Стресс. Тревожность. Фрустрация. Агрессивность.

Защитные механизмы также важны потому, что помогают адекватно перерабатывать переживания, вызванные ситуациями фрустрации и стресса.

Стресс – это неспецифическое состояние повышенной напряженности в ответ на внутренние или внешние требования, возникающее в ситуациях, когда нормальная адаптивная реакция недоста­точна [35].

Селье Г. выделял 3 фазы стресса. В первой фазе – фазе тревоги – осуществляется мобилизация ресурсов организма, повышается его устойчивость и работоспособность, организм функционирует с большим напряжениям, осуществляя множество психофизиологических перестроек. Во второй фазе – фазе резистенции – адаптационные резервы организма расходуются сбалансированно, адаптация к стрессу максимальна, организм функционирует наиболее близко к норме. При этом если стрессор действует слишком долго или слишком силен, а также если ресурсов организма недостаточно, то наступает третья фаза стресса – фаза истощения. Функциональные резервы организма исчерпаны, дальнейшее приспособление обеспечивается за счет невосполнимых энергетических ресурсов организма, наступают необратимые изменения [30].

Стрессоустойчивым согласно этой концепции будет являться человек, способный переносить разного рода нагрузки без выхода на стадию истощения. Стрессоустойчивость зависит от развитости различных личностных свойств и качеств. Так, вероятность возникновения стресса повышает такое свойство личности, как тревожность, характеризующее степень склонности субъекта к переживанию тревоги.

Тревога – это эмоциональное состояние, характеризующееся ощущением угрозы, чувством опасения и неопределенного беспокойства. В случае, когда уровень тревоги слишком высок, происходит перенапряжение регуляторных механизмов, что может приводить к психофизиологическим и поведенческим нарушениям. При этом слишком низкий уровень тревоги может приводить к тому, что не произойдетмобилизации сил и резервов организма в ответ на поступающие раздражители (неоптимальный способ реагирования).

Частным случаем стресса является фрустрация.

Фрустрация – это психическое состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые непреодолимы для него или воспринимаются как таковые [25].

Высокая толерантность к фрустрации (или высокий порог фрустрации) означает переносимость человеком возникающего чувства неудовлетворенности, способность адекватно оценивать фрустрирующую ситуацию и находить оптимальный выход из нее, в том числе при помощи и поддержке других людей. При низкой толерантности к фрустрации в сложных ситуациях у субъекта могут появляться различные дезадаптивные реакции и неконструктивные формы поведения.

Одной из возможных реакций в ответ на фрустрацию является агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе и направленное на причинение ущерба одушевленным или неодушевленным объектам. Агрессивностью называется личностная черта, предрасполагающая человека в ситуациях фрустрации вести себя агрессивно [35].

В кандидатах на работу и учебу нам важна степень стрессоустойчивости, величина порога фрустрации, вероятность появления дезадаптивных форм поведения в стрессовых ситуациях, личностные качества, способствующие оптимальному приспособлению, например высокий уровень личностной интегрированности. Также важно, способен ли кандидат выстраивать социально-приемлемое поведения в личностно-значимых ситуациях без проявлений агрессии и конфликтности.

Итак, мы рассмотрели основные понятия и определения, используемые при изучении эмоционально-личностной сферы. Данная сфера отражает те качества, которые обеспечивают успешную адаптацию в профессиональной среде, а также общий уровень психической адаптации в социуме.

Под психической адаптацией понимается процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды [7].

Достаточный уровень адаптациихарактеризуется следующими параметрами:

· способностью устанавливать и поддерживать адекватные рабочие отношения с коллегами, руководством и подчиненными;

· способностью продуктивно взаимодействовать с профконтингентами (например, психологу с офицерами или курсантами);

· принятием себя как части коллектива;

· усвоением ценностей организации и ее целей;

· соблюдением принятых в социуме и профессиональной группе норм и правил;

· способностью выбирать оптимальные формы поведения, отсутствием асоциальных, деликвентных проявлений и т.д.

Нарушению адаптации способствуют:

· наличие акцентуаций или психопатий, затрудняющих гибкое приспособление к внешним условиям;

· низкая или неадекватная самооценка, способствующая дефектам оценки собственных сил и ошибкам планирования, невротическим реакциям и состояниям в сложных стрессовых обстоятельствах;

· негативистическая или выраженная индивидуалистическая направленность, отрицание и несоблюдение групповых норм и правил, противостояние мнению группы, что может привести к возникновению конфликтов, отвержению таких людей в коллективе;

· преобладание негативного фона настроения, наличие тревожности, агрессивности, выраженного чувства вины и стыда, которые могут затруднять адекватное взаимодействие с другими людьми, препятствовать выполнению рабочих обязанностей из-за наличия постоянного внутреннего напряжения;

· низкий порог фрустрации, низкая стрессоустойчивость, приводящие к дезадаптации и ухудшению психофизиологического и психологического состояния человека в фрустрирующих или стрессовых ситуациях, вплоть до развития психосоматических заболеваний или суицидальных тенденций;

· отсутствие необходимых коммуникативных навыков, чрезмерная замкнутость, враждебность или конфликтность, мешающая установлению контактов с другими людьми.

Таким образом, при наличии общих способностей именно гармоничное развитие эмоционально-личностной сферы является залогом успешной профессиональной адаптации. Кандидат может иметь, к примеру, блестящий интеллект, но если он не выполняет при этом требования начальства, имея свои собственные цели, или считая, что знает лучше, то его деятельность не будет продуктивной. Также способности агрессивного, создающего напряженную обстановку в коллективе сотрудника могут быть хороши, но в целом эффективность работы группы из-за его присутствия будет снижаться и т.д. Поэтому оценка эмоционально-личностной сферы является важным фактором при принятии решения о приеме на обучение, службу или работу.

1.3. Основные понятия и определения, используемые при изучении мотивационно-волевой сферы.

Потребности и мотивы.

Потребность – это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования [13].

Существуют разные классификации потребностей, например, в отечественной традиции школы А.Н.Леонтьева выделяют биологические потребности, социальные (из них наиболее важная – потребность в общении) и познавательные[13].

Согласно концепции А. Маслоу[30] у человека существует семь классов потребностей:

1. Физиологические потребности (голод, жажда, сексуальные потребности и т.п.);

2. Потребности в безопас­ности (чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности);

3. Потребности в принадлежности и любви (принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими);

4. Потребности в уважении, почитании(компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет);

5. Познавательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать);

6. Эстетические потребности (гармония, симметрия, порядок, красота);

7. Потребности в са­моактуализации (реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности).

Маслоу считал, что высшие потребности, особенно потребность в самоактуализации может быть удовлетворена только тогда, когда удовлетворены потребности более низших уровней. Дальнейшие исследования и уточнения привели к понимаю того, что в реальности все сложнее,и человек может жертвовать одними потребностями ради удовлетворения других (например, потребностью в принадлежности ради потребности в самореализации, физиологическими потребностями ради познавательных и т.д.).

В процессе развития каждой потребности можно выделить 2 этапа. На первом этапе субъект может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это состояние вызвано. Поведение в этот момент поисковое, направленное на перебор различных предметов.Предмет потребности может быть материальным, например, стакан воды или книга, а также идеальным, например, решение задачи, переживание положительной эмоции.В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап в «жизни» потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название «опредмечивание потребности»[13].

В этот момент потребность получает свою конкретизацию, меняется, преобразуется, становится потребностью именно в данном предмете. Другой предмет и другой способ удовлетворения означают уже другую потребность (например, пообедать или поесть сладкого – это разные потребности).

Таким образом, мы приходим к определению мотива.

Мотив – это опредмеченная потребность или предмет потребности, то, ради чего совершаются действия.

Именно мотив, побуждая к деятель­ности, определяет ее направленность, т. е. определяет ее целии задачи.

Цель — это осознанный образ предвосхищенного результата, на достижение которого направлено действие человека[30]. При этом если мотивы не всегда осознаются, то цели осознаются всегда.

Задача — это заданная в определенных усло­виях цель деятельности, которая должна быть достигнута путем преобразования этих условий согласно определенной процеду­ре[30]. Цели может соответствовать одна задача, а в сложных видах деятельности ей соответствуетцелый комплекс задач. Например, цели выполнить работу в командировке соответствуют задачи по прибытию и отбытию в пункт назначения наряду с организацией работы на месте. При этом крупные задачи также распадаются на более мелкие, те на еще более мелкие и т. д.

Один и тот же мотив может удовлетворяться набором разных действий Так человек с целью получать больше денег может больше работать, а может пытаться украсть их. При этом одно и то же действие может также побуждаться разными мотивами. Например, один человек пойдет повышать свою квалификацию потому что ему нравится учиться и узнавать новое, другой, потому что это может способствовать продвижению по службе.

Достаточно обычным явлением является полимотивированностьчеловеческих действий, когда деятельность человека побуждается сразу несколькими мотивами. Типично, что человек работает сразу и потому что ему важно зарабатывать деньги, и потому что необходимо удовлетворять потребность в признании другими людьми своей компетентности, и из-за потребности в общении (и из-за массы других потребностей в том числе).

Но не все мотивы из этой совокупности будут равнозначными. Как правило, один из них главный, другие – второстепенные. Главный мотив называется ведущим мотивом, второстепенные – мотивами-стимулами: они не столько «запускают», сколько дополнительно стимулируют данную деятельность.Таким образом, мотивы человека образуют иерархическую систему[13, 30].

В кандидатах нам важны мотивы их стремления поступить на службу, работу или учебу, степень силы и адекватности этих мотивов, а также их устойчивость на протяжении длительного времени. Нежелательной является ситуация, когда кандидат не очень заинтересован в поступлении на работу или в выполнении должностных обязанностей, а также, если его ведущими мотивами являются удовлетворение потребности властвовать над окружающими, кому-то отомстить и т.д.

Направленность личности.

Ряд иерархически соподчиненных относительно устойчивых и доминирующих потребностей и мотивов называется направленностью личности[41].

В области социальных процессов направленность представляет собой следующую триаду отношений: отношение к другим людям, отношение к профессиональной деятельности и ее результатам, а также отношение к самому себе.

В соответствии с этимВ. Басс выделяет направленность на взаимодействие, деловую направленность на задачу и направленность на себя.

Люди с направленностью на задачу характеризуются преобладанием мотивов, инициирующих, запускающих деятельность и связанных с самим процессом деятельности. Такими мотивами могут быть большой личностный смысл цели деятельности, увлечение процессом работы, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями, ориентировка на сотрудничество с коллективом и достижение наибольшей продуктивности совместной деятельности [41].

Люди с направленностью на взаимодействие характеризуются потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с членами коллектива [41].

Люди с направленностью на себя характеризуются преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к личному первенству и престижу, к личным достижениям вне связи с достижениями коллектива в целом [41].

В кандидатах на работу и учебу нам важна такая направленность личности, которая стимулирует человека эффективно выполнять свои рабочие обязанности. Наиболее подходят нам личности с направленностью на задачу. Направленность на себя оценивается как негативный аспект, так как может снижать продуктивность рабочей деятельности. Люди с направленностью на взаимодействие и на себя могут быть усердны и успешны, но только в том случае, если их потребности (в общении и в признании соответственно) удовлетворяются. Таким образом, их удерживают на работе побочные факторы, косвенно связанные с непосредственно функциональными обязанностями, поэтому путь их профессионального развития трудно предсказуем.

Наши рекомендации