоминаю схему жизни души.

5. В уме провожу линии от сердца через чувства к предмету и обратно, далее – от сердца возникшее желание к уму. Таким образом, обозначаю себя в себе, себя в действиях, себя по отношению к ним. Сознанием держу возникшее чувство страсти или память о помысле, далее отстраняюсь от этого как от чужого с ненавистью и презрением и затем провожу духовное рассуждение, входя в помысел, разбирая его. Например, предметом страсти был ближний. Находясь мысленно в схеме жизни души, задаю себе вопрос: почему я не люблю ближнего по заповеди? – Потому что преисполнен самолюбия, превозношения. Обозначаю себя в схеме, как я, будучи свободным, добровольно принял помысел, делающий меня божеством, и тем самым создал соответствующее качество сердца, сделав его гордым. Будучи в падении, нахожусь во власти своего гордого сердца, поэтому и ожидаю от других исполнение своих желаний, собственных страстей, то, конечно, не вижу в ближнем образ Божий, не вижу себя. Так, разложив все по полочкам вокруг себя, держу все это в сознании. На возникшее страстное чувство или на помысел, помрачивший меня, в общем, на причину, зовущую меня на грех, нападаю с ненавистью и призрением: «Фу-у, мерзость и зловоние в душе моей, помрачает меня ложью на брата, лишает жизни». Вызываю в душе брезгливость к этому злу, стараясь оставить память, след этой брезгливости в душе, тем самым откидываю зло от себя. И тут же обращаюсь к Богу: «Иисусе Христе, помилуй мя». Главное – увидеть и разложить причину своей скорби в себе, увидеть вину перед Богом и обозначить в душе истину. Во время рассуждения помыслов, когда обличением себя, то не удовлетворяем свои страстные желания, а открывающуюся истину, терпеливо и настойчиво доводим до чувства сердца.

Ниже предложены темы для духовного рассуждения: когда пользуемся ими, то постоянно обозначаем страсти на себе, смотрим, как сердце дышит ими, используя схему жизни души.

- Вот мое тщеславие требует себе почета, по схеме смотрим, как возникло тщеславие и т. д.

- По корысти требую и ожидаю себе материальных благ.

- Любопытствую, выискиваю в других недостатки, чтобы возвыситься в осуждении, превозношении.

- Лицеприятие – это мое страстное отношение к человеку, которое исключает отношение по заповеди.

- Неприязнь – подсознательная месть за настоящие или бывшие не удовлетворения моих желаний.

- Гнев – самозащита от посягательств на мои страстные желания, покой, радость, свободу.

- По тщеславию работаю на мнение других.

- Зависть, желание чужого. Забыл, что талант или что-либо, что имеет человек, – это от Бога, а не его собственность. Любой талант, – в должности, в способности, в обладании, – дается для совместного пользования, для проявления любви. Если вижу в таланте одни права, то это на погибель, а если обязанности, то на спасение.

- По своей гордости я бываю своенравный, навязываю свою волю другим, не считаясь с их немощью. И если человек не выполняет то, что я хочу, то я за это его не люблю.

- Отношения к людям у меня зависят от того, что они неодинаково исполняют желания моего сердца. По разнообразию моих желаний и ожиданий создаются мои отношения.

- Мои отношения бывают злопамятством или добропамятством. Если в них нет памяти о Боге, то такие отношения постоянно меняются. А если будет память о Боге, то легче видеть в каждом человеке хотя и падший, но образ Божий. Отношения без Бога не могут быть бесстрастными.

- Нет охоты думать. Лень ума удаляет от духовных рассуждений, приводит к интеллектуальной ограниченности. Лень сердца – отсутствие труда над его очищением. Особо опасна лень ума в духовном трезвении. Лень тела – застой телесных сил, движение происходит только к удовольствиям и страстям.

- Вред суеты заключается в том, что он лишает человека благоговения в предстоянии пред Богом.

- Осуждение ближнего происходит только от неудовлетворения по гордости, по пристрастию к тварному, от качества моего сердца.

- Своенравный: мне не нравится его наружность, он не делает, что мне нравится и что я желал бы, я его за это не люблю.

- Почему у меня часто меняется настроение? От переменного возбуждения разных страстей. То рассердишься на кого, то позавидуешь чему-нибудь, или переменится состояние здоровья, или приходится переживать какие-либо воспоминания, удовольствия или не удовольствия. Настроение должно быть ровным и прочным. Нельзя допускать до сердца что-либо: нравится или не нравится.

- Соблазн – мой дурной нравственный сердечный вкус. Я почти во всем окружающем ищу исполнение своих желаний. И о человеке часто создается неприязненное мнение лишь потому, что он не удовлетворяет моих желаний и ожиданий, которые в глубине всегда нечисты в самых разнообразных и тонких формах.

- Увлеченность, азарт в необходимых делах, загромождает сердце привязанностью и лишает его свободы для духовно нравственной жизни и деятельности.

- Пристрастие есть привязанность сердечная к предмету, с которым я связываю жизнь своего сердца, питаю им сердце. Поэтому отсутствие этого предмета вызывает скуку и тоску.

- Испытай себя, в каких качествах ты представляешь ближнего, вспоминая о нем, плотские ли его свойства и качества, душевное или духовное его состояние в Боге, и какие бы ты хотел иметь с ним отношения. Эти представления и мнения по отношению к ближнему скажут тебе кто ты: плоть, душа или дух, и какой дух – добрый или злой.

- Меня окружает много зла, несправедливости и всякой душевной нечистоты и жестокости. Меня все это возмущает и раздражает до уныния. Попытки мои повлиять на обстановку в лучшую сторону кончаются неудачей и еще более усложняют и обостряют положение, что в свою очередь приводит вновь к недоумению и унынию. От чего это происходит? От превозношения, гордости, тщеславия и прочих страстей, живущих во мне. Я смотрю на человека как на предмет своих страстей.

- В гневе я стремлюсь превзойти себя, стараюсь использовать на мщение не только свои силы, но и людей. Если кого возненавидел, стараюсь через клевету сделать так, чтобы и другие ненавидели того же.

- Трудно относиться к каждому человеку как к образу Божию, относиться ко всем людям одинаково. У меня на каждого в душе есть особая характеристика, и каждый из наших ближних в разной степени нравится или не нравится. Для своих любимчиков я готов оказывать всякую услугу и даже простить обиды. К тем людям, которые мне не нравятся, я отношусь пренебрежительно, а иногда и сурово. Если человек не нравившийся допустит ошибку, я ему выношу строгий приговор по своей гордости, помимо суда Божия. Если он находится в трудных условиях, я бываю доволен, а если он в беде – гордое сердце говорит «так ему и надо». Ослепленный, одурманенный ядом собственной гордости, я не замечаю, какое страшное разрушительное действие на мое сердце производит зложелательство и злорадство. Все страсти сердца всколыхнулись и пришли в движение: тут и зависть, и ревность, и неудовольствие, гнев, сластность, то есть услаждение собственными страстями. Гордость возбуждается, а молитва и любовь исчезают. Сердце переполнено горчайшей желчью. О Боге нет никакого воспоминания, живу в атмосфере зла, как в аду. Вся эта нечистота осаждается в глубине сердца, и оно постепенно через повторение приобрело бесовское качество гордости, зложелательства, злорадства и жестокости.

- Настоять всегда на своем мнении, вызвать пререкание, быть капризным в мелочах жизни я иногда называю силой характера. Сила характера проявляется в проведении основной мысли в жизни, а разногласия по поводу разных мелочей просто каприз или своенравие. От чего возникает досада, а затем неудовольствие на ближнего.

- Жалость – это желание наполнить жизнь ближнего и насладиться этой полнотой для себя. Жалость не имеет самоотвержения, любви во Имя ученика или пророка, а во имя себя, своего удовольствия. Жалость живет своим чувством, а не высшим Божественным. Опасен путь – жалость в душе перейдет в жалость к телу, человек станет близким весь по душе и телу. Если в этом неустойчивом состоянии не будет духовности и самоотвержения от самоуслаждения своим чувством жизни, может произойти падение. В жалости я увлекаюсь чувством самоуслаждения. Чувство услаждения связываю с предметом жалости, и образуется сластное пристрастие.

- Когда мое сердце поражено страстью, то я вижу людей и окружающие меня предметы не в настоящем их виде, а под окраской своих страстей. Корысть видит в другом объекте предмет наживы. Гордость видит в другом человеке соперника по величавости. Тщеславие болезненно завидует славе и почетности ближнего, и так далее. В большинстве случаев мне страстному ближний представляется как предмет пренебрежения и ненависти.

- Когда начинается вражеское искушение на нас по обстановке или моей греховной привычке, а иногда под лукавым благовидным предлогом, я не считаю это вражеским внушением по своей беспечности и небрежению. Но когда подчиняюсь искусителю и его внушениям, считаю уже своим собственным желанием, то и даю волю своему страстному злобному настроению, в это время омрачается мой ум, и я действую как зачумленный, потеряв всякое самообладание и рассудок. А враг тем временем переливает от себя в наше сердце свое именно бесовское настроение, гневную пламенность, стремление причинить человеку как можно больше укоризны и язв сердечных, стремится убить дух человека, его жизнеспособность – радость жизни. Как только замечаю, что моя злоба действует на человека убийственно, еще злорадствую. Таким образом, мое сердце воспринимает бесовское качество.

- Человекоугодие приводит к тому, что кроме своих страстей я обслуживаю еще страсти других.

- Наблюдая круг своих интересов, к чему чаще или легче привлекается наше внимание, какое сердечное движение вызвало в моем сердце то или иное впечатление

- Испытываю радость, когда получаю деньги – признак сребролюбия.

- При взгляде на красивую вещь испытываю желание иметь ее собственной – признак любостяжания.

- Возбуждение хотя бы и легкого неудовольствия, если я должен или меня просят предпринять какой-либо труд, не входящий в круг моих интересов – признак лености.

- Воспоминая старые обиды, причиненные человеком, которого вижу или воспоминаю о нем и переживаю к нему отталкивающее чувство – признак злопамятства.

- По лени и нерадению не исполняю свой долг перед Богом, данный от Него талант.

- От небрежения свободны в обращении с ближним, не вижу в нем образ и подобие Божие, дохожу до того, что имею человека как предмет своих страстей, используя его в корыстных целях, в неуважении к ближнему теряю свое собственное достоинство, образ Божий. От небрежения в обязанностях к Богу теряю благоговение перед Ним, лишаюсь драгоценного дара в обращении, в молитве и молитвенного дерзновения.

- Лицемерю притворным добродетельным внешним поведением с целью скрыть свое действительно греховное состояние. Лицемерю перед обществом по тщеславию, лукавлю перед человеком с целью заручиться его доверием и расположением.

- Желаю покушать с удовольствием, любовь к покою тела есть плотоугодие.

- Огорчаюсь на замечания тех, кто меня поправляет – гордость и превозношение.

- Печалюсь, когда обо мне плохо отзываются – тщеславие, работа на мнение других.

- В помрачении люди оторваны от реальности, поэтому находясь во власти своего испорченного сердца, они бессознательно постоянно пытаются по своей корысти отобрать у тебя не только материальное, но и часть твоего времени, то есть тебя. Использовать людей, манипулировать ими может только не осознающий себя человек.

- По своей корысти ты окружающих считаешь средством для достижения своих амбиций. Человек как образ Божий отходит на второй план, вовсе перестает что-либо значить для тебя. Важной становится лишь выгода, которую может дать тот или иной человек: материальная прибыль, ощущение собственной важности, физическое удовольствие.

- Находясь в помрачении, ты не способен принимать людей такими, какие они есть. Такой человек постоянно судит, критикует, навешивает ярлыки, сопротивляется, пытается изменить других.

- По мнению гордости, сопротивление – признак силы. На самом деле сопротивление, действие по страсти, отвлекает человека от Бога, единственного источника подлинной силы. Противодействие – это слабость и страх гордости под маской силы. То, что гордость называет слабостью, является связью с Богом во всей твоей чистоте сознания и силы. А вот то, что гордость считает силой, на самом деле есть слабость. Так что видишь, когда ты без Бога, то твоя гордость постоянно пребывает в режиме сопротивления, перевирая роли, гордость пытается скрыть твою «слабость», которая в действительности является силой. Надо понять, что отсутствие сопротивления не обязательно бездействие. Это значит, что любое твое действие становится не реакцией помраченного ума от беснующегося страстного сердца, а осознанное действие в свете заповедей.

- По мере самопознания ты видишь, что все порочные поступки – это следствие помраченного, неосознанного состояния человека. И люди никогда не избавятся от них, если не устранят причину, которая находится внутри, а не вовне. Так что не смотри на внешнее, иначе ты будешь всегда разочарован и можешь дойти до отчаяния. Пока в сознании человека не произойдет глубокий сдвиг в сторону Бога, Его воли, требующий от человека исполнения определенных правил, до тех пор страданию человека не будет конца. Так что всегда в фокусе твоего внимания должна быть причина противления дьявола добру. И никогда не позволяй себе принимать чью-либо сторону, иначе ты создашь образ врага, втянешься в «люблю – не люблю, нравится – не нравится». А Господь сказал: «Любите врагов ваших» (Мф.5,44.), имея в виду, что для тебя должны быть все равны.

- Первородный грех породил твое ложное представление о себе: «я божество» – вот в чем гордыня, которая, находясь в сердце, чувствует себя одинокой, уязвимой, незащищенной и всегда ищет, с чем она может себя идентифицировать, чтобы почувствовать, что она существует. Пока твое сознание отождествляет себя с помыслами ума и сердца, твое представление о себе зависит от внешних условий. Ты получаешь представление о себе из вещей, ситуаций, обстоятельств, имущества, твоего социального статуса, внешности, успеха, неудачи и так далее, из всего того, что на самом деле не имеет к тебе никакого отношения. Все это – помраченный, предоставленный сам себе ум, находящийся во власти гордого сердца, и он управляет твоей жизнью как некое божество, он полностью лишен свободы сознания. Гордыня замкнулась в себе, она воспринимает себя как отдельный элемент, не имеющий реальной внутренней связи ни с одним существом. В окружающих она видит одну угрозу, и по своему качеству она будет пытаться использовать их в своих корыстных целях. Основная причина гордости нацелена на преодоление ее глубинного страха и ощущения недостаточности. Поэтому и возникают желания сопротивления, контроля, власти, защиты, нападения, жадности и тому подобное. Гордыня постоянно прибегает к очень хитрым страстям: то к лукавству, то к обману и всегда с одной целью самоутверждения. Но все эти приемы не решают ни одной проблемы, поскольку гордыня сама является проблемой.

- Тебе даже не требуются какие-то внешние обстоятельства или партнеры, живущие неосознанной жизнью в самотеке помыслов, порожденных гордыней, чтобы вызвать в тебе конфликт твоей гордости. По своей так сказать ветхости, даже если ты ведешь одинокий образ жизни, твой помраченный ум все равно создаст в себе скорби. Когда жалеешь себя, испытываешь чувство вины, тревоги, уныния.

- Истории прошлого, мечта будущего – это твоя идентичность, когда твоей жизнью управляет гордость. Все свое представление о себе ты вкладываешь в гордость. Твои поиски ответа, решения, заключения, как правило, безуспешны, всегда становятся частью гордости.

- Восстанавливая связь с Богом, и выходя из-под власти помраченного ума, ты перестаешь создавать скорби и превращать свою жизнь в сплошное мучение.

- Гордое сердце постоянно навязывает желание что-то делать и имеет склонность воспринимать и оценивать себя сквозь призму успеха и других внешних факторов. Но все может перемениться и исчезнуть, ведь в мире, где «моль и ржа истребляют» (Мф.6,19), нет ничего вечного. И когда все исчезает, тогда ты почувствуешь себя несчастнейшим из людей. Гордыня никогда не примирится с потерей или изменением того, к чему привязалась и с чем себя отождествляет. Гордыня мертвой хваткой цепляется за предмет своих вожделений и противится переменам до конца, да так неистово, словно у нее отнимают жизнь. Практически все скорби, случающиеся с тобой, вызваны их неосознанностью. Они созданы твоим помраченным умом, который находится во власти твоего гордого сердца. А когда ты полностью осознаешь себя, свою чистоту, свою жизнь, тогда скорби не смогут завладеть тобой, ты им в терпении даешь достойный отпор.

Схема действий в рассуждении помыслов. - student2.ru

Наши рекомендации