Развитие мотивации учения у младших школьников

Развитие мотивации учения у младших школьников

Оглавление

Введение

Глава 1. Проблемы развития мотивации учения у младших школьников в психолого-педагогической теории и практике обучения

1.1 Психологические характеристика мотивационной сферы учения и её изменение в ходе индивидуального и возрастного развития школьников

1.2 Особенности учебной деятельности младших школьников

1.3 Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности в становлении мотивации учения

1.4 Организация учебной деятельности как один из путей развития положительной мотивации учения учебной деятельности на мотивацию учения

1.6 Роль контрольно-оценочной деятельности в развитии мотивации учения младших школьников

Глава 2. Пути развития мотивации учения

2.1 Диагностика мотивации учения младших школьников

2.2 Методика развития мотивации учения на уроках математики и русского языка

2.3 Организация опытно-экспериментального обучения и его результаты

Заключение

Используемая литература

Приложение

Введение

Издавна начальная школа была самым важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Насколько значима эта школьная ступень, особенно хорошо понимают те, кому повезло с первой учительницей. Как же облегчить жизнь учителю, сделать учение более интересным для ребенка? В начальных классах был, есть и будет только один способ поднять интерес ребенка к учению - использовать его любознательность, его (еще не утраченную) доверчивость и открытость.

Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив не долго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Общеизвестно, что нельзя научить того, кто учиться не хочет.

Ещё Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовольствия и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Это не означает, что в учение нужно вносить внешнюю занимательность, хотя и она иногда полезна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения.

В учебной деятельности ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности - это изменение самого ученика, его развитие. Показателями такого изменения является выполненная им работа: ученик верно решил задачу, написал без ошибок диктант. Это значит, что он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные, имена людей.

Какими же мотивами может и должна побуждаться учебная деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Мотив - не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего задания учителя. Это позиция человека, совершенствующего самого себя. Учебно-познавательные мотивы, это мотивы, направленные не просто на приобретение информации о широком курсе явлений окружающей действительности, а на усвоение способов действий в конкретной области учебного предмета.

Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение, школьной успеваемости.

Развитие мотивационной сферы у ребенка играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований, заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение, школьной успеваемости.

В психологии теория становления мотивации школьника разработана достаточно основательно. Выделены и исследованы особенности мотивации учения, определены виды мотивов, исследовано их влияние на успешность обучения, сформулированы общие принципы становления мотивационной сферы учения ( ….фамилии …). Однако методического решения проблемы формирования положительных мотивов учения в полной мере еще не найдено. В методической литературе середины двадцатого века основным средством положительной мотивации учения явно или неявно признавались игры, занимательный характер заданий, своевременная помощь учащимся при выполнении заданий и т. п. Все эти средства не создавали наиболее значимых и действенных мотивов учения: интереса к содержанию знания, понимание роли знаний как средства познания себя и мира, средства удовлетворения своих потребностей. Проблему создания положительной мотивации в процессе обучения так или иначе затрагивают многие ученые - исследователи в области математики ( …фамилии… ). Однако специальных исследований методического решения проблемы мотивации учения нет и потому результаты психологических исследований мотивации учения в практику школы внедрены недостаточно.

Таким образом, имеет место противоречие между необходимостью создания и развития мотивации учения и недостаточной разработанностью методических путей формирования мотивации учения в процессе обучения. Указанное противоречие обусловливает актуальностьвыбранной намитемы исследования: «Развитие мотивации учения у младших школьников».

Объектом исследования является процесс обучения.

Предмет исследования: становление и развитие учебной мотивации у младших школьников в процессе обучения.

Цель нашей работы заключается в выявлении педагогических условий, способствующих развитию учебной мотивации младших школьников.

Задачи исследования:

1. Изучить и обобщить накопленный опыт исследования проблемы развития мотивации учения у младших школьников;

. Выявить особенности учебной деятельности и мотивов учебной деятельности младших школьников, в частности, их отношение к школе, к учению;

  1. Изучить характер мотивов у современных школьников.
  2. Разработать и экспериментально апробировать систему педагогических средств обучения и воспитания на уроках математики и русского языка, обеспечивающую развитие мотивации;

Гипотеза исследования: процесс развития учебной мотивации младших школьников, будет проходить более успешно, если обеспечить следующие условия: 1) обеспечить реальные возможности проявления субъектного опыт учащихся через учет мнений учащихся по поводу всех компонентов процесса учебной деятельности и способов ее организации; 2) использование различных типов заданий; 3) чередование групповой и индивидуальной работы.

Предмет, цели и задачи исследования определили его методы:

а) анализ психолого-педагогической литературы с целью изучения состояния проблемы, различных точек зрения, определения собственных позиций в изучаемой проблеме;

б) изучение опыта учителей, беседы с ними с целью выявления различных педагогических средств формирования мотивации учения, методики их использования, а также сопоставления достигнутых результатов с результатом экспериментальной работы;

в) анкетирование;

г) проведение педагогического эксперимента.

Ход и результаты исследования были представлены в сообщениях на спецкурсе (2002 г) и докладе на студенческой научно-практической конференции (2003 г).

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

В цирке.

Цель: закрепляет знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 20 с переходом через десяток.

Оборудование: рисунки артистов цирка, сделанные на картоне, которые вывешиваются в ходе игры. На доске записи примеров. У каждого ученика на столе билет в цирк. На первый ряд билеты зеленого цвета, на них записаны разные примеры, но с одним и тем же ответом - 11. На втором ряду билеты голубого цвета и примеры с ответом 12, на третьем ряду билеты красного цвета и примеры с ответом 13

Ход игры.

Учитель (я) обращается к классу, говорит:

  • Мы приглашены на цирковое представление. У каждого входной билет. Входим рядами. Первый ряд внимательно посмотрите на свои билеты и дружно, хором назовите свой ответ (аналогично входят дети второго и третьего рядов).
  • Рассаживайтесь по удобнее. Представление началось!
  • Встречайте зебру! (дети хлопают в ладоши).
  • Где вы ее могли видеть? - спрашивает учитель.
  • Почему пешеходную дорожку называют зеброй?
  • Для чего нужна такая разметка?
  • Итак, зебра предлагает вам перейти дорогу. Правильно сделает это тот, кто решит примеры. Мальчики решают на черных полосах, девочки, на белых (каждому ребенку свой пример).

1 ряд2 ряд3 ряд12-59+713-28+311-47+46+715-919-713-95+714+314-811+219-59+516-810+8

  • Молодцы!

Следующий на арене жонглер (учитель). Проводится устный счет. Учитель кидает мяч и называет число. А поймавший должен назвать пример, чтобы это число служило ответом. Если пример верный, то другие дети хлопают в ладоши, если не верный, то мяч передается соседу по парте, и тот дает свой ответ.

И так на арену цирка выходят многие артисты цирка.

Но при разработке игры следует учесть, что учебные задания предлагаются таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.

Игры время от времени повторяются, детям они не надоедают. Наоборот, каждый раз отправляясь в то или иное путешествие, дети радуются ему как впервые.

Обучая ребенка в игре, трудно установить равновесие между игровой свободой и жесткой обязанностью обучения, т. е. одновременно сполна удовлетворять игровые интересы ребенка и полностью выполнять программу намеченного урока. Надо найти золотую середину: не усложнять - дети не поймут - и не упрощать, облегчая учения, - дети будут постоянно искать легкие пути, чтобы поменьше трудиться и не преодолевать их.

Оценка школьной мотивации

Цель:выявить отношение детей к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.

Для возможности дифференцировки детей по уровню учебной мотивации была использована следующая система бальных оценок:

  • ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе, и предпочтении им учебных ситуаций оценивался в 3 балла;
  • нейтральный ответ (не знаю, бывает, по-разному и т.д.) оценивается в 1 балл;
  • ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивался в 0 баллов.

Различия между выделенными ними группами детей были оценены по критерию «Стьюдента» и было установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

  1. 25 - 30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень учебной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

  1. 20 -24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели были характерны для большинства учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы они проявляли меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  1. 15 - 19 баллов - положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
  2. 10 - 14 баллов - низкий уровень учебной мотивации.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

  1. Ниже 10 баллов - негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают трудности в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Некоторые дети часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья.

Вопросы анкеты:

  1. Тебе нравиться в школе или не очень?
  2. не очень
  3. нравиться
  4. не нравиться
  5. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
  6. чаще хочется остаться дома
  7. бывает по-разному
  8. иду с радостью
  9. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
  10. не знаю
  11. остался бы дома
  12. пошел бы в школу
  13. Тебе нравиться, когда у вас отменяют какие-то уроки?
  14. не нравиться
  15. бывает по-разному
  16. нравиться
  17. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
  18. хотел бы
  19. не хотел
  20. не знаю
  21. ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
  22. не знаю
  23. не хотел бы
  24. хотел
  25. ты часто рассказываешь о школе родителям?
  26. часто
  27. редко
  28. не рассказываю
  29. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
  30. точно не знаю
  31. хотел бы
  32. не хотел
  33. У тебя в классе много друзей?
  34. мало
  35. много
  36. нет друзей
  37. Тебе нравятся твои одноклассники?
  38. нравятся
  39. не очень
  40. не нравятся

Ответы на вопросы анкеты расположены в случайном порядке, поэтому для упрощения оценки нами был использован специальный ключ:

№ вопросаоценка за первыйоценка за второйоценка за третий1.1302.0133.1034.3105.0316.1307.3108.1039.13010.310

Данная анкета использовалась при групповой диагностике учеников. Анкеты в напечатанном виде раздавались всем ученикам, и дети отмечали варианты ответов, которые им подходили (см. Приложение №3).

Результаты анкетирования позволили установить следующее:

В экспериментальном классе

Уровни мотивацииУровень учебной мотивации до экспериментаУровень учебной мотивации после эксперимента110%10%220%40%340%25%420%15%510%10%

В контрольном классе

Уровни мотивацииУровень учебной мотивации до экспериментаУровень учебной мотивации после эксперимента15%5%230%30%335%40%420%15%510%10%

В экспериментальном классе преобладающим уровнем учебной мотивации до эксперимента был 3 уровень и составлял 40%. Второй и четвертый уровни учебной мотивации составляли 20%, первый и пятый уровни имели показатель 10%.

После формирующего эксперимента преобладать стал второй уровень учебной мотивации - 40%. Третий уровень снизился на 15% и составил 25%. Четвертый уровень учебной мотивации снизился на 5% и стал составлять 15%. А первый и пятый уровни остались без изменения.

Выявилась положительная динамика мотивации учения.

В контрольном классе уровни учебной мотивации, остались практически без изменений.

После проведения эксперимента, можно сделать вывод, что на учебную мотивацию можно влиять, изменяя её в положительную сторону используя

В заключение, скажем, что при систематической и целенаправленной работе можно добиться высоких результатов по развитию мотивов учения у младших школьников.

Задача.

«В зале 8 рядов стульев, по 12 стульев в каждом ряду. В зал пришли ученики из двух классов, по 42 ученика в каждом. Хватит ли стульев для учеников? Если останутся незанятые стулья, то сколько?»

Использую разбор задачи от данных к вопросу, дети легко получили решение, рассуждая следующим образом: « Зная, что в зале 8 рядов по 12 стульев в каждом ряду, найдем, сколько всего стульев в зале: 12 * 8 = 96. Теперь определим, сколько стульев будет занято, т.е. узнаем, сколько учеников в двух классах. Столько же будет занято и стульев: 42 * 2 = 84. Сравним теперь число всех стульев - 96 и число стульев, которые займут ученики двух классов, - 84. 96 > 84, значит, стульев хватит. 96 - 84 = 12.

стульев останутся незанятыми».

Чтобы найти другие способы решения, мы попытались представить, как могли ученики двух классов войти в зал и в соответствии с этим дополнить условия задачи.

Рассуждая, сопоставляя, дети отыскали ещё три способа решения.

II способ:

Вначале свои места заняли ученики одного класса, а затем другого.

  1. 12 * 8 = 96
  2. 96 - 42 = 54
  3. 54 - 42 = 12

Ответ: 12 стульев останутся не занятыми.

III способ

Всех учащихся рассадили так, чтобы все места в ряду были заняты, т.е. в каждом ряду было по 12 человек;

  1. 42 * 2 = 84 - места займут ученики двух классов;
  2. 84 / 12 = 7 - рядов займут ученики двух классов;
  3. 8 - 7 = 1 - ряд или 12 стульев останутся незанятыми;

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

IV способ

Стулья в зале распределены поровну между классами, т.е. по 48 штук. Поэтому сначала узнаем, сколько незанятых стульев осталось у каждого класса.

  1. 12 * 8 = 96 - всего стульев в зале;
  2. 96 / 2 = 48 - стульев для каждого класса;
  3. 48 - 42 = 6 - незанятых стульев у каждого класса;
  4. 6 * 2 = 12 - всего незанятых стульев.

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

Вовлекая учеников в самостоятельный поиск, я предложила детям представить, как еще можно рассадить школьников. Было очень много версий: чтобы все ряды заполнились учениками равномерно, и каждый ряд был хотя бы частично занят;

чтобы оба класса рассаживались одновременно;

рассаживались порознь;

чтобы для каждого класса выделялось поровну мест в зале или поровну (по 6) в каждом ряду.

Детям, у которых возникли затруднения с поиском новых способов, было предложено сделать рисунок. И дело пошло лучше.

V способ

  1. 42 / 12 = 3 (ост. 6) - 3 ряда занято, оставшихся 6 учеников посадили в 4-й ряд.
  2. 12 - 6 = 6 - учеников из другого класса тоже посадили в 4-й ряд;
  3. 42 - 6 = 36 - учеников остается посадить на другие ряды;
  4. 36 / 12 = 3 - еще 3 ряда займут ученики из другого класса;
  5. 4 + 5 = 7 - рядов занято;
  6. 8 - 7 = 1 - ряд или 12 стульев не занято.

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

VI способ

  1. 42 / 12 = 3 (ост. 6) - 3 ряда занято, 6 учеников не посажено;
  2. 42 + 6 = 48 - учеников осталось посадить;
  3. 48 / 12 = 4 - ряда займут оставшиеся ученики;
  4. 4 + 3 = 7 - рядов занято;
  5. 8 - 7 = 1 - ряд или 12 стульев не занято.

Ответ: 12 стульев останутся незанятыми.

VII способ

  1. 8 / 2 = 4 - рядов для каждого класса;
  2. 12 * 4 = 48 - стульев выделили для каждого класса;
  3. 48 - 42 = 6 - стульев остается не занятыми в каждой части зала, выделили каждому классу;
  4. 6 * 2 = 12 - стульев останутся незанятыми.

VIII способ

  1. 42 * 2 = 84 - ученика нужно рассадить;
  2. 84 / 8 = 10 ( ост. 4) - 10 учеников в каждом ряду и 4 ученика пока посадили; если будем сажать поровну на каждый ряд;
  3. 12 - 10 = 2 - по 2 стула остались незанятыми в каждом ряду;
  4. 2 * 8 = 16 - всего 16 стульев осталось после того, как рассадили по 10 детей в каждом ряду;
  5. 16 - 4 = 12 - стульев оказались незанятыми, после того как 4 оставшихся учеников посадили на места из оставшихся 16.

IX способ

  1. 12 * 8 = 96 - всего стульев в зале;
  2. 96 / 42 = 2 ( ост. 12) - 2 класса можно посадить и 12 мест останутся незанятыми.

X способ

  1. 12 / 2 = 6 - по 6 стульев в ряду выделили для класса, если будем рассаживать на каждый ряд поровну учеников из одного и другого класса;
  2. 42 / 6 = 7 - рядов займет каждый класс;
  3. 8 - 7 = 1 - ряд или 12 стульев останутся незанятыми.»

Поскольку ситуация задачи не сложна для представления, мы записывали только некоторые способы с самой короткой записью. Остальные выполняли устно с показом на рисунке, определяя самый рациональный способ, причем на уроке все найденные детьми способы обязательно были показаны. Ученики, нашедшие самостоятельно новые способы поощрялись. Тех, кто самостоятельно не мог увидеть другие пути решения задачи, я объединяла в группы с сильными учениками.

Решая задачу, дети вкладывали в тетрадь черновик, который помогал мне проследить за ходом мысли каждого ребенка. Если я видела, что ученик рассуждает неправильно, то чтобы не угас интерес к задаче, мы вместе со школьником определяли, на какой ступени рассуждений допущена ошибка.

Работая с любой задачей на уроке, учитель, как правило, задает одни и те же вопросы и предлагает одни и те же задания: Что известно? Что неизвестно? Прочитайте условия. Прочитайте вопрос. Выполните краткую запись или запишите задачу в таблице. При решении простых задач можно отказаться от оформления краткой записи, поскольку она не только не помогает детям научиться решать задачи, но и снижает интерес к ним.

Необходимо разнообразить деятельность детей при решении задач на уроке, использовать различные методические приемы: предлагать задачи с недостающими и лишними данными, сравнивать условия и их решения, составлять схемы. Все это способствует формированию и поддержанию учебной мотивации на уроках математики, поскольку дети думают, рассуждают, решая задачи, а не узнают в каждой ту, которую решали раньше.

Очень хорошие результаты дала проведённая мной самостоятельная работа в форме теста. Во-первых, детям была интересна новая форма работы, дети очень увлечённо пытались выполнить именно свою работу, не пытаясь списывать, как при обычных работах по вариантам. Во-вторых, даже дети, которые не любят запись (краткую запись, ответ, пояснения - в задачах, переписывание в тетрадь выражений…) или у которых возникикают проблемы с оформлением работ и они из-за этого по времени не укладывались, чтобы решить все задания, в полной мере смогли показать свои знания. Конечно, я не утверждаю, что нужно вовсе исключить письменные работы с записью, так как дети должны уметь не только правильно отвечать на вопрос, но и грамотно записывать, чтобы другие люди могли его понять. Собственно, это(выше сказанное) я считаю третьим плюсом работы-теста, так как у детей возник спор - нужна ли нам вообще запись задач, примеров… Но после обсуждений разных мнений дети пришли к выводу: «… запись конечно нужна, так как если, например мы запишем только решение и ответ в задаче без всяких пояснений или будем записывать только ответ, не записывая само выражение, то разобраться во всём этом сможет только тот, кто написал. И люди перестанут понимать друг друга. А запись специально для этого и придумали, чтобы люди даже на расстоянии могли понять друг друга. Поэтому запись нужна, но если договорится, например, в классе, с учителем, можно запись сделать короче…».

Таким образом, можно сделать вывод, что если сочетать различные формы организации учебной деятельности, различные типы заданий, опираясь на потребности и опыт учеников - это приведёт к положительным результатам в обучении и развитию учебной мотивации на основе познавательных мотивов.

Заключение

В исследовании учебной мотивации наиболее актуальны вопросы изучения отношения детей к учебной деятельности. Приобретаемые в школе знания по-разному усваиваются учениками и занимают разное место в личности школьника, в зависимости от того, как у него воспитано отношение к этим знаниям и к своей учебной деятельности. Если ребенок учиться по внешнему принуждению, то его знания оказываются формальными, неосознанными, вот почему так важно воспитывать познавательные интересы ребенка еще в дошкольном возрасте.

При поступлении детей в школу, у них, с одной стороны, возникает потребность занять новое положение среди окружающих и выполнять связанную с этим положением деятельность, с другой стороны, у младшеклассников имеется и определенный уровень развития познавательных интересов.

Учебная деятельность младших школьников определяет их все остальные отношения с взрослыми сверстниками, отношения в семье и самооценка. Таким образом, в младшем школьном возрасте в процессе учебной деятельности формируются основные психические процессы и свойства личности.

В содержание учебной деятельности входит овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Важнейшим элементом учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые необходимо постоянно развивать.

Устойчивый познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Для этого учитель начальных классов должен использовать в своей практике как занимательные приемы работы и задания, так и задания проблемного характера. Так же, для возникновения положительной мотивации учебной деятельности при начальном обучении русскому языку и математике необходимы следующие условия:

  1. опора на опыт и потребности ребёнка;
  2. чередование форм работы: коллективной, индивидуальной, групповой;
  3. создание условий для само- и взаимооценки при работе детей в малых группах;
  4. систематичность и целенаправленность работы по формированию учебной мотивации;

Цель нашей работы заключалась в создании педагогических условий способствующих развитию учебной мотивации. Работа состоит из двух глав.

В первой главе рассматривается теоретический аспект проблемы. Во второй главе описывается проводимый нами эксперимент.

В пункте 2.1 приводятся результаты сравнительной диагностики. Данные нашего исследования свидетельствуют о том, что уровень учебной мотивации повысился. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась и цель достигнута. Так как наше исследование было апробировано, и дало положительные результаты, оно может использоваться в школах учителями начальных классов для повышения интереса к учебной деятельности, а как следствие и повышение уровня учебной мотивации младших школьников.

На основе этого можно сделать вывод: для становления положительной устойчивой мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо ни один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся. То, что для одного ученика является решающим, для другого может им не быть. В совокупности, в комплексе все указанные пути - достаточно эффективное средство формирования нужной мотивационной сферы у школьников.

Литература

1. Акимова А.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 1993.

2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М., 1978.

3. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М., Просвещение, 1982.

4. Божович Л.И.,Собр. Соч. – М.: 1979, с. – т. 2 – с. 187.

5. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А.М. Прохоров. – М., 1998. - С. 774.

6. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. - М.: Академия, 1999. – 320 с.

7. Возрастная и педагогическая психология / под. ред. А.В. Петровского. – М., 1979.

8. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В. Матюхиной, Т.С. Михальчик. М., 1984.

9. Выготский Л.С. Собр соч -М , 1982 -Т 2 -С 251

10. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 1996.

11. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

12. Дубровина И.В. Психология: учебник / И.В Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан; под. ред. И.В.Дубровиной. – 2-е изд. – М.: Академия, 2001. – 464 с.

13. Зимняя. Педагогическая психология.- М.: Академия.-1999 г. – 320.

14. Зак А.З. Диагностика теоретического мышления у младших школьников // Психол. наука и образование . – 1997. - № 2. – С. 36-41.

15. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться.- М.: Просвещение.- 1983.- 80.

16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.

17. Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий. Из опыта работы. М., Просвещение, 1980.

18. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 80 с.

19. Кулько В.А. Методы обучения и формирование рациональных умений учебной деятельности.— В кн.: Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе/ Под ред. Ю. К. Бабанского, И. Д. Зверева, Э. И. Моносзона. М., Педагогика, 1980.

20. Левитов Н.Д. Детская и педагогическая психология. Уч. Пособие для пед. Институтов. – М.: «Просвещение», 1960. – 427.

21. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1977.- 224 с.

22. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для ВУЗов. Изд.второе,доп.,испр. И перераб. – М.: Логос,2001. стр191-216 (384с)

23. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

24. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 288 с.

25. Мухина В.С. Возрастная психология:феноменология развития, детство, отрочество:Учебник для студ. Вузов. – 6 изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456с.

26. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М., 1984.

27. Мир детства. Младший школьник/ под. ред. А.Г. Хрипковой. – 2- е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.

28. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

29. Отстающие в учении школьники: проблемы психического развития /Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. М., 1986.

30. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.

31. Особенности психического развития детей 6-7- летнего возраста /под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.

32. Познавательные процессы и способности в обучении. – М., 1990.

33. Психологическое развитие младших школьников / под. ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.

34. Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. Пособие для учителя. М., Просвещение, 1980.

35. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. М., Педагогика, 1980.

36. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. М., Педагогика, 1980.

37. Сманцер А.П., Березовин Н.А. Воспитание у школьников интереса к учению: Кн. Для учителя. –Мн.: Нар. Асвета, 1987. – 75с.: ил.

38. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М., 1997.

39. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология: Учеб. для студ. Сред. Пед. Учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003.- 288с.

40. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М., 1993.

41. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – 2- изд., доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – 432 с.

42. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979.

43. Эльконин Д.Б. Психологическое обучение младших школьников. – М., 1978. – 304 с.

Развитие мотивации учения у младших школьников

Оглавление

Введение

Глава 1. Проблемы развития мотивации учения у младших школьников в психолого-педагогической теории и практике обучения

1.1 Психологические характеристика мотивационной сферы учения и её изменение в ходе индивидуального и возрастного развития школьников

1.2 Особенности учебной деятельности младших школьников

1.3 Роль содержания учебного материала и форм организации учебной деятельности в становлении мотивации учения

1.4 Организация учебной деятельности как один из путей развития положительной мотивации учения учебной деятельности на мотивацию учения

1.6 Роль контрольно-оценочной деятельности в развитии мотивации учения младших школьников

Глава 2. Пути развития мотивации учения

2.1 Диагностика мотивации учения младших школьников

2.2 Методика развития мотивации учения на уроках математики и русского языка

2.3 Организация опытно-экспериментального обучения и его результаты

Заключение

Используемая литература

Приложение

Введение

Издавна начальная школа была самым важным звеном в образовании и воспитании молодого поколения. Насколько значима эта школьная ступень, особенно хорошо понимают те, кому повезло с первой учительницей. Как же облегчить жизнь учителю, сделать учение более интересным для ребенка? В начальных классах был, есть и будет только один способ поднять интерес ребенка к учению - использовать его любознательность, его (еще не утраченную) доверчивость и открытость.

Спросите любого первоклассника, собирающегося в школу, хочет ли он учиться. В ответ вы услышите, что получать каждый из них намерен только пятерки. Мамы, бабушки, родственники, отправляя ребенка в школу, тоже желают ему хорошей учебы и отличных оценок. Первое время сама позиция ученика, желание занять новое положение в обществе - важный мотив, который определяет готовность, желание учиться. Но такой мотив не долго сохраняет свою силу.

К сожалению, приходится наблюдать, что к середине учебного года у первоклассников гаснет радостное ожидание учебного дня, проходит первоначальная тяга к учению. Если мы не хотим, чтобы с первых лет обучения ребенок стал тяготиться школой, мы должны позаботиться о пробуждении таких мотивов учения, которые лежали бы не вне, а в самом процессе обучения. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился именно потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

Общеизвестно, что нельзя научить того, кто учиться не хочет.

Ещё Ян Амос Коменский призывал сделать труд школьника источником умственного удовольствия и душевной радости. С тех пор каждый прогрессивно мыслящий педагог и психолог считает необходимым, чтобы ребенок почувствовал: учение это радость, а не только долг, учением можно заниматься с увлечением, а не по обязанности. Это не означает, что в учение нужно вносить внешнюю занимательность, хотя и она иногда полезна. Надо искать мотив радости в самом процессе обучения.

В учебной деятельности ребенок под руководством учителя оперирует научными понятиями, усваивает их. Никаких изменений в саму систему научных понятий он не вносит. Результат учебной деятельности - это изменение самого ученика, его развитие. Показателями такого изменения является выполненная им работа: ученик верно решил задачу, написал без ошибок диктант. Это значит, что он научился решать задачи, правильно писать безударные гласные, имена людей.

Какими же мотивами может и должна побуждаться учебная деятельность? Это мотивы, тесно связанные с содержанием деятельности, то есть мотивы собственного роста, собственного совершенствования. Если удается сформировать у детей такие мотивы, то наполняются новым содержанием и обретают новую силу общие мотивы деятельности, связанные с позицией школьника. Мотив - не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего задания уч<

Наши рекомендации