Тема 4. Психология эмоций. Стресс и фрустрация.

2. Цельпоказать, что эмоции и чувства представляют собой очень важный и необходимый компонент жизнедеятельности человека, оказывают определенное влияние на течение болезни. Конфликтные эмоциональные состояния могут вызвать стресс, аффект, значительную роль эмоций и чувств в жизни человека. Познакомить с физиологическими механизмами эмоциональных процессов. Научить студентов регулировать проявление своих эмоций, применять это умение в разных видах практической деятельности, уметь управлять своими отрицательными эмоциями, развивать положительные чувства через отношение к другим людям.

Тезисы лекции

1. Понятие об эмоциях, их физиологические основы. Виды эмоций: высшие и

низшие, положительные и отрицательные, стеничные и астеничные. .

2. Внешние и внутренние признаки эмоциональных проявлений. Влияние

эмоций на течение болезни.

3. Настроения и их виды.

4. Чувства. Функциональное отличие эмоций и чувств. Амбивалентность чувств.

5. Аффект, стресс, фрустрация.

1). Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства. Эмоция ( в пер. с лат. возбуждать, волновать) – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека.

Эмоция – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении значимости внешних воздействий. Наиболее существенной чертой эмоций является их субъективность.

Все эмоции предметно соотнесены и двухвалентны, они или положительные или отрицательные (потому, что предметы или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности).

Экспериментально установлено, что в формировании эмоциональной деятельности принимают участие такие структуры как гиппокамп, зрительные бугры, гипоталамус, ретикулярная формация, лимбическая система. Все эти образования располагаются вокруг свода мозга, соединяющего большие полушария с передним концом мозгового ствола. На продольном срезе все указанные структуры размещаются вокруг свода, и их условно обозначают как круг Папеца (по имени автора)

Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где происходит их расшифровка, субъективно представленная в виде ощущений и восприятий, осознания их смысла и значения. Другой поток импульсов от тех же воздействий в подкорковые образования (гипоталамус и др.) («центр наказания», «центр поощрения» –Дж. Олдс), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к нуждам организма, субъективно переживаемого в виде эмоций.

Различаются: низшие и высшие эмоции, положительные и отрицательные, стенические и астенические.

Низшие эмоции связаны с безусловно-рефлекторной деятельностью, основаны на инстинктах и являются их выражением (эмоции голода, страха.) Высшие эмоции, или чувства возникают в связи с удовлетворением общественных потребностей. Чувства долга, любви, товарищества, стыда, любознательности и т.п., формируются у человека по мере его включения в социальные связи,

Положительные, которые переживаются нами как удовольствие и отрицательные, проявляющиеся в том случае, когда действительность не соответствует потребностям человека, которые приводят к пониженному настроению, раздражению, недовольству.

Кроме того, чувства можно рассматривать с той точки зрения насколько эмоция связана с волей и влияет на жизнедеятельность. Тогда выделяют чувства стенические и астенические (от греч.stenos – сила)

2). Что же происходит с организмом и поведением человека в связи с появлением эмоциональных переживаний? В организме разыгрывается целая цепь событий. Иногда настолько мощных, что один психолог назвал их «вегетативной бурей». Эта буря выражается в сдвиге и резком изменении функционирования внутренних органов и почти всех показателей жизнедеятельности организма. Изменяются: психогальванический рефлекс (ПГР), кровообращение (побледнение, покраснение, повышение давления и т.п.), дыхание (человек задыхается или у него перехватывает дыхание), мышечные изменения (нарушения моторики, тремор), пиломоторная реакция («гусиная кожа»), движения желудка и кишечника (замедление или усиление перестальтики), зрачковые реакции (расширение или сужение), изменение состава крови (содержание сахара, адреналина, холестирина и т.д.), обертоны голоса.

Было выяснено, что указанные реакции существенны не для переживания эмоций, а для активации всех сил организма для усиленной мышечной деятельности (при борьбе или бегстве), т.е. эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма.

Одновременно наблюдаются определенные типичные изменения внешнего поведения, так называемые экспрессивные движения (мимика, жесты, пантомимика, паралингвизмы, экстралингвизмы).

3). Настроением называется длительное эмоциональное состояние, не достигающее значительной интенсивности и не имеющее существенных колебаний в течение достаточно длительного периода (от 0,5 часа до нескольких дней и даже недель) На всем протяжении наблюдается довольно постоянный эмоциональный тон.

Настроения своим качеством кодируют степень удовлетворения основных потребностей индивида. Обычно различают три таких степени:

1. высшее оптимальное удовлетворение (приподнятые настроения)

2. среднее, нормальное удовлетворение (ровные настроения)

3. низкое, недостаточное удовлетворение (подавленные настроения).

Настроение всегда причинно обусловлено, хотя причина его иногда не осознается, оно связано с отношением к различным явлениям (одобрением, сожалением, обидой и т.д.)

4). Чувства – это одно из проявлений общественного сознания. Если человек лишен возможности испытывать чувства, то наступает так называемый «эмоциональный голод», который он стремится утолить, слушая любимую музыку, читая книгу и т.д. Чувства носят личностный характер: в них отражается значимость предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. Чувства характеризуются полярностью. Это сказывается в наиболее простых переживаниях: удовольствия или неудовольствия и в более сложных чувствах: любовь – ненависть, радость – горе, веселье – печаль и т.д. Чувства охватывают весь организм.

Чувства у человека всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться. Они могут быть амбивалентными – несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых эмоциональных отношений к одному объекту (уважать за трудолюбие и осуждать за вспыльчивость).

Одно и то же событие может оказаться снабженным противоположным – положительным и отрицательным – эмоциональным знаком. Отсюда часто противоречивость, раздвоенность чувств, их амбивалентность. Именно поэтому часто чувства переходят в свою противоположность.

Аффект - внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное нервно-психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания и в крайней активизации импульсивных действий. Аффект вызывается очень сильными и неожиданными раздражителями, когда человек не подготовлен к обдуманной реакции на них. Аффект, в противоположность настроению, всегда конкретно направлен.

Во всех многообразных аффектах (страх, отчаяние, вспышка ревности и т.п.) можно выделить следующие этапы:

1 – резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности

2 – перевозбуждение сопровождается резкими плохо контролируемыми действиями

3 – спад нервного напряжения, возникает состояние депрессии, слабости.

Стресс – нервно-психическое перенапряжение, вызванное сверхсильным воздействием, адекватная реакция на которую ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации. Стресс эмоциональное состояние, связанное с тотальной мобилизацией сил, на поиск выхода из создавшегося положения, на достижение необходимого приспособительного эффекта.

В стрессовой ситуации возникают ошибки в отражении действительности: неправильно оцениваются количество и качество объектов, пространственные и временные характеристики объектов, затрудняется переключение внимания, сужается объем внимания. Затем к человеку постепенно возвращается способность к правильным действиям.

Понятие стресса (от англ.stress – напряжение) введено канадским ученым Гансом Селье.

Р.Лазарус ввел понятие физиологического стресса - возникает под воздействием крайне неблагоприятных физических условий, вызывающих нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия) и психического (эмоционального) стресса –вызывают те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия.

В развитии стрессового состояния Ганс Селье выделил три этапа: тревоги, резистентности, истощения.

Реакция тревоги состоит из фазы шока (депрессия ЦНС) и фазы противошока, когда восстанавливаются нарушенные психические функции.

Стадия резистентности характеризуется возникновением повышенной устойчивости к действию стрессоров, вредного для организма фактора

Стадия истощения – силы организма иссякают, возникают патологические дистрофические процессы (приводящие иногда даже к гибели организма) при длительном воздействии стрессоров.

Устранение психических стрессоров предполагает два возможных подхода: устранение психотравмирующей ситуации (либо ситуация должна быть изменена в желательном для личности направлении, либо или личность уходит из этой ситуации), изменение отношения личности к этой ситуации

Фрустрация – психическое состояние переживания неудачи, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к конкретной цели и сопровождающееся чувством безысходности, крушения надежд в достижении определенной желаемой цели.

Психическое напряжение, неудачи, страх, срывы чувство опасности являются наиболее разрушительными для человека. Они порождают кроме физиологических изменений, приводящих к соматическим заболеваниям, психические следствия эмоционального перенапряжения – неврозы.

4. Иллюстративный материалв презентации лекции

Литература

Основная:

1. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.

2. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3еизд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

3.Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

  1. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.
  2. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

6. Контрольные вопросы (обратная связь)

1. Как вы думаете можно по внешнему виду определить эмоциональное

состояние человека?

2. Почему ребенок не не скрывает своих эмоций?

3. Всегда ли нужно скрывать свои эмоции?

4. Как вы думаете мужчина должен плакать?

5. Может ли человек находиться без какого-либо настроения?

6. Слышали ли вы выражение «буриданов осел»? Что оно означает?

Тема 5. Психология общения.

2. Цель: показать, что общение как вид деятельности – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Познакомить с содержанием и целями общения, особенностями вербальной и невербальной коммуникации, с интерактивной и перцептивной сторонами общения.

Показать, что любому специалисту, а тем более тому, чья работа строится на контактах с людьми, необходимо владеть средствами общения, учитывая его различные стороны. Студент должен уметь владеть способами вербальной и невербальной коммуникации и использовать все виды общения в учебной и практической деятельности, владеть навыками эффективного общения в группе, коллективе, построения бесконфликтных взаимоотношений.

Тезисы лекции

1. Роль общения в психическом развитии человека. Содержание, цель и

средства общения.

2. Вербальная и невербальная коммуникации. Паралингвистическая и

экстралингвистическая система знаков. Проксемика. Визуальное общение.

3. Интерактивная и перцептивная стороны общения.

4. Виды общения.

1).Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Психическое развитие ребенка начинается с общения.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Что же касается вербального общения, то его роль трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и личностного.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства.

У человека содержание общения значительно шире, чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией, представляющей знания о мире, богатый, прижизненно приобретенный опыт, знания, способности, умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения – это то, ради чего возникает данный вид активности. У человека цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, интеллектуальных, нравственных и ряда других.

Средства общения – это способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому.

Кодирование информации – это способ передачи этой информации. Кроме данных от природы способов передачи информации у человека есть такие, которые изобретены и усовершенствованы им самим.

2). Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное общение. Вербальное общение присуще только человеку. Вербальный означает словесный. Это общение при помощи речи. Речь – самое универсальное средство коммуникации, т.к. при передаче информации с помощью речи менее всего теряется смысл общения.

Невербальное общение. Невербальный означает несловесный. К невербальным средствам общения относятся сенсорные или телесные контакты, зрительные, слуховые и иногда обонятельные сигналы, которые один человек вольно или невольно передает другому параллельно с речью , а также оптико-кинетическая система знаков, которая включает в себя жесты, мимику, пантомимику.

Невербальные сигналы могут усиливать действие слов, ослаблять их или совершенно изменять их смысл.

Большое значение для общения имеют так называемые «добавки» к вербальной коммуникации – паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков, что означает связанные с речью, окружающие речь, но не являющиеся самой речью. Например, громкость , тембр, диапазон, тональность голоса, быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки, зевки, всхлипывания, фырканье, покашливание, присвистывание, прищелкивание языком, подражание звукам животных и др. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов

Нельзя забывать о визуальном общении («контакт глаз»), которое также имеет значение дополнения к вербальной коммуникации. Здесь имеют значение обоюдность визуального контакта, частота обмена взглядами, статические и динамические моменты контакта глаз.

Все вышеперечисленные механизмы общения можно отнести к психологическим средствам коммуникации. В последнее время появилась специальная область исследования – проксемика, которая занимается нормами пространственной и временной организации общения, используя особую методику оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Данная методика предложена Э.Холлом.

3).Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. В данном случае общение выступает как межличностное взаимодействие.

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.

Обращаясь к социальным нормам, человек отвечает за свои действия и поступки, оценивая их как соответствующие или несоответствующие этим нормам. Социальный контроль осуществляется в соответствии с репертуаром ролей, «исполняемых» общающимися людьми (по должности, возрастным или половым характеристикам и т.п.).

Один и тот же человек выполняет разные роли, что составляет его «статусный набор». Так, один и тот же человек может представать перед другими людьми как учитель, муж, отец, брат, друг, шахматист-разрядник, член профсоюза и т.д. Взаимодействие людей, исполняющих различные роли, регулируется ролевыми ожиданиями. Хочет или не хочет человек, но окружающие ожидают от него поведения, соответствующего определенному образцу. «Исполнение» роли подвержено социальному контролю и обязательно получает общественную оценку, а сколько-нибудь значительное отклонение от образца осуждается.

«Социальная роль» - нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствии с его социальным положением. Когда поведение индивида, выполняющего какую-либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным.

Перцептивная сторона общения. Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. Эта обязательная часть общения условно может быть названа перцептивной стороной общения. Здесь речь идет об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. На самом деле речь идет не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.

Перцептивная сторона общения включает восприятие не только физических характеристик человека. Но и его поведенческих характеристик, т.е. формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.

Общение не может быть сведено к простой передачи информации. Оно обязательно предполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатах взаимодействия.

Носителями информации выступают отдельные черты физического облика человека (лицо, руки, плечи), позы, жесты, интонация, которые следует принимать во внимание при общении. Особенно информативным носителем сигналов обратной связи оказывается лицо собеседника или слушателя т.е. при общении необходимо учитывать весь комплекс сигналов, поступающих от партнера по общению.

Таким образом, перцептивная сторона общения – это установление особого рода отношений: близости, привязанности, выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

4).Одна из главных причин, которая побуждает нас задуматься о возрастающей роли общения в современном обществе и для студентов-медиков эта проблема должна стать предметом специального рассмотрения – это увеличение числа людей, занятых в профессиональной деятельности, связанной с общением. Для профессионалов социономической группы (профессии типа «человек – человек») одной из составляющих их профессиональной компетентности является компетентность в общении. Успех в любой из медицинских профессий напрямую зависит от взаимопонимания и качества межличностных отношений с пациентами и их родственниками, коллегами. В данном случае можно говорить о следующих видах общения: примитивное, формально-ролевое общение, деловое общение, духовное общение, манипулятивное общение, «контакт масок».

4. Иллюстративный материалв презентации лекции

Литература

Основная:

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебник / Л. Д. Столяренко. - Издание семнадцатое. - Ростов-на -Дону : Феникс. 2008. – 592с.

5. Сидоров П.И. Клиническая психология: учебник / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - 3еизд. испр. и доп. - М : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 880с.

6. Сластенин В.А. Психология и педагогика. 8-е изд.: учебное пособие. М.: Академия, 2010. – 480с.

Дополнительная:

4.Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учебное пособие / А. Л. Тертель. - М.: "Проспект". 2006. – 448с.

5. Немов Р.С. Общая психология: учебник / Р. С. Немов. - СПб.: Питер (Краткий курс). 2006. – 687с.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: учебное пособие / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер. 2007. – 713с.

6. Контрольные вопросы (обратная связь)

  1. Что вы слышали о феномене Маугли?
  2. Что такое сензитивный период развития?
  3. При общении с другим человеком на что вы больше всего обращаете внимание? (речь, жесты, мимика, глаза).
  4. Как вы думаете мимика дана человеку от рождения или приобретается в течении жизни?

5. Нужно ли знать особенности невербального общения представителей других стран?

Наши рекомендации