Составление итогового заключения. Структура заключения.
Информация о результатах психологического обследования должна иметь четкую структуру и отражать наиболее значимые аспекты.
Интеллектуально-мнестический блок включает в себя: общий (базовый) интеллект; скорость протекания и гибкость мыслительных процессов; особенности основных познавательных процессов (мышление, память и внимание); стиль мышления, его положительные и отрицательные характеристики, способность эффективно действовать в различных ситуациях.
Структура эмоционально-личностного блока строится следующим образом: эмоциональный фон и все, касающееся эмоций; коммуникативная сторона (общительность, коммуникативные навыки, стремление к установлению новых контактов, возможные трудности в межличностном взаимодействии); устойчивые личностные характеристики и их проявление в поведении; тревожность и способы ее устранения; нервно-психическая устойчивость и возможные риски (варианты дезадаптации). При этом допускается другой порядок изложения, если это будет точнее отражать наиболее важные характеристики кандидата.
Описание мотивационно-волевой сферы начинается с описания уровня развития волевых качеств и волевых процессов. Далее идет самооценка и уровень притязаний, и, соответственно, мотивация достижения успеха/избегания неудач. Локус контроля и (при необходимости) лидерские и организаторские склонности и способности.
В психофизиологическом блоке (если обследование включало в себя методики, направленные на изучение этой сферы) в первую очередь рассматривается тип реагирования нервной системы, затем основные свойства нервной системы – лабильность, выносливость, уравновешенность, сила/слабость. Далее описывается функциональное состояние и психофизиологические резервы организма.
В блоке дополнительной информации (если необходимо) описывается информация, полученная из беседы, если она может быть важна для начальника, принимающего решение о назначении на должность.
При написании заключения всегда следует учитывать для кого осуществляется интерпретация результатов обследования. Если речь идет о специалистах-психологах, то можно использовать соответствующую профессиональную терминологию, а интерпретация результатов должна быть максимально объективной. Если же результаты проведенного исследования предъявляются должностным лицам (например, директору производства, начальнику отдела кадров и т.д.), которые не имеют высшего психологического образования, то все термины должны быть понятно разъяснены в тексте, при этомследует избегать терминов, которые могут быть интерпретированы как положительные или отрицательные характеристики, или вообще превратно поняты, например, «ригидный», «инфантильный» и т.д.
Также желательно, чтобы информация, предназначенная для должностных лиц, отражала степень, в которой полученные характеристики развития профессионально важных качеств будут способствовать или, наоборот, препятствовать выполнению профессиональных обязанностей. Если данный аспект не учитывается, то у должностного лица при принятии решения о назначении кандидата на должность, не будет сформировано четкого представления о возможностях кандидата. Следует иметь в виду, что лишняя информация, не имеющая отношения к успешности выполняемой деятельности, мешает принятию правильного решения [26].
Заключение
На основании всего вышерассмотренного можно сделать вывод, что профессиональный психологический отбор – это весьма сложный комплекс мероприятий, затрагивающих решение не только научных и организационно-административных вопросов, но и вопросов, имеющих отношение к морально-нравственным и этическим проблемам.
Оценивая степень соответствия психологических качеств и свойств кандидата требованиям конкретной специальности, психологи помогают человеку избежать психических травм, связанных с низкой успешностью профессиональной деятельности, экономят его время, физические и психические ресурсы для той сферы деятельности, в которой он может добиться максимальных успехов. К примеру, даже будучи успешными специалистами, одни люди выполняют свои профессиональные обязанности легко, в то время как от других работа требует значительного напряжения физических и психических сил, в результате чего резервы организма достаточно быстро исчерпываются, что впоследствии приводит к возникновению различных заболеваний.
Таким образом, ППО служит интересам не только организации, но и конкретных людей, позволяя им сохранить психологическое и физическое здоровье.
Список литературы
1. Айсмонтас Б.Б. Общая психология. Схемы. – М.: Владос-Пресс, 2003. - 288 с.
2. Алексеев А.А., Громова Л.А. Поймите меня правильно или книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. - СПб., Экономическая школа, 1993 - 352 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001. - 376 с.
4. Аристова И.Л. Общая психология. Мотивация, эмоции, воля. – ТИДОТ ДВГУ, 2003. – 104 с.
5. Батаршев А., Алексеева И., Майорова Е. Диагностика ПВК. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.
6. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Соколов Е.Д. Методика многостороннего исследования личности. Структура, основы интерпретации, некоторые области применения. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «БЕРЕЗИН ФЕЛИКС БОРИСОВИЧ», 2011. – 320 с.
7. Березин Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988.
8. Бершадский М.Е. Инструменты когнитивного мониторинга: тест интеллектуальной лабильности. – [Электронный ресурс]: база данных. – Режим доступа: http://bershadskiy.ru/load/instrumenty_kognitivnogo_monitoringa/test_intellektualnoj_labilnosti/1-1-0-4
9. Бодров В. А. Психология профессиональной деятельности. Теоретические и прикладные проблемы. – М.: Издательство «Институт Психологии РАН», 2006. – 623 с.
10. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М.: ПЕР СЭ, 2006. – 511 с.
11. Большой психологический словарь. 4-е изд., расширенное / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; Спб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811c.
12. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, МПСИ, Омега-Л, 2006. – 336 c.
14. Горбунов А. Н. Психофизиологические критерии профессиональной пригодности штурмана наведения. Диссертация кандидата медицинских наук. –СПб, 2003. – 164 с.
15. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология: Учебное пособие. – СПб: Питер, 2003. – 256 с.
16. Дмитриева Н.Ю. Общая психология — Эксмо-Пресс, 2008. — 128 с.
17. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер, 2007. – 368 с.
18. Зейгарник Б.В. Патопсихология. – М.: Издательство Московского университета, 1986. – 287 с.
19. Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 752 с.
20. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752 с.
21. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с.
22. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006. – 508 с.
23. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. – М., 2004. – 553 с.
24. Карпов А.В. Общая психология. – М.: Гардарики, 2004. - 232 с.
25. Козубовский В. М. Общая психология: личность – Минск: Алмафея, 2008. - 368 с.
26. Купер К. Индивидуальные различия. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 527 с.
27. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М.: Смысл, 1993. – 43 с.
28. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе. – Москва: Класс, 1998. – 480 с.
29. Макклеланд Д. Мотивация человека. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
30. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 583 с.
31. Маклаков А. Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. – СПб.: Речь, 2008. – 480 с.
32. Мерсиянова А.П. Оптимальная лабильность как характеристика образовательной среды вуза. – Вестник КАСУ №1, 2005.
33. Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти: Практические указания к курсу "Психология и педагогика" для студентов морских и психологических специальностей / Сост.: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. – Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2005. – 53 с.
34. Методическое руководство по профессиональному психологическому отбору в системе МЧС России. – Москва, 2006. – 383 с.
35. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. – М.: Прайм-Еврознак, 2003. – 672 с.
36. Набиуллина Р.Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). – Казань, 2003. – 98 с.
37. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. Учебное пособие. – М.: АЛВИАН, 2007. – 240 с.
38. Немов С.Р. Психология. Книга 1: Общие основы психологии. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
39. Нисбетт Р. Что такое интеллект и как его развивать: Роль образования и традиций. – М:. Альпина нон-фикшн, 2013. – 344 с.
40. Носс И. Н. Профессиональный профессиональный отбор персонала: Учебно-методическое пособие для студентов и практических психологов. – М.: Психотерапия, 2009. – 464 с.
41. Основы военного профессионального психологического отбора/ Под ред. Лазуткина В.И., Жильцова В.А, Зараковского Г.М., Островского Н.П. – М: Военное издательство, 2005. – 464 с.
42. Практическая психология. Психодиагностика групп и коллективов: В. Б. Шапарь. – Москва, Феникс, 2006. – 448 с.
43. Психологический практикум «Память»: Учебно-методическое пособие / Сост.: Л.И. Дементий, Н.В. Лейфрид; Под общ. ред. Л.И. Дементий. – Омск: ОмГУ, 2003. – 64 с.
44. Психологический словарь. 3-е изд., доп. и перераб. /Авт.- сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н., Гордеева Н.О.- Ростов н/ Д: Феникс, 2004. - 640 с.
45. Психология: биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепман, У.А. Конрой. – СПб.: Евразия, 1999. – 298 с.
46. Психофизиология. / Под ред. Ю.И. Александрова, 2-е издание. – СПб.: Питер, 2001. – 496 с.
47. Разработка психограмм основных категорий специалистов МЧС России. / Отчет о разделе НИР. Под общим научным руководством Гуренковой Т.Н., ответственный исполнитель Голубева О.Ю. – М., 2010. – 66 с.
48. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2012. — 713 с.
49. Собчик Л. Н. Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. – Речь, 2005. – 624 с.
50. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие для вузов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 672 с.
51. Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272с.
52. Физиология человека: учеб.пособие / А.А. Семенович (и др.); под ред. А.А. Семеновича. – 2-е изд. – Минск : Выш. Шк., 2008. – 544 с.
53. Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний: Учеб.пособие. – К.: МАУП, 2006. – 240 с.
54. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с.
55. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
56. Хомская Е. Д. Нейропсихология: 4-е издание. – СПб.: Питер, 2005. – 496 с.
Приложение 1. Психограмма спасателя МЧС России
Сфера | ПВК | Анти-ПВК | Резервные ПВК |
I. Интеллектуально-мнестическая | 1. Уровень развития базового интеллекта выше среднего. | 1. Уровень развития базового интеллекта средний и ниже среднего. | 1. Развитое абстрактное мышление. Хорошая способность к обучению. 2. Развитое пространственное мышления. 3. Высокий уровень логического мышления. 4. Высокая концентрация внимания. |
2. Игнорирование прагматического стиля мышления. | 1. Предпочтение или неопределенность в использовании прагматического стиля мышления. | ||
II. Эмоционально-личностная | 3. Практичность. Стремление руководствоваться реальными возможностями. | 1. Негибкое следование правилам. Неспособность к творческому мышлению. | |
4. Низкий уровень суммарной фрустрации. | 1. Наличие беспокойства, внутреннего напряжения. Признаки суммарной фрустрационной напряженности. 2. Недостаточно развитые коммуникативные склонности. | 1. Низкий уровень актуальной тревоги. Эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах. 2. Отсутствие склонности к фиксации на негативных переживаниях. Адекватная самооценка. Доброжелательность. | |
5. Энергичность, эмоциональная вовлеченность. Общительность и оптимистичность. | 1. Склонность преувеличивать свои возможности и не доводить дела до конца. Излишняя активность. 2. Невысокие показатели нервно-психической устойчивости. | 1. Высокие показатели нервно-психической устойчивости. | |
III. Мотивационно-волевая | 6. Выраженная направленность на задачу в ходе деятельности. | 1. Отсутствие направленности на задачу в ходе деятельности. |
1. Всего 6 ПВК:
№ | ПВК | Методики, направленные на измерение ПВК |
1. | Уровень развития базового интеллекта выше среднего. | Тест возрастающей трудности Дж. Равена (6-9 ст.). |
2. | Игнорирование прагматического стиля мышления. | Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≤ 51 б.). |
3. | Практичность. Стремление руководствоваться реальными возможностями. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор М (4-7 ст.). |
4. | Низкие уровень суммарной фрустрации. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор Q4 (1-3 ст.). |
5. | Энергичность, эмоциональная вовлеченность. Общительность и оптимистичность. | Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 9 шкала (45-64 Т-баллов). |
6. | Выраженная направленность на задачу в ходе деятельности. | Методика «Ориентировочная анкета»: направленность на задачу (≥ 31 балла). |
2. Всего 8 анти-ПВК:
№ | Анти-ПВК | Методики, направленные на измерение анти-ПВК |
1. | Уровень развития базового интеллекта средний и ниже среднего. | Тест возрастающей трудности Дж. Равена (1-5 ст.). |
2. | Предпочтение или неопределенность в использовании прагматического стиля мышления. | Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≥ 52 б.). |
3. | Негибкое следование правилам. Неспособность к творческому мышлению. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор М (1-3 ст.). |
4. | Наличие беспокойства, внутреннего напряжения. Признаки суммарной фрустрационной напряженности. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор Q4 (4-10 ст.). |
5. | Невысокие показатели нервно-психической устойчивости. | Анкета «Прогноз»: НПУ (1-8 ст.). |
6. | Недостаточно развитые коммуникативные склонности. | Методика «Оценка коммуникативных и организаторских склонностей»: КС (1-3 Q). |
7. | Склонность преувеличивать свои возможности и не доводить дела до конца. Излишняя активность. | Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 9 шкала (≥ 65 Т-баллов). |
8. | Отсутствие направленности на задачу в ходе деятельности. | Методика «Ориентировочная анкета»: направленность на задачу (≤ 30 баллов). |
3. Всего 7 резервных ПВК:
№ | Резервные ПВК | Методики, направленные на измерение резервных ПВК |
1. | Развитое абстрактное мышление. Хорошая способность к обучению. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор B (7-10 ст.). |
2. | Высокий уровень логического мышления. | Методика «Установление закономерностей» (11-16 правильных ответов). |
3. | Развитое пространственное мышления. | Методика «Пространственное мышление» (7-16 ответов). |
4. | Высокая концентрация внимания. | Методика «Счет по Крепелину»: концентрация внимания (91-100%). |
5. | Отсутствие склонности к фиксации на негативных переживаниях. Адекватная самооценка. Доброжелательность, терпимость. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор L (1-4 ст.). |
6. | Низкий уровень актуальной тревоги. Эмоциональная устойчивость, уверенность в своих силах. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор O (1-5 ст.). |
7. | Высокие показатели нервно-психической устойчивости. | Анкета «Прогноз»: НПУ (9-10 ст.). |
Выставление категории профессиональной психологической пригодности спасателям МЧС России:
Категория | Количество ПВК | Количество Анти-ПВК | Количество Резервных ПВК |
I | 4-7 | ||
II | 1-2 | 4-7 | |
III | 1-4 | 3-5 | 2-3 |
IV | 6-8 | 0-1 |
Приложение 2. Психограмма пожарного боевого расчета ФПС МЧС России
Сфера | ПВК | Анти-ПВК | Резервные ПВК |
I. Интеллектуально-мнестическая | 1. Высокий объем кратковременной памяти. | 1. Невысокий объем развития кратковременной памяти. | 1. Средняя устойчивость внимания. |
2. Средний уровень образной памяти. | 1. Низкий и высокий уровень развития образной памяти. | 1. Развитое пространственное мышление. 2. Средняя устойчивость внимания. | |
3. Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. | 1. Тенденция к предпочтению прагматического стиля мышления. | ||
4. Тенденция к предпочтению аналитического стиля мышления. | 1. Отсутствие предпочтения аналитического стиля мышления. |
1. Всего 4 ПВК:
№ | ПВК | Методики, направленные на измерение ПВК |
1. | Высокий объем кратковременной памяти. | Методика «10 слов», 3 повторение (9-10). |
2. | Средний уровень образной памяти. | Методика «Образная память» (7-11). |
3. | Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. | Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≤ 54 б.). |
4. | Тенденция к предпочтению аналитического стиля мышления. | Методика «Индивидуальные стили мышления»: аналитический стиль мышления (≥ 56 б.). |
2. Всего 4 анти-ПВК:
№ | Анти-ПВК | Методики, направленные на измерение анти-ПВК |
1. | Невысокий уровень развития кратковременной памяти. | Методика «10 слов», 3 повторение (1-8 слов). |
2. | Низкий и высокий уровень развития образной памяти. | Методика «Образная память» (1-6, 12-16). |
3. | Тенденция к предпочтению прагматического стиля мышления. | Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≥ 55 б.). |
4. | Отсутствие предпочтения аналитического стиля мышления. | Методика «Индивидуальные стили мышления»: аналитический стиль мышления (≤ 55 б.). |
3. Всего 2 резервных ПВК:
№ | Резервные ПВК | Методики, направленные на измерение резервных ПВК |
1. | Средняя устойчивость внимания. | Методика «Кольца Ландольта»: У1 (138-202), У2 (137-201). |
2. | Развитое пространственное мышление. | Методика «Пространственное мышление» (7-16). |
Выставление категории профессиональной психологической пригодности пожарным боевого расчета ФПС МЧС России:
Категория | Количество ПВК | Количество Анти-ПВК | Количество Резервных ПВК |
I | |||
II | 3-4 | 0-1 | 1-2 |
III | 1-2 | 2-3 | 0-1 |
IV |
Приложение 3. Психограмма начальника караула пожарной части ФПС МЧС России
Сфера | ПВК | Анти-ПВК | Резервные ПВК |
I. Интеллектуально-мнестическая | 1. Развитая образная память. | 1. Недостаточное развитие образной памяти. | |
II. Эмоционально-личностная | 2. Соблюдение установленных норм и правил. Консерватизм. Невысокая степень внушаемости. | 1. Тенденция к радикальным решениям без необходимой проработки существенных деталей. Стремление к переменам. | |
3. Эмоциональная включенность в социальное взаимодействие с окружающими. Способность к построению доверительных отношений. | 1. Склонность к обособленности от окружающих. Стремление к уходу во внутренний мир. | 1. Постоянство установок, интересов и целей. 2. Низкая личностная тревожность. | |
III. Мотивационно-волевая | 4. Интернальный локус контроля. | 1. Экстернальный локус контроля. | 1. Развитые волевые качества. 2. Высокая нервно-психическая устойчивость. |
IV. Психофизиологическая | 5. Сила основных нервных процессов в ЦНС. | 1. Слабость основных нервных процессов в ЦНС. | |
6. Оптимальная выраженность процессов возбуждения в ЦНС. | 1. Выраженное преобладание процессов возбуждения в ЦНС. | ||
7. Качество сенсомоторных реакций не ниже среднего уровня. | 1. Показатели качества сенсомоторных реакций ниже средних значений. |
1. Всего 7 ПВК:
№ | ПВК | Методики, направленные на измерение ПВК |
1. | Развитая образная память. | Методика «Образная память» (9-16 образов). |
2. | Соблюдение установленных норм и правил. Консерватизм. Невысокая степень внушаемости. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор Q1 (4-6 ст.). |
3. | Эмоциональная включенность в социальное взаимодействие с окружающими. Способность к построению доверительных отношений. | Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: отсутствие пика и выраженного повышения по 8 шкале (≤ 45 Т-б.). |
4. | Интернальный локус контроля. | Методика «Определение уровня субъективного контроля» (УСК ≥ 29 баллов). |
5. | Сила основных нервных процессов в ЦНС. | РДО: класс уровня активации в ЦНС (УАцнс - 1 балл). |
6. | Оптимальная выраженность процессов возбуждения нервной системы. | РДО: объем опережений (3-4). |
7. | Качество сенсомоторных реакций не ниже среднего уровня. | СЗМР: класс уровня сенсомоторных реакций (УСР - 1-2). |
2. Всего 7 анти-ПВК:
№ | Анти-ПВК | Методики, направленные на измерение анти-ПВК |
1. | Недостаточное развитие образной памяти. | Методика «Образная память» (0-8 образов). |
2. | Тенденция к радикальным решениям без необходимой проработки существенных деталей. Стремление к переменам. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор Q1 (7-10 ст.). |
3. | Склонность к обособленности от окружающих. Стремление к уходу во внутренний мир. | Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: пик или выраженное повышение по 8 шкале (≥ 46 Т-б.). |
4. | Экстернальный локус контроля. | Методика «Определение уровня субъективного контроля» (УСК ≤28 баллов). |
5. | Слабость основных нервных процессов в ЦНС. | РДО: класс уровня активации в ЦНС (УАцнс - 2 балла). |
6. | Выраженное преобладание процессов возбуждения нервной системы. | РДО: объем опережений (1-2). |
7. | Показатели качества сенсомоторных реакций ниже средних значений. | СЗМР: класс уровня сенсомоторных реакций (УСР - 3-4). |
3. Всего 4 резервных ПВК:
№ | Резервные ПВК | Методики, направленные на измерение резервных ПВК |
1. | Развитые волевые качества. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор Q3 (5-10 ст.). |
2. | Постоянство установок, интересов и целей. | Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: 4 шкала (отсутствие выраженных пиков и повышений по данной шкале). |
3. | Низкая личностная тревожность. | Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: отсутствие пика и выраженного повышения по 7 шкале (≤ 45 Т-баллов). |
4. | Высокая нервно-психическая устойчивость. | Анкета «Прогноз», НПУ (9-10 ст.). |
Выставление категории профессиональной психологической пригодности начальникам караула пожарной части ФПС МЧС России:
Категория | Количество ПВК | Количество Анти-ПВК | Количество Резервных ПВК |
I | |||
II | 4-6 | 1-3 | 3-4 |
III | 1-3 | 4-6 | 1-2 |
IV |
Приложение 4. Психограмма водителя пожарного автомобиля ФПС МЧС России
Сфера | ПВК | Анти-ПВК | Резервные ПВК |
I. Интеллектуально-мнестическая | 1. Высокая концентрация внимания. | 1. Концентрация внимания не выше среднего уровня. 2. Уровень логического мышления ниже среднего. 3. Низкая способность к запоминанию. | 1. Высокая избирательность внимания. |
II. Эмоционально-личностная | 2. Практичность и реализм. Ориентация на групповые нормы. Потребность в соблюдении групповых норм и правил. | 1. Недостаточная способность к организованной деятельности. Выраженная индивидуалистичность. | 1. Внимательное отношение к своему физическому здоровью. Способность обращать внимание на собственное самочувствие, работоспособность. |
III. Мотивационно-волевая | |||
IV. Психофизиологическая | 1. Варьирующие показатели скорости реакции. | 1. Уровень стабильности реакций средний и выше. |
1. Всего 2 ПВК:
№ | ПВК | Методики, направленные на измерение ПВК |
1. | Высокая концентрация внимания. | Методика «Кольца Ландольта»: Квн (75 - 100%). |
2. | Практичность и реализм. Ориентация на групповые нормы. Потребность в соблюдении групповых норм и правил. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор M (1 - 4 стэн). |
2. Всего 5 анти-ПВК:
№ | Анти-ПВК | Методики, направленные на измерение анти-ПВК |
1. | Концентрация внимания не выше среднего уровня. | Методика «Кольца Ландольта»: Квн (0 - 67%). |
2. | Недостаточная способность к организованной деятельности. Выраженная индивидуалистичность. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор M (5 - 10 стэн). |
3. | Уровень логического мышления ниже среднего. | Методика «Установление закономерностей» (1 - 9 правильных ответов из 16). |
4. | Низкая способность к запоминанию. | Методика «10 слов»: второе повторение (1 - 5 слов). |
5. | Варьирующие показатели скорости реакции. | Сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР): среднее квадратичное отклонение времени реакции (СКО) (≥ 107 мс.). |
3. Всего 3 резервных ПВК:
№ | Резервные ПВК | Методики, направленные на измерение резервных ПВК |
1. | Высокая избирательность внимания. | Методика «Кольца Ландольта»: Ивн1, Ивн2 (≥ 81%). |
2. | Внимательно отношение к своему физическому здоровью. Способность обращать внимание на собственное самочувствие, работоспособность. | Методика многостороннего исследования личности (ММИЛ) по Ф.Б. Березину: выраженное повышение или пик профиля на 1 шкале, не превышающие 66 Т-баллов. |
3. | Уровень стабильности реакций средний и выше. | Сложная зрительно-моторная реакция (СЗМР): уровень стабильности реакций (СЗМР SD KL 3 – 5 балла). |
Выставление категории профессиональной психологической пригодности водителям пожарного автомобиля ФПС МЧС России:
Категория | Количество ПВК | Количество Анти-ПВК | Количество Резервных ПВК |
I | |||
II | 2-3 | ||
III | 2-3 | ||
IV | 4-5 |
Приложение 5. Психограмма инспектора ГПН ФПС МЧС России
Сфера | ПВК | Анти-ПВК | Резервные ПВК |
I. Интеллектуально-мнестическая | 1. Уровень абстрактного мышления выше средних значений. | 1. Уровень абстрактного мышления не выше средних значений. 2. Интеллектуальная лабильность ниже среднего уровня. | 1. Высокий уровень кратковременной памяти. 2. Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. 3. Тенденция к игнорированию реалистического стиля мышления. |
II. Эмоционально-личностная | 2. Предусмотрительность, хорошая ориентировка в ситуации. | 1. Импульсивность, беззаботность. | |
III. Мотивационно-волевая | 3. Тенденция к умеренному уровню притязаний. | 1. Низкий уровень притязаний. |
1. Всего 3 ПВК:
№ | ПВК | Методики, направленные на измерение ПВК |
1. | Уровень абстрактного мышления выше средних значений. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор В (6-10 ст.). |
2. | Тенденция к умеренному уровню притязаний. | Методика «Моторная проба Шварцландера» (0,66-3). |
3. | Предусмотрительность, хорошая ориентировка в ситуации. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор F (4-7 ст). |
2. Всего 4 анти-ПВК:
№ | Анти-ПВК | Методики, направленные на измерение анти-ПВК |
1. | Уровень абстрактного мышления не выше средних значений. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор В (1-5 ст.). |
2. | Низкий уровень притязаний. | Методика «Моторная проба Шварцландера» (≤ 0,33). |
3. | Импульсивность, беззаботность. | 16 PFопросник Кеттелла (форма A): фактор F (8-10 ст.). |
4. | Интеллектуальная лабильность ниже среднего уровня. | Методика «Интеллектуальная лабильность» (≥10 ошибок). |
3. Всего 3 резервных ПВК:
№ | Резервные ПВК | Методики, направленные на измерение резервных ПВК |
1. | Высокий уровень кратковременной памяти. | Методика «10 слов»: второе повторение (8-10 слов). |
2. | Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. | Методика «Индивидуальные стили мышления»: прагматический стиль мышления (≤ 54 б.). |
3. | Тенденция к игнорированию реалистического стиля мышления. | Методика «Индивидуальные стили мышления»: реалистический стиль мышления (≤ 56 б.). |
Выставление категории профессиональной психологической пригодности инспекторам ГПН ФПС МЧС России:
Категория | Количество ПВК | Количество Анти-ПВК | Количество Резервных ПВК |
I | |||
II | 2-3 | ||
III | 2-3 | 1-2 | |
IV |
Приложение 6. Психограмма инспектора ГИМС МЧС России
Сфера | ПВК | Анти-ПВК | Резервные ПВК |
I. Интеллектуально-мнестическая | 1. Достаточный уровень интеллектуальной лабильности. | 1. Низкая интеллектуальная лабильность. 2. Низкий уровень развития базового интеллекта. 3. Уровень развития абстрактного мышления ниже среднего. Низкая способность к обучению. 4. Низкое распределение внимания. | |
2. Высокий объем кратковременной памяти. | 1. Недостаточный объем кратковременной памяти. | 1. Развитый базовый интеллект. | |
3. Высокий объем долговременной памяти. | 1. Недостаточный объем долговременной памяти. | 1. Развитый базовый интеллект. | |
4. Достаточный объем внимания. | 1. Низкий объем внимания. | 1. Достаточное распределение внимания. | |
5. Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. | 1. Предпочтение или неопределенность в использовании прагматического стиля мышления. | ||
6. Тенденция к предпочтению аналитического стиля мышления. | 1. Отсутствие предпочтения аналитического стиля мышления. | ||
II. Эмоционально-личностная | |||
III. Мотивационно-волевая | 7. Интернальный локус контроля. | 1. Экстернальныйлокус контроля. 2. Высокий уровень актуальной тревоги. 3. Наличие беспокойства, внутреннего напряжения. Признаки суммарной фрустрационной напряженности. 4. Склонность к замкнутости, необщительность. | 1. Развитый лидерский потенциал. 2. Развитые коммуникативные склонности. 3. Развитые организаторские склонности. 4. Высокие показатели нервно-психической устойчивости. 5. Решительность в значимых ситуациях.Раскованность и уверенность в процессе общения. 6. Развитый волевой самоконтроль поведения. |
1. Всего 7 ПВК:
№ | ПВК | Методики, направленные на измерение ПВК |
1. | Достаточный уровень интеллектуальной лабильности. | Методика «Интеллектуальная лабильность»: (≤13 ошибок). |
2. | Высокий уровень кратковременной памяти. | Методика «10 слов»: четвертое повторение (9-10). |
3. | Высокий уровень долговременной памяти. | Методика «10 слов»: долговременная память (9-10). |
4. | Достаточный объем внимания. | Методика «Числовой квадрат»: Vвнимания (≥29). |
5. | Тенденция к игнорированию прагматического стиля мышления. | Методика «Индивидуальные стили мышления»:прагматический стиль мышления (≤52). |
6. | Тенденция к предпочтению аналитического стиля мышления. | Методика «Индивидуальные стили мышления»:аналитический стиль мышления (≥ 58). |
7. | Интернальный локус контроля. | Методика «Определение уровня субъективного контроля»: (≥29). |
2. Всего 13 анти-ПВК:
№ | Анти-ПВК | Методики, направленные на измерение анти-ПВК |
1. | Низкий уровень развития базового интеллекта. | Тест возрастающей трудности Дж. Равена: (1-3 ст.). |
2. | Низкая интеллектуальная лабильность. | Методика «Интеллектуальная лабильность»: (≥14 ошибок). |
3. | Недостаточный объем кратковременной памяти. | Методика «10 сло Наши рекомендации
|